Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники.
Основные понятия и термины по теме: архитектура ПК, магистрально-модульный принцип ПК, основные устройства ПК, системный блок, устройство ввода-вывода, внутренняя память, внешняя память, клавиатура, программное обеспечение - системное, прикладное, инструментальное, пакеты прикладных программ, программы вспомогательного назначения, файл, категории файлов, атрибуты файла, каталог, подкаталог, ярлык,
План изучения темы:
1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
2. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память.
3. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик, мультимедийные компоненты.
4. Программный принцип управления компьютером.
5. Операционная система: назначение, состав, загрузка.
6. Виды программ для компьютеров.
7. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен.
|
|
8. Шаблоны имен файлов.
9. Путь к файлу.
10. Ввод команд.
11. Инсталляция программ.
12. Работа с каталогами и файлами
Краткое изложение теоретических вопросов:
Под архитектурой компьютера понимается его логическая организация, структура, ресурсы, то есть средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу обработки данных на определенный интервал времени. В основу архитектуры современных персональных компьютеров положен магистрально-модульный принцип. Это однопроцессорный компьютер. К этому типу архитектуры относится и архитектура персонального компьютера с общей шиной. Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью.
Физически магистраль представляет собой многопроводную линию с гнездами для подключения электронных схем. Совокупность проводов магистрали разделяется на отдельные группы: шину адреса, шину данных и шину управления. Периферийные устройства (принтер и др.) подключаются к аппаратуре компьютера через специальные контроллеры — устройства управления периферийными устройствами.
В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом.
1. Принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
2. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти.
3. Принцип адресности. Структурно основная память состоит из перенумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.
|
|
Компьютеры, построенные на этих принципах, относятся к типу фон-неймановских.
Современный персональный компьютер состоит из нескольких основных конструктивных компонент:
Ø монитора;
Ø системного блока;
Ø клавиатуры;
Ø манипуляторов.
Монитор (дисплей) - это стандартное устройство вывода, предназначенное для визуального отображения текстовых и графических данных.
Клавиатура компьютера — устройство для ввода информации в компьютер и подачи управляющих сигналов. Содержит стандартный набор клавиш печатной машинки и некоторые дополнительные клавиши — управляющие и функциональные клавиши, клавиши управления курсором и малую цифровую клавиатуру.
Мышь имеет вид небольшой коробки, полностью умещающейся на ладони. Мышь связана с компьютером кабелем через специальный блок — адаптер, и её движения преобразуются в соответствующие перемещения курсора по экрану дисплея. В верхней части устройства расположены управляющие кнопки (обычно их три), позволяющие задавать начало и конец движения, осуществлять выбор меню и т.п.
Джойстик — обычно это стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора. Часто применяется в компьютерных играх. В некоторых моделях в джойстик монтируется датчик давления. В этом случае, чем сильнее пользователь нажимает на ручку, тем быстрее движется курсор по экрану дисплея.
Трекбол — небольшая коробка с шариком, встроенным в верхнюю часть корпуса. Пользователь рукой вращает шарик и перемещает, соответственно, курсор. В отличие от мыши, трекбол не требует свободного пространства около компьютера, его можно встроить в корпус машины.
Дигитайзер — устройство для преобразования готовых изображений (чертежей, карт) в цифровую форму. Представляет собой плоскую панель — планшет, располагаемую на столе, и специальный инструмент — перо, с помощью которого указывается позиция на планшете. При перемещении пера по планшету фиксируются его координаты в близко расположенных точках, которые затем преобразуются в компьютере в требуемые единицы измерения.
Принтеры ударного типа (матричные и линейно-матричные) до сих пор остаются безальтернативным вариантом там, где требуются максимальная надежность и большой ресурс печати при минимальной её стоимости. Принтеры построчной печати, или линейно-матричные принтеры, обеспечивают наибольшую производительность среди печатающих устройств ударного типа. Основные области применения этих принтеров — банковское дело и работа в вычислительных центрах. В отличие от обычных матричных в линейно-матричных принтерах иглы расположены не поперек, а вдоль распечатываемой строки по всей ее длине. Это позволяет резко повысить производительность благодаря тому, что одновременно распечатывается целая строка точек вместо столбца высотой в один символ.
Среди свойств, которыми должны обладать банковские принтеры, на первом месте стоит повышенная надежность и износостойкость. Очень часто бывает необходимо, чтобы принтер работал круглосуточно. Именно такими качествами и обладают линейно-матричные принтеры.
Основные технологии цветной печати. С каждым годом цветные принтеры, без которых уже давно не могут обойтись профессиональные художники и дизайнеры, становятся все более привычным атрибутом офисов, хотя по скорости печати такие устройства пока еще заметно отстают от более скоростных и дешевых монохромных принтеров.
Сегодня сосуществуют пять технологий цветной печати — струйная, лазерная, термальная, сублимационная и твердочернильная, каждая из которых имеет четкую ориентацию на те или иные задачи и группы пользователей компьютеров.
|
|
Операционная система (ОС) — это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами персонального компьютера. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.
Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ПК и следит за ходом ее выполнения; анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания о том, что необходимо сделать, если возникли трудности.
Операционные системы персональных компьютеров делятся на однозадачные и многозадачные.
В однозадачных ОС пользователь в один момент времени работает с одной конкретной программой (задачей). Примером таких ОС служат операционные системы DOS.
Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами, и количество программ зависит от мощности системы. В качестве примера можно привести операционные системы всех версий WINDOWS.
Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей, которые предназначены для обеспечения доступа ко всем ресурсам вычислительной сети.
2. Функции ОС: 1. управление устройствами ПК; 2. взаимодействие с пользователем; 3. работа с файлами.
3. Состав ОС. Структуру ОС составляют следующие модули:
Ø базовый модуль (ядро) управляет работой программ и файловой системой;
Ø командный процессор – расшифровывает и исполняет команды пользователя;
Ø драйверы периферийных устройств – программно обеспечивают согласованность работы этих устройств с процессором;
Ø драйверы стандартных устройств образуют базовую систему ввода-вывода BIOS, которая часто зашита в ПЗУ;
|
|
Ø дополнительные сервисные программы (утилиты);
Ø ОС хранится на диске (винчестере, гибком, CD-ROM).
Для работы ОС, файлы, составляющие ее, должны быть помещены в ОЗУ. Процесс отсчитывания ОС в ОЗУ называется загрузкой.
4. Загрузка ОС: 1 этап загрузки: Начинается после включения системного блока. Его производят программы BIOS, которые записаны в энергонезависимую (постоянную или полупостоянную память). Производится тестирование памяти, всех устройств, на которые подано питание. И с диска считывается загрузчик.
2 этап загрузки: Программа загрузчик ищет на диске базовый модуль ОС, переписывает его в память и передает ему управление.
3 этап загрузки: В состав базового модуля входит основной загрузчик, который ищет остальные модули ОС, считывает их в ОЗУ. После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору и на экране появляется приглашение к вводу команд пользователя. (Во время работы в оперативной памяти обязательно должен находиться базовый модуль ОС и командный процессор. Все остальное по мере необходимости).
Примеры: MS-DOS, Windows 95,98, NT, VNIX.
Для ПК IBM PC основной ОС с 1981-1985 г. была система MS-DOS. Это неграфическая система использует интерфейс командной строки, т.е. общение пользователя с ПК производится через командную строку.
4 этап загрузки: На экране в командной строке появляется символьный курсор, указывающий, что система готова к приему команды.
Пример
C:\> copy fole1.txt A:\ file2.txt
Это – ОС Пользователь вводит с клавиатуры Это – ОС Пользователь вводит с клавиатуры
При этом пользователь должен соблюдать синтаксис команды, иначе она не будет воспринята.
Совокупность команд, которые понимает ОС, составляют язык команд ОС. В режиме командной строки пользователя должен знать командный язык со всеми его подробностями (это очень неудобно).
5 этап загрузки: DOS – поддерживает однозадачный режим. Позже появляется диалоговая оболочка Norton Commander (NC) над MS-DOS, которая значительно упростила общение с DOS (где видна файловая структура).
В 1995 г. появилась система Windows 95, которая стала первой графической операционной системой (графический интерфейс). Система Windows обладает рядом дополнительных возможностей по сравнению с DOS.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
2. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память.
3. Периферийные устройства.
4. Программный принцип управления компьютером.
5. Операционная система.
6. Виды программ для компьютеров.
7. Файл, каталог (папка).
8. Шаблоны имен файлов.
9. Путь к файлу. Ввод команд.
10. Инсталляция программ.
11. Элементы окна Windows.
12. Управление окнами Windows.
13. Меню и запросы Windows.
14. Справочная система Windows.
15. Работа с пиктограммами программ.
16. Переключение между программами.
17. Обмен данными между приложениями.
18. Операции с каталогами и файлами.