1. Чувственный (эмоциональный) тон.
Познавательный процесс сопровождается эмоциональной реакцией.
Ощущения:
- запах («+» или «-»).
- цвета (приятные или нет).
- осязание.
Относится также к целостным образам/предметам (пр: цветок).
Эмоциональное сопровождение познавательных процессов.
2. Настроение.
Слабовыраженные или умеренно выраженные эмоциональные реакции.
Относительная растянутость (по времени).
Причины:
- внешние ситуации.
- здоровье.
- внутренние факторы.
Самовоспитание – управление своим состоянием.
3. Аффект.
- эмоциональная реакция сильно-выраженная, интенсивная, бурная, кратковременная.
Бурно протекающая реакция.
Особенности:
- человек испытывает потребность отдаваться во власть этому состоянию.
- происходит сужение сознания.
- неадекватная оценка ситуации.
Важно прервать это состояние – отвлечь, и т.д.
4. Стресс.
- состояние нервно-психического напряжения, которое порождается ситуацией напряжения (контроль, нехватка времени, и т.д.).
Влияние на деятельность:
|
|
1. Стресс «Кролика/Зайца» - растерянность, дезорганизация деятельности (пр: трясутся руки, дрожит голос, и т.д.).
2. Стресс «Льва» - мобилизация деятельности.
Зависит от индивидуальных особенностей человека, опыта.
5. Фрустрация.
- состояние неудовлетворенности (выраженной неудовлетворенности).
Мотивы высокого порядка (деятельность, социальный статус, и т.д.) не удовлетворяются.
Выражается:
- озлобленность.
- неуправляемость эмоциями.
- агрессивные реакции и т.д.
Достигается определенный порог, после которого человек уже терпеть не может.
Для устранения необходимо – снижение уровня притязаний; переключение на др. более доступные задачи.
Высшие чувства – переживания, связанные с соц-ой жизнью чел.
Мотивы:
- ответственность перед обществом.
- отношения между людьми.
- деятельность.
- отношение личности с нормами, принципами, нравственностью.
- отношение к разным сторонам социальной действительности.
Признак (важнейшая характеристика) – тесное слияние с отношениями личности.
Виды высших чувств:
1. Нравственные (моральные).
2. Интеллектуальные.
3. Эстетические.
4. Практические (практис - действие).
+ Страсти.