1.Основной причиной обострения проблем на межнациональной и межэтнической почве является отсутствие последовательной государственной политики.
Советского Союза не стало. В стране, где пропаганда была на самом высоком уровне, проблемам религий и национальностей уделялось огромное внимание.
Россия объявила себя демократическим государством, оставив без особого внимания развитие взаимоотношений между множеством наций и народностей, заселяющих страну. Тогда, суверенные государства бывшего Союза, постоянно «экспортирующие» граждан с уже совершенно иной идеологий и ценностями в Россию, начали экспансию в экономически более развитую Россию, не редко посягая при этом на ценности коренных жителей страны. И это не могло пройти незаметно.
Вопиющей несправедливостью и недальновидностью властей было и выстраивание «общественного договора» с национальными республиками новой России по формуле «всяческие свободы взамен стабильности». Вот и получилось так, что стили управления в нашем вроде бы федеративном государстве, в корне различаются, в зависимости от того, какой нацией преимущественной заселен регион. Все меньше и меньше россиян считают, что Чечня, Ингушетия, Адыгея и пр. – это российские регионы.
2. Взаимоотношения с национальными общинами. В европейских государствах разрабатываются целые программы взаимодействия с национальными общинами. Более того, государство выделяет средства на их поддержание и проводит комплекс мер с этническими группами. В основном, эти мероприятия нацелены на проблемы ассимиляции представителей различных национальностей и культур в местный «национальный ландшафт», привлечение потенциала приезжих для разрешения отдельных проблем среды обитания. Не говоря о том, что эти меры направлены на минимизацию возможного «вклада» в расшатывание стабильности страны, куда приезжают представители различных народов и национальностей.
Что же происходит в России с общинами? Все мало-мальски организованные сообщества в России, либо по национальным, либо по религиозным, либо по иным принципам, обслуживают только собственные, узкие интересы. В основном по бизнесу, ну и другие попутно. Получаются этакие государства в государстве, живущие по своим законам, разделяющие сферы влияния. С государственными институтами они имеют отношения, постольку, поскольку «их пути пересекаются» и они готовы откупиться от готовых брать взятки чиновников, которые закрывают глаза на всякого рода их «шалости», а иногда и оказывают услуги этим общинам, становясь для них «крышой» События в московском Бирюлево, где после убийства местного жителя уроженцем Азербайджана, произошли беспорядки, заставили вновь заговорить о серьезнейшей проблеме современной России – участившихся конфликтах между коренным населением и растущей не по дням, а буквально по часам армией иммигрантов, гастарбайтеров.
Общины должны и могли бы сыграть огромную роль в профилактике проявлений любого рода экстремизма, в том числе национального и религиозного. Тут нужна целенаправленная работа, нацеленная на оптимальное взаимодействие власти и общин, во благо той территории, на которой живут и развиваются представители наций и народностей, которые приезжают за лучшей долей для себя и своей семьи.
3. Еще одним, не менее важным инструментом воздействия на умы является религия. Как известно, Россия светское государство. Но религия имеет влияния на процессы, происходящие в государстве Российском. Когда мы видим первых лиц государства и регионов во время служб среди прихожан, верующих, роль религии приобретает особое значение.
Государство обязано использовать религию и религиозные ценности для обслуживания важнейших государственных интересов, путем установления взаимодействия между властью и представителями всех конфессий.
Каким образом? Во главе религиозных общин, кафедр и пр. должны стоять патриоты, люди, которым общие цели России не пустые слова. Которые понимают экономические, социальные и иные интересы своей территории, инструментами духовного воздействия привлекают своих сторонников для разрешения этих задач. То есть, ценности духовные на благо всего государства, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Ведь не редки случаи, когда главными религиозными деятелями в регионах являются люди, далеко не являющиеся примером служения государству и своей земле, а те, которые решают свои мелкие (а иногда весьма не мелкие) коммерческие проблемы.
Вмешательство государства в дела духовные и межнациональные всегда весьма болезненно воспринимается представителями тех самых конфессий и национальностей. Но тут речь не идет о прямом вмешательстве, а в выработке официальной позиции, доведенной до всех, суть которой заключается в поддержке именно тех религиозных направлений, деятельность которых нацелена на общенациональные интересы российского народа.
Но нельзя ни в коем случае закрывать глаза на процессы самоорганизации и саморегулирования наций на базе экстремистских настроений и ценностей. Если государству не взять в собственные руки управления этими тенденциями и не повернуть развитие процессов в сторону национальных (государственных) интересов, то современная молодежь, не получающая в современной школе особых устойчивых этических ценностей, превратиться в руках идеологов экстремизма инструментом для манипуляций и получим необратимый процесс разложения Российского государства.
