Методы изучения продуктов деятельности

В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не изме­ряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализи­рует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продук­ты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечест­венные психологи используют другой термин для обозначения это­го метода. Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов дея­тельности".

Исследователь может проводить исследование текстов, предмет­ных продуктов деятельности с различными целями. По целям и кон­кретным приемам реализации "архивного метода" выделяют его раз­новидности.

К разновидностям "архивного метода" относится техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наи­более разработанных и строгих методов анализа документов. Иссле­дователь выделяет единицы содержания и квантифицирует получен­ные данные. Этот метод широко распространен не только в психо­логии, но и в других социальных науках. Особенно часто он исполь­зуется в политической психологии, психологии рекламы и комму­никации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона, автора фундаментальной мо­нографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор и 6) целостное сообщение. Каж­дая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Существует несколько способов обработки данных контент-ана-лиза. Простейший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появле­ния тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т.д. Вычисляются "коэф­фициенты неустойчивости" встречаемости, или "удельные веса" тех или иных единиц. Второй тип анализа — построение матриц совмест­ных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, на­пример, регистрируются частоты независимой встречаемости еди­ниц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теорети­ческая) вероятность совместной встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р (В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) ве­роятностью их встречи дает информацию о неслучайности или слу­чайности их появления в текстах.

Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости раз­ных единиц с теоретической матрицей. Процедура предложена Ч. Ос-гудом и широко распространена в психологии коммуникации и про­паганды.

Контент-анализ используется при анализе результатов примене­ния прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Несмотря на гро­моздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; дан­ные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.

Контент-анализ в последние годы приобрел "второе дыхание" в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

Анализ продуктов деятельности — метод, широко распространен­ный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является од­ним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (ши­зофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изме­няется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельнос­ти больного представлен в книге А.Р. Лурии "Потерянный и возвращенный мир". Все изложение построено на основе изучения и ин­терпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из третичных зон коры левого полушария головного мозга.

Проективный метод является методом "промежуточным" по свое­му статусу между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологи­ческого теста. Испытуемому дается инструкция выполнить опреде­ленное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действия­ми, т.е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последо­вательности и т.д. Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продук­тов деятельности испытуемых. Согласно классификации Л. Френка, проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и много: тест "Рисунок дома", тест Гудинаф и Маховер ("Фи­гура человека"), тест "Рисунок дерева" и т.д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпрета­ции результатов других проективных тестов. К их числу можно от­нести ТАТ, тест Розенцвейга, тест "чернильных пятен", анализ по­черка и т.д.

Все проективные тесты сближает набор признаков:

1) неопределенность материала или инструкции к заданию;

2) "открытость" множества потенциальных ответов — принима­ются все реакции испытуемого;

3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного от­ношения со стороны экспериментатора;

4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тес­тами креативности. Не случайно Г. Роршах первоначально предназна­чил тест "чернильных пятен" для исследования воображения как психической способности. Более подробно особенности проектив­ных тестов рассмотрены в известной монографии Е.Т. Соколовой "Проективные методы исследования личности".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: