double arrow

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение


Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые пра ва и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку. Главное отличие Конвенции от иных между народных договоров в области прав человека — наличие реально дей ствующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые го сударства-члены обязаны подписать ее при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года.

В тексте Конвенции два раздела: перечень защищаемых прав (раз дел 1, ст. 2—18) и порядок деятельности Европейского Суда (раздел II, ст. 19-59).

Конвенция была дополнена и изменена следующими Протоколами:

— Протокол № 1 (1952 г.);

— Протокол № 2 (1963 г.) «О наделении Европейского Суда по пра вам человека компетенцией выносить консультативные заключения»;

— Протокол № 4 (1963 г.) «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и протокол № 1»;

— Протокол № 6 (1983 г.) «Относительно отмены смертной казни»;

— Протокол № 7 (1984 г.);

— Протокол № 11 (1994 г.) «О реорганизации контрольного механиз ма, созданного в соответствии с Конвенцией»;

— Протокол № 14 (2004 г., дополняющий контрольную систему Кон венции).

Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г. (за исключением про токолов № 6,12, 13 к Конвенции, протокол № 14 был ратифицирован Россией в 2010 г.).

Конвенция предусматривает:


а) право на жизнь (ст. 2);

б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст. 3);

в) запрет рабства и работорговли (ст. 4);

г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст. 5);

д) право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6);

е) наказание исключительно на основании закона (ст. 7);

ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8);

з) свободу мысли, совести и религии (ст. 9);

и) свободу выражения мнения (ст. 10);

к) свободу ассоциаций (ст. 11);

л) право на вступление в брак (ст. 12);

м) право на эффективные средства защиты (ст. 13);

н) запрет дискриминации (ст. 14).


Протокол № 1 к Конвенции предусматривает: а) защиту собственно сти (ст. 1); б) право на образование (ст. 2); в) право на свободные выбо ры (ст. 3).

Протокол № 4: а) запрет лишения свободы за долги (ст. 1); б) свободу передвижения (ст. 2); в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст. 3); г) запрет массовой высылки иностранцев (ст. 4).

Протокол № б включает отмену смертной казни (ст. 1).

Протокол № 7: а) возможность высылки иностранцев только на осно вании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процеду рой (ст. 1); б) право на апелляцию по уголовным делам (ст. 2); в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3); г) запрет повторного суда и наказания (ст. 4); д) равноправие супругов (ст. 5).

Протокол №11 уточнил положения, касающиеся Европейского Суда по правам человека.

Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека ( с учетом изменений внесенных Протоколом N14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.)

Суд рассматривает поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах, включающих семь Судей, и в Большой Палате, насчитывающей в своем составе 17 Судей.

Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной основе. Если петиция (жалоба) признана неприемлемой, то такое решение комитета не подлежит обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по существу.

Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает против этого. Большая Палата, как указывалось выше, состоит из 17 судей. Председатель Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения Большой Палаты являются окончательными.


Сейчас читают про: