Лабораторная работа № 7. Тема:Аналитические методы директ-костинга,их применение в решении управленческих задач

Тема: Аналитические методы директ-костинга,их применение в решении управленческих задач.

Цель работы: Закрепить материал курсов «Управленческий анализ», «Зарубежный опыт экономического анализа», сформировать профессиональные навыки для решения подобных задач в будущей практической деятельности студента.

Порядок выполнения работы:

1. Начать необходимо с определения аналитических возможностей уравнения накладных затрат вида y = ax + b, где y – накладные расходы периода; а – удельные переменные затраты; b – постоянные затраты; х – количество выпущенных изделий.

2. Исследовать ограничения, свойственные аналитическим приемам «директ-костинга» (такие как ограниченная номенклатура изделий и др.).

3. Обработать исходные данные, составить аналитическую таблицу по форме:

Таблица 2

Период Объем продукции в натур. Ед. Накладные издержки
ОПР ОХР
       

4. На основе данных табл.2 вывести уравнение косвенных затрат.

5. Выбрать и сформулировать конкретную аналитическую задачу, решить которую можно только с помощью показателя ограниченной себестоимости (производить самим или покупать; соглашаться ли на дополнительный заказ; как спланировать ассортимент и т.п.)

6. Определить порядок расчета ограниченной себестоимости. Должно быть: прямые переменные издержки + косвенные переменные, выделенные из общих косвенных затрат с помощью математических методов.

7. Решить задачу, объяснить решение, сделать выводы.

Примечание: Задачи могут составляться как самим студентом, так и предоставляться преподавателем.

ОАО "Ламзурь" предприятие с типично обрабатывающим профилем. Основным направлением деятельности является производство кондитерских изделий. В связи с этим, большое количество затрат связано с сырьем и материалами и прочими сопутствующими затратами.

Прямые затраты это затраты, связанные с производством отдельного вида продукции (выполнением определенных работ, оказанием отдельных услуг), которые могут быть непосредственно включены в себестоимость этой продукции (работ, услуг).

К прямым затратам на производство продукции на ОАО "Ламзурь" относятся:

- сырье и материалы;

- покупные изделия и полуфабрикаты;

- вспомогательные и упаковочные материалы;

- топливо и энергию на технологические цели;

-оплату труда производственных рабочих и соответствующие отчисления на социальные нужды;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- потери от брака.

К вспомогательным и упаковочным материалам на ОАО "Ламзурь" относят:

- этикетки, подвертку, фольгу, бумагу, материалы, используемые при отливке, размазке, резке и формировке изделий;

- коробки всех видов (картонные, жестяные), кульки, пакеты, пачки всех видов из бумаги, целлофана и т. п.;

- бумагу застилочную и упаковочную, ленту для завязки коробок, ленту бумажную для оклейки коробов, проволоку и металлическую ленту для обтяжки ящиков, маркировочные трафареты, гвозди, клей и другие тароупаковочные материалы;

- крахмал, используемый при отливке корпусов конфет, тальк, воск, парафин, растительное масло и прочие материалы для смазки поддонов, лотков и другого производственного инвентаря, не входящего вещественно в состав продукции.

Затраты на оплату труда производственных рабочих с соответствующими отчислениями на социальные нужды относятся к прямым затратам.

Структура затрат каждого цеха ОАО "Ламзурь" одинакова, поэтому в качестве примера можем рассмотреть затраты на производство продукции по карамельному цеху ОАО "Ламзурь".

Для производства 1 тонны карамельной продукции в 2011 году предприятие затратило:

- сырье – 79414,92 руб.;

- вспомогательные материалы – 24011,18 руб.;

- топливо – 1060,05 руб.;

- энергия – 872,1 руб.;

- вода – 1436,1 руб.;

- основная заработная плата – 5, 47 руб.;

- дополнительная заработная плата – 0 руб.;

- отчисления – 1,45 руб.;

- цеховые затраты – 2456,52 руб.;

- вспомогательное производство – 8085,14 руб.;

- прочие – 6010,87 руб.

Итого фактическая себестоимость всей продукции карамельного цеха составила 123375,62 руб.

Следует заметить, что на предприятии кроме вышеперечисленных прямых затрат существуют и другие, косвенные затраты, которые также учитываются при определении себестоимости продукции.

Косвенные расходы — это затраты, которые связаны с производством нескольких видов продукции (работ, услуг). Напрямую они не могут быть отнесены на конкретный вид продукции. Поэтому они распределяются по видам продукции косвенно (условно).

К косвенным расходам предприятия относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

К общепроизводственным расходам относятся:

- затраты на оплату труда персонала управления цеха с отчислениями на социальное страхование персонала и обеспечение;

- затраты на оплату труда инженерно-технических работников и обслуживающего персонала, не относящихся к аппарату управления цехом, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение этого персонала;

- смазочные, обтирочные, ремонтные материалы и запасные части, израсходованные на содержание и ремонт производственного и энергетического оборудования; электроэнергию, израсходованную на технологические цели, и силовую электроэнергию; оплату труда рабочих, обслуживающих оборудование, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение; услуги своих подсобно-вспомогательных мастерских и ремонтных мастерских сторонних организаций по содержанию и ремонту производственного и энергетического оборудования;

- оплату труда работников, занятых содержанием, отоплением и уборкой производственных и цеховых помещений, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение этого персонала;

- затраты на обеспечение безопасности труда;

- расходы на перемещение грузов с центрального склада предприятия в другие подразделения, расположенные за пределами центрального склада, стоимость смазочных и обтирочных материалов и запасных частей и иных материалов, используемых в связи с эксплуатацией транспортных средств; оплату труда грузчиков и других рабочих, занятых перемещением грузов, подвозкой их в цехи, выгрузкой к рабочим местам и уборкой их от рабочих мест, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение этого персонала;

- расходы не предусмотренные предыдущими статьями, т.е. в эту статью включают: расходы на услуги связи, расходы на канцтовары, представительские расходы, расходы на содержание лабораторий, оплату труда и отчисления на социальное страхование и обеспечение рабочих, износ и ремонт лабораторного оборудования, оплату лабораторных анализов, выполненных сторонними организациями), денежные выплаты, оплату экспертиз и консультаций.

