Речь – исторически сложившаяся форма общения с людьми, опосредованная языком.
Свойства языка
1. креативность
2. форма (комбинации звуков)
3. структура (морфология и синтаксис)
4. абстрагирование
5. общение, выражение сознания и самосознания
Речевой аппарат – комплекс, участвующий в создании звуков человеческой речи. Включает в себя голосовые связки, мышцы гортани, языка, губ, мяг.неба, глотки, дыхательную мускулатуру.
Речевые структуры мозга – левая нижняя лобная извилина (зона Брока, 44-45 поле по Бродману), задняя часть левой верхней височной извилины (зона Вернике, 22 поле), добавочная двигательная область, область угловой извилины (соединение височной, теменной и затылочной доли левого полушария, 39 поле), БГ, ядра передней части таламуса, структуры лимбической системы.
Афазия/дисфазия – утрата способности понимать устную речь/для менее выраженных расстройств.
Моторная афазия – нарушение разговорной речи, нередко письма при нарушении зоны Брока.
Сенсорная афазия – нарушение понимания речи при поражении зоны Вернике.
Зоны Вернике и Брока связаны между собой дугообразными пучками неврвных волокон, обесп. их взаимодействие.
Латерализация речи – неравноценный вклад структур полушарий переднего мозга в обеспечении речевой деятельности. У 96% правшей речевые центры находятся в левом полушарии и только у 4% - в правом. У 70% левшей речевые центры также находятся в левом полушарии и лишь у 15% - в правом, а еще у 15% - в обоих полушариях.
Ритм речи, высота, интонация – контролируются зеркально организованными в правом полушарии структурами.