1. Назовите термины, исходя из определения следующих понятий:
1. Вся сумма воздействий, которую оказывают друг на друга живые существа, —...
2. Животные, питающиеся другими животными, которых они ловят и умерщвляют, —...
3. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только как источник пищи, но и как место постоянного или временного обитания, -...
4. Форма взаимоотношений между двумя видами, при которой деятельность одного из них доставляет пищу и убежище другому, —...
5. Взаимовыгодные отношения видов, при которых ни один вид не может существовать без другого —...
6. Форма биотических отношений, при которой сожительство двух видов на одной территории не влечет для них ни положительных, ни отрицательных последствий —...
7. Форма межвидовых отношений, при которой для одного из двух взаимодействующих видов последствия совместного обитания отрицательны, тогда как другой не получает от них ни вреда, ни пользы —...
8. Взаимоотношения, возникающие между видами со сходными экологическими требованиями, —...
2. В 70-х гг. XIX в. на Вест-Индские острова были завезены 9 мангустов для борьбы с расплодившимися крысами — вредителями плантаций сахарного тростника. Зверьки прижились и стали размножаться. Со временем количество мангустов возросло до сотен тысяч. Крыс стало меньше, однако вместе с ними стали исчезать местные виды лягушек, птиц, ящериц, крабов. На этом фоне значительно размножились насекомые, потребляющие сахарный тростник. Как вы думаете, почему люди не получили ожидаемого эффекта от акклиматизации мангустов и повышения урожайности тростника? Почему численность мангустов резко возросла? Почему размножились насекомые, потребляющие сахарный тростник?
3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Среди паразитов преимущество получают те, которые:
а) приводят хозяина к как можно более ранней гибели;
б) способны более плотно и длительно использовать хозяина;
в) следуют принципу: «Изнуряй и погуби!»;
г) следуют принципу: «Не изнуряй и не губи!».
4. Восстановите правильный порядок событий при осуществлении взаимной регуляции численности хищников и жертв:
1. Снижение численности жертв;
2. Снижение численности хищников;
3. Увеличение численности жертв;
4. Увеличение численности хищников.
5. Выберите правильный ответ из предложенных. Примером комменсализма не является:
а) молодь рыб прячется под зонтиками защищенных стрекательными клетками медуз;
б) растения-эпифиты поселяются на коре деревьев;
в) растение повилика полевая поселяется на клевере ползучем;
г) рыба средиземноморский карапус обитает в полости тела голотурий.
6. Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).
1. Лишайники являются примером синойкии (квартиранства).
2. Отношения термитов и жгутиковых, обитающих в их кишечнике, являются иллюстрацией симбиоза.
3. Симбиоз является вариантом мутуалистических отношений видов.
4. Отношения белок и лосей одного леса являются примером конкуренции.
7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Закон конкурентного исключения был сформулирован в 1930-х гг.:
а) Э. Геккелем; в) А. Лоткой;
б) Г.Ф. Гаузе; г) В. Вольтерра.
8. Придумайте сложную цепь различных экологических взаимодействий, которая начинается с того, что вы выплескиваете семечко яблони, а в итоге реализации сложных биоценотических связей у вашего отца оказываются испорченными кожаные туфли.
9. Почему живущие одиноко горностаи оказались более разнообразных размеров, чем живущие совместно с ласками?
10. При описании динамики системы, возникающей в результате взаимодействия популяций двух видов, обычно учитывается изменение численности каждого из них в зависимости от промежутка времени. В этом случае влияние популяции одного вида на популяцию другого можно оценить лишь косвенным путем, анализируя изменения численности каждого из них в отдельности в определенный момент времени. Такой подход не дает целостного восприятия биотических взаимоотношений в паре видов. Влияние популяций каждого из них друг на друга без учета временного фактора хорошо прослеживается при использовании метода фазового портрета. Фазовый портрет — это кривая, отражающая изменения численности популяций сразу двух видов. Строится фазовый портрет исходя из временной развертки изменения численности (рис. а). Система координат фазового портрета по оси абсцисс отражает изменение численности популяции одного из взаимодействующих видов (N,), а по оси ординат — второго (N;) (рис. б). На оси абсцисс (рис. а) откладываются равные промежутки времени. Чем меньше интервал между последующими моментами времени, тем более точным будет фазовый портрет. Для каждого из отмеченных моментов времени t на временной развертке определяется численность популяций обоих из взаимодействующих видов. Данные значения будут являться координатами одной точки на фазовом портрете (рис. б). После построения всех точек для всех отмеченных вами моментов времени они соединяются друг с другом плавной кривой, которая и является фазовым портретом типа, вида или формы биотических взаимоотношений. На его основе можно выделить наиболее общие черты взаимодействия, прогнозировать динамику системы, опираясь только на ее биотическую составляющую. Используя фазовый портрет, можно построить и временную развертку изменения численности популяций взаимодействующих видов, проделав операции в обратном порядке.
На рисунке изображены фазовые портреты различных типов биотических взаимоотношений. Постройте временную развертку для каждого из них. Объясните, к какому типу взаимоотношений относится каждый из них, и приведите примеры.