Деятельность человека имеет следующую структуру:
Потребность Мотив→Цель→действия→операции→ЗУН→результат + контроль и самоконтроль.
Мотив – то, что побуждает к деятельности
Цель – это то, на что направлена деятельность, что реализует потребность и выступает в качестве образца конечного результата.
Цель – идеально представляемый результат деятельности.
Но реально деятельность не состоялась бы, если бы не было действий и операций.
Действие – это структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели.
Действия человека очень тесно связаны с мотивами и целями.
Это хорошо прослеживается в рассказе А.П.Чехова «Детвора».
Действия характеризуются 4 основными моментами:
1. Акт сознания в виде постановки и удержания цели.
2. Акт поведения.
3. Действия определяются принципом активности.
4. Действия выводят человека в предметный и социальный мир.
Действия имеют завершенный характер и направлены на реализацию 2 функций: функции исполнения и функции регуляции и контроля.
Различают: 1. Внешние действия:
А) Предметные (взять, перенести, переложить и т.п.)
Б) Перемещения (передвижение в пространстве, прыжки, ходьба, бег и т.п.)
С) Коммуникативные (невербалика)
2. Внутренние (интеллектуальные):
А) Мнемические (запоминание, сохранение, воспроизведение информации)
Б) Мыслительные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и др.).
С) Перцептивные (восприятие предметов и явлений окружающей действительности)
Действия, совершаемые человеком в процессе деятельности определяются вопросом: что конкретно делает человека для реализации цели и как он это делает? Техническую сторону действия характеризует операция.
Операция – способ выполнения действий. Характер операции зависит от имеющихся у человека знаний, умений и навыков.
? аудитории. Расскажите, как вы находите страницу в книге, если выпала закладка?
Например: Цель – вдеть нитку в иголку, операции у мужчин и женщин разные.
Цель – зажечь спичку. Действие одно, а способов выполнить его много.
Операции осуществляются двумя путями:
1) путем адаптации (приспособления). Они не осознаются, а органы приспосабливаются (например, мы слышим звук, ощущаем запахи, температурные изменения и т.п.);
2) путем автоматизации: навыки. Они первоначально осознаются и вырабатываются посредством упражнений, а затем переходят на уровень бессознательного (раз научившись писать, ходить, прыгать, мы умеем делать это автоматически всю жизнь).
Дополнительно об этом можно ознакомиться в книге: Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника) – М.,1996..
СРС 7. Выписать определение понятий: знания, умения, навыки, привычка и рассмотреть их типы.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА.
Название этапа | Суть этапа |
Осмысление навыка | Известны цели выполнения действия, но пути ее достижения представляются очень смутно |
Осознание навыка | Имеются достаточные представления о путях достижения цели, но несмотря на всю концентрацию внимания, деятельность протекает очень медленно, появляются ненужные движения и ошибки. |
Автоматизация навыка | Внимание и воля постепенно нуждаются в меньшей концентрации, а движения становятся все рациональнее. |
Высокая автоматизация навыка | Действия выполняются рационально, точно и уверенно, создаются предпосылки для возникновения новых, сложных навыков. |
В процессе выполнения деятельности человек как живой организм, обладающий ВНД и ЦНС, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, не может осуществлять деятельность без психофизиологических особенностей, под которыми понимаются особенности организма, которые обеспечивают протекание психических процессов. Это восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Потребностно-мотивационная сфера как и вся структура деятельности определяется эмоциональными переживаниями, если потребность человека удовлетворяется, то он испытывает положительные эмоции, а если потребность не удовлетворяется – отрицательные. Если мотивы, лежащие в основе деятельности не осознаются, то они проявляются в сознании в особых формах.
Таких форм две: эмоции и личностные смыслы.
Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы.
В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно — отрицательные эмоции.
Для примера рассмотрим, в каких случаях у нас возникает гнев: когда мы встречаем препятствие на пути осуществления цели. А страх? Когда мотив самосохранения оказывается, так сказать, под угрозой. А радость? Наоборот, когда мотив получает свое удовлетворение.
Если вновь обратиться к рассказу А. П. Чехова «Детвора», то можно увидеть именно такую связь эмоций с мотивами.
Вот Аня, у которой, по словам Чехова, «на блюдечке вместе с копейками лежит честолюбие»: она «краснеет и бледнеет» как раз по поводу успехов и проигрышей своих соперников.
А девочка Соня, которая играет «ради процесса игры», наоборот, «одинаково хохочет и хлопает в ладоши», кто бы ни выиграл. Радость ей доставляет просто то, что игра идет и она сама играет.
А тот карапузик, помните? «Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого», т. е. когда реализуется его мотив — страсть к недоразумениям.
