Биотические взаимодействия

1. Назовите термины, исходя из определения следующих понятий:

1. Вся сумма воздействий, которую оказывают друг на друга живые существа, —...

2. Животные, питающиеся другими животны­ми, которых они ловят и умерщвляют, —...

3. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только как источник пищи, но и как место постоянного или временного обитания, -...

4. Форма взаимоотношений между двумя вида­ми, при которой деятельность одного из них доставляет пищу и убежище другому, —...

5. Взаимовыгодные отношения видов, при кото­рых ни один вид не может существовать без другого —...

6. Форма биотических отношений, при кото­рой сожительство двух видов на одной тер­ритории не влечет для них ни положитель­ных, ни отрицательных последствий —...

7. Форма межвидовых отношений, при которой для одного из двух взаимодействующих видов последствия совместного обитания от­рицательны, тогда как другой не получает от них ни вреда, ни пользы —...

8. Взаимоотношения, возникающие между ви­дами со сходными экологическими требова­ниями, —...

2. В 70-х гг. XIX в. на Вест-Индские острова были завезены 9 мангустов для борьбы с расплодившимися крысами — вредителями плантаций сахарного трост­ника. Зверьки прижились и стали размножаться. Со временем количество мангустов возросло до сотен ты­сяч. Крыс стало меньше, однако вместе с ними стали исчезать местные виды лягушек, птиц, ящериц, кра­бов. На этом фоне значительно размножились насеко­мые, потребляющие сахарный тростник. Как вы ду­маете, почему люди не получили ожидаемого эффекта от акклиматизации мангустов и повышения урожай­ности тростника? Почему численность мангустов рез­ко возросла? Почему размножились насекомые, по­требляющие сахарный тростник?

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Среди паразитов преимущество получают те, которые:

а) приводят хозяина к как можно более ранней гибели;

б) способны более плотно и длительно исполь­зовать хозяина;

в) следуют принципу: «Изнуряй и погуби!»;

г) следуют принципу: «Не изнуряй и не губи!».

4. Восстановите правильный порядок событий при осуществлении взаимной регуляции численности хищ­ников и жертв:

1. Снижение численности жертв;

2. Снижение численности хищников;

3. Увеличение численности жертв;

4. Увеличение численности хищников.

5. Выберите правильный ответ из предложенных. Примером комменсализма не является:

а) молодь рыб прячется под зонтиками защи­щенных стрекательными клетками медуз;

б) растения-эпифиты поселяются на коре деревьев;

в) растение повилика полевая поселяется на клевере ползучем;

г) рыба средиземноморский карапус обитает в полости тела голотурий.

6. Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).

1. Лишайники являются примером синойкии (квартиранства).

2. Отношения термитов и жгутиковых, обита­ющих в их кишечнике, являются иллюстра­цией симбиоза.

3. Симбиоз является вариантом мутуалистических отношений видов.

4. Отношения белок и лосей одного леса явля­ются примером конкуренции.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Закон конкурентного исключения был сформулирован в 1930-х гг.:

а) Э. Геккелем; в) А. Лоткой;

б) Г.Ф. Гаузе; г) В. Вольтерра.

8. Придумайте сложную цепь различных эколо­гических взаимодействий, которая начинается с того, что вы выплескиваете семечко яблони, а в итоге реа­лизации сложных биоценотических связей у вашего отца оказываются испорченными кожаные туфли.

9. Почему живущие одиноко горностаи оказа­лись более разнообразных размеров, чем живущие со­вместно с ласками?

10. При описании динамики системы, возникающей в резуль­тате взаимодействия популяций двух видов, обычно учи­тывается изменение численности каждого из них в зависи­мости от промежутка времени. В этом случае влияние по­пуляции одного вида на популяцию другого можно оце­нить лишь косвенным путем, анализируя изменения чис­ленности каждого из них в отдельности в определенный момент времени. Такой подход не дает целостного воспри­ятия биотических взаимоотношений в паре видов. Влияние популяций каждого из них друг на друга без учета времен­ного фактора хорошо прослеживается при использовании метода фазового портрета. Фазовый портретэто кри­вая, отражающая изменения численности популяций сразу двух видов. Строится фазовый портрет исходя из временной развертки изменения численности (рис. а). Система коор­динат фазового портрета по оси абсцисс отражает измене­ние численности популяции одного из взаимодействующих видов (N,), а по оси ординат — второго (N;) (рис. б). На оси абсцисс (рис. а) откладываются равные промежутки времени. Чем меньше интервал между последующими мо­ментами времени, тем более точным будет фазовый порт­рет. Для каждого из отмеченных моментов времени t на временной развертке определяется численность популяций обоих из взаимодействующих видов. Данные значения бу­дут являться координатами одной точки на фазовом порт­рете (рис. б). После построения всех точек для всех отме­ченных вами моментов времени они соединяются друг с другом плавной кривой, которая и является фазовым порт­ретом типа, вида или формы биотических взаимоотноше­ний. На его основе можно выделить наиболее общие черты взаимодействия, прогнозировать динамику системы, опи­раясь только на ее биотическую составляющую. Исполь­зуя фазовый портрет, можно построить и временную раз­вертку изменения численности популяций взаимодейству­ющих видов, проделав операции в обратном порядке.

На рисунке изображены фазовые портреты различных типов биотических взаимоотношений. Постройте времен­ную развертку для каждого из них. Объясните, к какому типу взаимоотношений относится каждый из них, и приве­дите примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: