Ценности как один из факторов конфликта

“Гармония мира складывается из противоположностей, между которыми происходит борьба.”, слова сказанный древнегреческим философом Гераклитом, находят свое отражение и по сей день. Мы существуем в социуме, у нас есть увлечения, хобби, работа или учеба, это зависит на какой жизненной стадии вы находитесь, хотя это не так важно, потому что конфликт ценностей застает врасплох, как только человек начинает мыслить логически. Только вот на этот моменте есть некое расхождение между субъектами и заключается оно в человеке мылящим или человек плывущий по течению. Суть этой дилеммы заключается в том, что если ты человек мыслящий, то ты можешь осознавать ценностный конфликт с самим собой, самая типичная ситуация заключается, мыслю верно, но делаю иначе. Такой тип людей смотрят на себя со стороны и видят в чем их конфликт, но зачастую все это остается только на стадии “видят”. Что касается человека плывущего по течению, его конфликт заключается в подсознательной неосознанности происходящего, вероятно, что на подсознательном уровне его ход мыслей соответствует первому типу людей, но он это не вывод на стадию внутренней дискуссии. Тут, как мне кажется, может возникнуть парадоксальная тавтология о человеке мыслящим. Как бы то ни было, принадлежите вы к тому или иному типу это не так важно, итог один и тот же, у всех возникает конфликт ценностей, это неизбежно, каждый видит этот конфликт через свою призму восприятия реальности.

Противостояние внутренних противоположностей абсолютна. Борьба – есть логос человеческого существования. Каждый отдельно взятый индивид постоянно борется за свое существование, чего-то хочет, к чему-то стремится, преодолевает различные жизненные препятствия. Предположим такую утопию мира, где человеку все дается легко, нигде он не встречает препятствий, ему не приходится делать выбор, а соответсвенно и учавствовать в конфликтах.Тогда все вокруг замирает, функцианолизм станновится бессмысленен, жизни нет. Соответсвенно людям от такой концепции лучше не станет, если все их желания исполнятся. Человеку важен процесс, а не результат. Согласно этой логике, где имеется борьба, противостояние, преодоление трудностей – там жизнь, та жизнь в которой мы с вами и существует в данный момент времени. Абсолютно все действия людей протекают в своего рода нормативно-ценностных рамках, хотя мы стараемся все быть индивидами и не ограничиваться рамками, но это скорей абстракто-неотъемлемые рамки, которые как многие физические законы, просто не возможно игнорировать, но ни в одном обществе нормы или ценности не образуют статичной целостной системы. Отношения внутри нас или между людьми могут быть в разной степени конфликтности, чем и и обусловлен драматизм жизни.

Для меня наиболее ярким отражением ценностного конфликта, является пример столкновения родителей и детей, то есть молодого поколения и старшего поколения. Конфликт заключается в том, что старшее поколение уже имеет некие фундаментальные истины, которые они уже проверили с годами и которые работают уже в этой жизни, для них это некий свод законов, внутренние истинны, которые структурируют хаос. Получается, что для них опыт доказал, что эти истины действительно работают на жизненном пути, ибо эти истины они прорабатывали годами, десятилетиями. В свою очередь для молодого поколения характерен нонконформизм. Который заключается, в активном неприятии законов общепринятого порядка норм, ценностей, традиций или законов. Это бунтарское мировоззрение молодежи берет свои корни, в заявлении о себе как личности, как индивидуума в соцоуме. Это потвержается экспериментами Чарльза Ричарда Снайдера и Говарда Эл. Фронкина на студентах университета Пердью, в США за 1980 год. Где студентам сначала предлагалось оценить то, насколько, по их мнению, 10 их наиболее значимых установок совпадают с аналогичными установками других студентов, а потом участвовать в экспериментальном исследовании конформизма. Была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее у них проявлялась тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе. Этот эксперимент иллюстрирует возникновение такого поведения в самоидентификации индивидуума. То есть склонность к нонконформизру не несет на себе отстаивание какой то идеи в качестве истинности, смысл такого конфликтного бунтарского поведения носит скорей показательный характер, нежели какой-то объективной истинности, а скорей в стремлении к противостоянии, к борьбе, что составляет конфликт ради конфликта. В ходе этого противостояния, устои которые сформировались у старшего поколения поддаются критики со стороны молодого поколения, которое жаждет самоитендифицироваться. Крайние случаи конформизма и нонкомформизма, имеют негативный окрас, но в результате их столкновения рождается компромис.

В тоже время,если нонконформизм несет в себе смысл исключительно в противостоянии, то есть главная цель это пойти против, то нигилизм есть мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей и в также непризнание любых авторитетов. В своих рассуждениях Хайдеггер трактует классический нигилизм, как не только переоценка всех ценностей, то есть замена старых ценностей новыми, переоценка переворачивает сами способы оценивания, тем самым создавая новые принципы трактования ценностей, в котором оно будет пребывать и исходить. Тем самым Хайдегерр поясняет “ницшеанскую” концепцию ‘’мертвого Бога’’, как уничтожения парадигмы в которой мыслимо существования Бога, как ценности.

В масштабном процессе глобализации происходит взаимодействие разных культур. Эти культуры в процессе своего становления, которое может насчитывает тысячилетия, нажили определенные ценности, которые стали для них непоколебимыми и нерушимыми, являя тем самым свою аутентичность. При их контакте между собой возникает конфликт, который несоизмерим по размерам с описанным выше конфликтом отцов и детей. В результате возможны различные сценарии развития событий, в зависимости от степени значимости конфликтующих ценностей.

В ходе симбиоза культур в нынешних реалиях, их слияние может пораждать не только классический интитут культурных ценностей, но и в результате может создаться новая культура со своими новаторскими ценностями, как пример такого взаимодействия выступает виртуальное сообщество, на площадке глобальной сети.

При другом развитии событий, столкновение культур может спровоцировать агрессивное поведение одной из сторон, с навязыванием своих идеологий, это может происходить как между культурами так и между людьми в отдельности.

Зачастую это происходит не только при невозможности сосуществования разных идеологий, разных культур(людей), но также и на почве жажды к власти и доминирования.

Пассивный сценарий развития, это проявление толерантности, то есть принятия с одной из сторон этнической самобытности другой стороны.

Противоречия, которые возникающие в процессе конфликтных обстоятельств, могут быть заранее предугаданные, это может быть достигнуто за счет этакого «диалектического материализма», только не взаимосвязь предметов и явлений, а связь между внутренними конфликтами ценностной сферы субъекта и личностными свойствами. Внутренний мир человека, с определенным набором ценностей, пораждает в первую очередь внутренний конфликт «Я-Я», который в последствии он проецирует на «Я-Мир», получается, для того чтобы понять природу конфликта для начала следует обратиться непосредственно к субъекту и его индивидуальным аспектам бытия.

Определенным чертам личности соответствуют, определенные конфликтные ценности.

«заключение,вывод»

Но, как я подмечала выше, не стоит стремиться к утопичному идеалу существования, это скорей как отдельная область исследования и познания человеческих ценностей и бытия, однако для того чтобы правильно осязать и рассуждать на тему окружающего мира, для начала следует четко разобраться в себе, как отдельно стоящим индивиде, не опираясь на шаблоны и внешние факторы и тоже время принимая и следую определенным абстрактным рамкам. Возможно такое виде может показаться слегка нонкомформистским, так почему бы и нет, ведь исходя из моих рассуждей, сейчас как раз у меня период «бунтарского мировосприятия».

????????»следует узнать у преподавателя, стоит ли вдаваться в эту тему»

Вот мы и подошли к немаловажному аспекту ценностного конфликта не только внутри субъекта, но и с внешним воздействием. Ценностное противостояние может сделать людей непримиримыми врагами. Превратившись в столкновение идеологий он может стать причиной вооруженных столкновений и войн между народами и государствами. Терроризм в современном мире, религиозные и этнические распри часто являются последствиями ценностных конфликтов. Мы можем рассмотреть довольно очевидный пример на актуальном примере Украинского конфликта. Ведь события, которые произошли на Евромайдане,есть итог противоречий между поддержавшей противников президента Виктора Януковича Западной Украиной, на которую опиралась часть оппозиции, и пророссийски настроенной Юго-Восточной Украиной, где были сильны позиции президента Януковича — уроженца Донбасса — и его сторонников из Партии регионов.

????????


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: