Существует целый ряд причин, в силу которых эффектив-
ность устного выступления, как правило, оказывается значительно выше, чем если бы данный текст распространялся среди аудитории письменно.
Каковы же эти причины?
Устное выступление – наиболее древний, а значит наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудоемкий для него.
Устная речь имеет богатый арсенал коммуникативных средств – мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать. Гораздо легче в устной речи передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.
Устная речь – способ общения, которым всегда владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.
В условиях устной речи дополнительным воздействующим фактором является сама личность оратора, его внешность, эмоциональность, убежденность.
В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает се воздействующую силу, облегчает понимание.
|
|
В условиях устного выступления творящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы достичь максимальной эффективности в данных конкретных условиях.
В условиях устного выступления обычно есть четкий адресат выступления, что позволяет ориентировать выступление на конкретные интересы и особенности аудитории.
Устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.
Устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации по сравнению с письменным – не нужны материальные затраты, специальные средства размножения и т. д.