Организация товародвижения.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:
-производственные;
-транспортные;
-социальные;
-торговые.
Производственные факторы
К числу производственных факторов относятся следующие:
-размещение производства;
-специализация производственных предприятий;
-сезонность производства отдельных товаров.
Транспортные факторы
К транспортным факторам относятся:
-состояние транспортных путей сообщения;
-виды транспорта, используемые для перевозки товаров.
Социальные факторы
Большое влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются:
|
|
-расселение населения;
-уровень денежных доходов населения.
Так, в районы с невысокой плотностью населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районы с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.
Торговые факторы
На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:
-размеры, специализация и размещение предприятий торговли;
-степень сложности ассортимента товаров и их свойства;
-уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.
Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.).
В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:
§ применение кратчайших путей движения товаров;
§ установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
|
|
§ выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
§ широкое применение тары — оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
§ постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.
Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.