Природа интересов, отстаиваемых в межнациональных конфликтах:
– идеология, несовпадение общественно политической системы государств;
– стремление к господству, как локальному, так и глобальному;
– экономические интересы;
– территориальные предпочтения или сохранение территориальных границ;
– религиозные интересы, оказывающие влияние на статус государства.
Субъектами национальных конфликтов выступают: разделяемые определенными различиями и противоречиями этносы, национальные общности и составляющие их так называемые коренные народы и национальные меньшинства (т.е. ассимилированные в нацию этносы, не являющиеся элементами ее основы), многонациональные (интернациональные) образования и входящие в них национальные группы, национальные государства, разнообразные национальные организации и элиты. Реально действующими агентами конфликтов выступают группы, организованные в национальные движения. Последние формируются и развиваются по мере выявления, обострения меж-национальных противоречий и осознания их соответствующими субъектами. Логика формирования и развития национальных движений суть логика зарождения, разрастания и разрешения конфликтов. Развертывание национального движения включает умножение элементов его субъектов. Если поначалу — это часть наиболее активной национальной буржуазии и интеллигенции, то затем в ряды движения вливаются другие слои населения, осознавшие ущемленность своих групповых (общинных, этнических) интересов, в том числе, связанных с религиозной общностью, Постепенно, стихийно возникающие силы становятся организованными агентами борьбы; происходит и нарастает размежевание данного общества (социального единства) на «своих» и «чужих», «союзников» и «врагов». Разнородные элементы «своих» объединяются, чтобы добиться поставленных целей в борьбе за общее дело, что отнюдь не исключает возникновения в будущем конфликта внутри этого объединения. Так, в частности, произошло в Индии между мусульманами, индусами и синкхами. Какое-то время они выступали в единстве против английского господства, но затем, не без помощи англичан, оказались вовлеченными во взаимные конфликты, в значительной степени из-за интересов религиозных общин. Впоследствии, как известно, этот конфликт привел к государственному разделению индусской и мусульманской общностей.
Духовный источник национального движения — национальная идея как форма выражения национального самосознания (формирующегося или сложившегося). Она воплощается в национализме — специфическом состоянии национального сознания и общественной национальной практики, реализующей это сознание. Поскольку национальная идея я воплощающий ее национализм, всегда связан с конкретной этно-национальной общностью, так или иначе отражает потребности и интересы последней, то в истории существовали и существуют разнообразные виды национализмов. В Индии, скажем, — это индусский, мусульманский и сикхский национализмы. Неру называл только первый «подлинным» национализмом, так как он, в отличие от других, характеризует не общинное умонастроение и позиции, а состояние духа и поведения большинства населения — индусов. В странах Ближнего Востока бытует национализм арабский, также представленный в различных проявлениях. С западно-европейским национализмом народы мира ознакомились на примере такой его античеловеческой формы, как фашистская идеология и практика. В республиках бывшего СССР созрели многочисленные национализмы (украинский, молдавский, армянский и т.д.), разрушившие в конце концов единую великую страну и ставшие источниками национально-этнических конфликтов.
Национальные движения, равно как и конфликты, агентами которых они являются, национализма, лежащие в их основе, конечно, не всегда разрушительны. Таковыми они становятся, если превращаются в националистические движения и конфликты. Иными словами, когда из форм освободительной борьбы они преобразуются в формы насильственного утверждения господства одной нации над другими (крайне радикальная форма националистического движения — фашизм). Грань между национальным и националистическим движениями весьма относительна; переход первого во второе предопределяется противопоставлением национального демократическому принципу, стремлением к независимости и самостоятельному развитию национально-этнической общности за счет ущемления, а то и попирания демократических норм общежития для других, провозглашения интересов этой общности единственно законными и высшими.
Природа национально-этнических конфликтов становится понятной, если обратиться к одному из их эпицентров в Европе — югославским землям.
Отправным пунктом формирования узла кровопролитного противостояния югославских народов являлось историческое этно-конфессиональное разделение этих народов, что стимулировалось и углублялось последовательно сменявшимися здесь господствующими иноземными империями, для которых славянские народы были объектом порабощения. Первый водораздел на Балканах был осуществлен в результате распада Римской империи на Западную и Восточную: хорваты и словенцы были отделены от сербов, первые два народа стали католиками, а сербы — православными. Позже при господстве Оттоманской империи над южными славянами часть из них была принуждена принять ислам (Босния, Герцеговина). Утвердилось еще одно разделение югославских народов по религиозному принципу: на мусульман и христиан. Разрушение господства Оттоманской империи не привело южных славян к объединению. Австро-Венгерская империя подчинила себе Словению, Хорватию, а затем и Боснию. Сербия оказалась под протекторатом России. Только после 1-й мировой войны образовалась Югославия. Однако культурно-этнические рубежи отнюдь не исчезли. Их влияние, распри на религиозной почве, обостряющиеся под воздействием иностранных вмешательств, породили вражду между этнически родственными, народами. «Взаимная ненависть балканских народов просто поразительна», — писал Д.Неру в своем «Взгляде на всемирную историю» в 1933 г.
Версальский мирный договор для югославских народов имел катастрофические последствия. Он закрепил на 32 года господство великосербского гегемонистского меньшинства, режим социального и национального бесправия. В такой ситуации сербская национальная идея, сложившаяся на основе православной традиции и восточно-христианского менталитета, включавшая приверженность к сильному государству, соборности и мессианской установке, а также ориентацию на Россию, воспринималась односторонне как оправдание велико-сербского гегемонизма.
Хорваты, с присущей им ярко выраженной национальной самобытностью оказывали наибольшее сопротивление великосербской национальной политике режима. Одновременно хорватские господа националисты стремились направить борьбу против всех, сербов. Хорватская национальная идея формировалась как враждебная по отношению не только к велико-сербскому гегемонизму, но также ко всему сербскому народу. Ее характеристики складывались в значительной мере под влиянием былого австро-венгерского господства. Это: признание в качестве духовного центра Ватикана; осуществление политического контроля над общественной жизнью народа Веной; ориентация на идею европеизма как на несущую конструкцию духовных ценностей.Даже гитлеровскую армию в Загребе встречали с цветами, полагая, что она поможет реализовать тысячелетнюю мечту хорватов. Не менее опасным и разрушительным для Югославии оказался мусульманский национализм, прикрывающий политический сепаратизм элиты, возжелавшей «суверенно» владеть властью. Мусульманская национальная идея акцентирована на исламские традиции; ориентированна на обособление части югославов от других родственных народов, в первую очередь от сербов, и превращение Боснии и Герцеговины в мусульманское государство.
Партизанская война против фашистских оккупантов сплотила югославские народы, временно сняла межнациональный антагонизм. Строительство новых общественных отношений, основанных на товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, создание федеративного государства, базирующегося на принципах самоопределения наций и самоуправления, укрепляло союз югославских народов. Однако действовала латентно, а затем и выявилась противоположная тенденция: возрождение отношений обособленности и вражды. Формальным основанием для него послужила националистическая трактовка суверенитета республик в смысле полной политической самостоятельности каждой из них и безоговорочного права на отделение от федеративного государства. Сепаратистская тенденция росла и развивалась в атмосфере эйфории по поводу якобы, полного решения национального вопроса. Лидер Югославии И.Б.Тито в 1948 г. заявлял: «...национальный вопрос у нас решен и очень хорошо решен...» Как далек он был от истины, выдавая идеологическую догму за реальность. Справедливости ради надо отметить, что позже, в 70-х гг., в последние годы своей жизни, И.Б. Тито более критически оценивал состояние межнациональных отношений в стране. «Консерваторы и националисты всех мастей стараясь обострить различия и противоречия, пытаются помешать и замедлить социалистическое развитие на основах самоуправления». В одном из последних своих выступлений в Хорватии он подчеркнул, что Хорватия превратилась в ключевую проблему в стране в связи с разгулом национализма.
Итак, историческая динамика югославского межнационального конфликта такова: вначале этно-конфессиональное разделение южнославянских народов; затем формирование взаимоисключающих национальных идей и национализмов; как следствие — провал объединительного движения и разрушение единого югославского государства; образование самостоятельных государств. Произошло расчленение территории, на которой живут сербы, на три государства: Союзная республика Югославия (Сербия и Черногория), где сербы — основная национальная общность, Хорватия, для которой сербы — лишний этнос, Босния и Герцеговина — мусульманское политическое объединение, стремящееся подчинить этнических сербов, лишив их большей части занимаемой территории и главных промышленных и культурных центров.
В динамике и современном состоянии национального социально-политического конфликта на землях Югославии проявляются все типичные признаки и общая логика конфликтов подобного рода: формирование национальной идеи как выражение самосознания этноса; воплощение национальной идеи в конкретно-исторической форме национализма; развитие национального движения, его институционализация и легализация; борьба этноса за политическое самоопределение и образование самостоятельного государства; конфронтация с внешним вмешательством, препятствующим самоопределению нации; возникновение вместо бывшего нового социального единства социального объединения этноса, составляющего внешнее для новой нации условие развития.