А вот несколько слов дальше:
«Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча. У партнеров вытягиваются физиономии.— Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню». Почему у Гриши возникает ненависть? Потому что копейки, ради которых он только и играет, достались Соне, а не ему.
Из сказанного должно быть ясно, что эмоции — очень важный показатель и, следовательно, ключ к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства.
Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно, что он помог другому. Дело в том, что его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Чувство разочарования и подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.
Теперь о личностном смысле. Выше говорилось, что личностный смысл — другая форма проявления мотивов в сознании. Что же такое личностный смысл?
Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые, играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.
Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Думаю, что случаи такого рода хорошо знакомы каждому из вас.
Например, скучные географические сведения становятся важными и значимыми, если вы планируете поход и выбираете для него маршрут. Дисциплина в группе начинает вас гораздо больше «задевать», если вы назначаетесь старостой.
Литературный пример, в котором феномен личностного смысла выступает очень ярко. Это отрывок из «Письма незнакомки» С. Цвейга.
«Все существовало лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизни лишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всю мою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно стала первой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала, что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг начала с неистовым усердием упражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Я чистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливо одетой... А во время твоих отлучек... моя жизнь на долгие недели замирала и теряла всякий смысл»
Таким образом, чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т. е. приобретает личностный смысл. Крайне сильный ведущий мотив способен «осветить» всю жизнь человека! Напротив, утрата такого мотива часто приводит к тяжелому переживанию потери смысла жизни.
4. Основные виды деятельности.
Неисчислимое многообразие человеческих деятельностей может быть классифицировано по самым разным и несхожим основаниям: предмету, мотиву, способам осуществления, физиологическим механизмам, эмоциональной насыщенности. Понятно, что не существует общепризнанной и исчерпывающей классификации видов человеческой деятельности. Поэтому остановимся лишь на некоторых, наиболее распространенных градациях.
В самом обобщенном плане принято выделять четыре основных вида деятельности:
трудовая, учебная, игровая, общение.
Каждой из них посвящено огромное количество психологических исследований. Любая из названных деятельностей имеет множество градаций и разновидностей, поэтому отметим про каждую лишь самое важное, характерное.
Суть трудовой деятельности заключается в создании результата, в производстве некоего продукта (материального или духовного), т.е. в целенаправленном изменении, преобразовании мира. Это трудовое производство является социально обусловленным, осознанным, а результат — предварительно запланированным, предвосхищенным.
Психологические аспекты труда, психику в условиях трудовой деятельности направленно исследует специализированная отрасль науки — психология труда. Но поскольку трудовая деятельность человека чрезвычайно обширна и разнообразна, многие стороны психологии труда неизбежно изучаются и другими разделами современной психологии (общей, педагогической, социальной, спортивной, психологией творчества).
Учебная деятельность — это специально организованное, активное усвоение (присвоение) личностью общественно выработанных знаний, навыков и умений.
Это одна из сторон целостного процесса обучения как взаимодействия учителя и учащегося. Это деятельность учащегося, направленная на самоизменение, т.е. ее предметом (объектом) выступает непосредственно субъект учебной деятельности.
Игровая деятельность психологически специфична тем, что в ней осуществляется символическое воспроизведение, моделирование реальной жизни (деятельность ради деятельности).
Общению как деятельности свойственны две основные черты.
Во-первых, предметом общения выступает другой человек — субъект или группа людей.
Во-вторых, это деятельность непременно комплексная, включающая три аспекта:
- перцепцию (восприятие друг друга участниками общения),
- коммуникацию (обмен информацией между собеседниками);
- интеракцию (взаимодействие).
Данные компоненты могут иметь разный удельный вес в целостном общении, отчего существенно видоизменяется и само общение.
Понятно, что перечисленные отдельно деятельности в живом поведении, в реальной жизни обязательно перекрещиваются, взаимодействуют, существуют совместно и одновременно.
Например, без того или иного участия общения не мыслимы ни труд, ни игра, ни учение. Какие-то элементы труда обязательно присутствуют практически в каждой из выделенных деятельностей. Еще К.Д. Ушинский (1824—1870) отмечал, к примеру, что учение есть труд, полный активности и мысли.
Возможны и жизненно необходимы комплексные объединения из всех четырех описываемых деятельностей. Скажем, игра в футбол является для профессионала не столько игровой, сколько трудовой деятельностью. Это относится и к актерской «игре», соединяющей в себе творчество и репродукцию, общение и учение. Всякая реальная человеческая деятельность по сути своей комплексна, т.е. многопредметна и полимотивирована.
Еще одной, достаточно распространенной классификацией деятельности служит разделение ее на основании так называемой ведущей деятельност.
СРС. Заполнить таблицу «Основные виды деятельности»
Вид деятельности | мотив | цель | действия | операции | результат |
Игра, учение, труд, общение |