Юриспруденция Древнего Рима, ее влияние на европейскую юриспруденцию

В истории Древнего Рима выделяют три периода:
·царский (754–510 гг. до н. э.).
·республиканский (509-28 гг. до н. э.).
·императорский (27 г. до н. э. -476 г. н. э.).
Существенную роль в истории Древнего Рима сыграла борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями, т. е. с «собственно римским народом», члены которого монополизировали в своих руках политические и гражданские права.

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Политические учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества.

Наибольшая роль в развитии философско-правовых концепций Древнего Рима принадлежит Марку Туллию Цицерону (106-43 гг. до н.э.) - знаменитому римскому оратору, государственному деятелю и мыслителю. Цицерон происходит из сословия всадников. Начиная свой диалог «О государстве» с противоположения деятельности и созерцания, Цицерон отдает безусловное предпочтение деятельному характеру римской политической культуры. Ориентация на римскую доблесть является исходным постулатом его теории, и это определяет двойственное отношение Цицерона к классической традиции. Цицерон был вынужден приспосабливать классические учения (концепции Платона и Аристотеля) к ценностной сетке римской политической культуры, и это в его концепции усиливает общую для античности точку зрения на государство как на единственное место «цивилизации».

Пункт, по отношению к которому происходит адаптация эллинского теоретического наследия, заключается в утверждении, что Рим представляет собой непревзойденный образец. Достоинства государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона, плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. Значительное преимущество Рима, полагал Цицерон, обусловлено географическим расположением города на суше, легко соединяющейся (благодаря Тибру) с морем, но не у самого моря.

Римская цивилизация, с точки зрения Цицерона, образцова, универсально-нормативна в силу утвержденной в ней морали долга, превосходящей масштаб права и обычаев ограниченных. Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». По Цицерону всякая гражданская община, является народным установлением, всякое государство должно, что бы быть долговечным, управляться Советом, а совет этот должен исходить из той причины, которая породила гражданскую общину. Управление следует поручить либо одному человеку, либо нескольким выборным, или же его должны взять на себя множество людей, то есть все граждане. В первом случае – это царская власть, во втором – власть оптиматов, в третьем – власть народа.. Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, т.к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

Правовые воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.

Юристами в древнюю эпоху были жрецы (понтифы), они представляли собой нечто похожее на общественное объединение которые толковали закон не посвящая народные массы в свои юридические тайны. Так ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право понималось как божественное право и божественное веление.

Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II – I вв. до н.э. римские юристы тщательно разработали обширный комплекс правовой проблематики в области общей теории права, а также отдельных юридический дисциплин.

Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. – III в. н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть Сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения юристов тем самым приравниваются к закону.

Юристы пользовались уважением и занимали довольно высокое служебное положение, благодаря этому имели авторитет и влияние. Не имея законодательной власти, юристы своим фактически и основывали нормы права приобретавшие авторитетность, затем и обязательность.

Со второй половины III в. н.э. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, сто приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Правда. Положение юристов классического периода сохранили свою силу и авторитет и в новых условиях.

Из большего числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валентина III в. (426 г.) н.э. о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между ними спор решался мнением большинства, а если это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus juris civilis), которая включала:

1) Институции, т. е. освещение основримского права для начального обучения (для этой части были использованы “Институции” Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

2) Дигесты (или Пандекты), т. е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н. э. -- по IV в. н. э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;

3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).

Деятельность юристов была направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособления действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с те в своих комментариях и ответах по конкретным делам, нередко носивших право преобразующий характер они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений.

Римские юристы сформулировали принципиально важное положение о делении права на публичное и частное право. По знаменитой формле Ульпиана, публичное право относится к пользе государства, частное право к пользе отдельных лиц. Частное право, в свою очередь, включало в себя следующие три части: естественное право (ius naturae, ius naturale), право народов (ius gentium) и цивильное право (ius civile).

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости.

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев.

Вследствие рецепции римского права его принципы были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII – XIX вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: