Натуральная школа, литературное направление 40-х гг. 19 в., возникшее в России как «школа» Н. В. Гоголя (А. И. Герцен, Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Чернышевский, Салтыков-Щедрин и др.).
Термин «Натуральная школа» впервые употребил Ф. В. Булгарин в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя. Был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Выдающуюся роль собирателя литературных сил «натуральной школы». сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет её главные издания — альманах «Физиология Петербурга (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Печатными органами «Натуральной школы» стали журналы «Отечественные записки» и «Современник».
Для «Натуральной школы» характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы (очерк, повесть, роман).
Вслед за Гоголем, писатели «натуральной школы» подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова и др.). Критиковали тёмные стороны городской цивилизации, с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» («Бедные люди» Достоевского). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Натуральная школа» восприняла темы «героя времени».
Объединение в «Натуральной школе» многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Влияние «Натуральной школы» сказалось также в русском изобразительном (П. А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) искусствах.