- потери от простоев (в том числе оплату труда и отчисления на социальное страхование и обеспечение рабочих за время простоя по вине цеха; доплату рабочим, которые были во время простоя заняты на работах, требующих более низкой квалификации; стоимость материалов, топлива, электроэнергии и прочего, израсходованных в период простоя по вине цеха); потери от порчи материальных ценностей, хранящихся в цеховых кладовых и подлежащих списанию; потери от недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации в цеховых кладовых и подлежащих списанию; прочие непроизводительные расходы.

В качестве примера приведем данные об общепроизводственных расходах по нескольким цехам:

- карамельный цех – ОПР составили 2569924,7 руб.

- кондитерский цех – ОПР составили 4943408 руб.

- конфетный цех – ОПР составили 6747349,8 руб.

Наряду с прямыми затратами ОАО "Ламзурь" несет такие расходы, которые не могут быть прямо и непосредственно включены в затраты основного производства конкретных видов продукции (работ, услуг), в частности связанные с организацией управления предприятием, – общехозяйственные расходы.

Состав общехозяйственных расходов на ОАО "Ламзурь":

1. Расходы на управление предприятием:

- оплата труда персонала управления предприятием в соответствии с номенклатурой должностей, относящихся к аппарату управления, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение этого персонала;

- расходы по всем видам служебных командировок работников управления в пределах норм, предусмотренных законодательством, в том числе работников управления цехов;

- расходы по приему и обслуживанию представителей других предприятий, прибывших на переговоры для установления сотрудничества в пределах норм, предусмотренных законодательством;

- оплата труда персонала вахтерской, пожарной и сторожевой охраны с отчислениями на социальное страхование и обеспечение;

- относят почтово-телеграфные, телефонные и типографские расходы по предприятию в целом, включая расходы на эти цели цехов, участков и других подразделений; стоимость канцелярских и чертежных принадлежностей, типографских и переплетных работ; стоимость бланочной продукции для нужд предприятия; расходы на содержание коммутаторов, диспетчерской связи по предприятию в целом; расходы на содержание зданий и помещений офиса предприятием (отопление, освещение, уборку, ремонт и т.п.); расходы на текущий ремонт инвентаря, легкового транспорта; расходы на служебные разъезды и содержание легкового транспорта, прочие расходы по управлению.

2. Общехозяйственные расходы:

- оплата труда персонала предприятия, не относящегося к аппарату управления, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение этого персонала;

- расходы по всем видам служебных командировок рабочих, инженерно-технических работников и персонала других категорий, не относящихся к аппарату управления;

- начисленные по установленным нормам амортизационные отчисления от первоначальной стоимости общехозяйственных основных средств в пределах норм, установленных законодательством;

- все расходы на содержание в исправном состоянии общехозяйственных основных средств и их эксплуатацию;

- затраты на охрану труда для общехозяйственных целей, не имеющих характера капитальных вложений;

- расходы на подготовку или повышение квалификации кадров, т.е. расходы на производственное обучение новых работников и повышение квалификации работников всех специальностей и профессий на стороне;

- расходы, не вошедшие ни в одну из перечисленных выше статей: отчисления, выплачиваемые на основании судебных решений, вынесенных до текущего года, пособия по нетрудоспособности, возникшей вследствие производственной травмы; расходы на содержание дежурного транспорта и автомашин специального назначения (кроме служебных легковых) при центральных службах.

3. Сборы и отчисления:

- расходы на оплату налогов в соответствии с действующим законодательством, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), госпошлины.

На примере рассмотрения затрат на производство продукции проведем анализ себестоимости продукции.

Анализ проведен по следующим направлениям:

- анализ структуры и динамики затрат;

- анализ факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости;

- оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли;

- анализ себестоимости важнейших изделий.

Анализ структуры и динамики затрат – важное направление анализа себестоимости. Анализ затрат на производство по элементам затрат и статьям калькуляции производится с целью выявления отклонений, определения состава элементов, статей калькуляции, удельного веса каждого элемента статьи в общей сумме затрат на производство, изучения динамики за ряд лет, выявления факторов, вызвавших изменения в элементах и статьях затрат и повлиявших на себестоимость продукции.

Проведем анализ структуры затрат на производство по экономическим элементам (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Анализ затрат на производство по экономическим элементам

Элемент затрат 2011 год 2010 год Отклонение (+/-)
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % абсолютное, тыс. руб. отно- ситель- ное, % в удельных весах, %
Материальные затраты 1082651,00 79,40 1430801,00 83,40 348150,00 -24,30 -4,00
Затраты на оплату труда 33179,00 2,40 42852,00 2,50 -9673,00 -22,60 -0,10
Отчисления на социальные нужды 8493,00 0,60 7887,00 0,50 +606,00 +7,70 +0,10
Амортизация 8436,00 0,60 7961,00 0,50 +532,00 +5,60 +0,10
Прочие затраты 230298,00 16,90 225363,00 13,10 +4936,00 2,20 +3,80
Итого 1363057,00 100,00 1714864,00 100,00 351807,00 -20,50 -

Из таблицы видно, что в отчетном году расходы ОАО "Ламзурь" снизились на 351807 тыс. руб. или 20,5 %.

Наибольший удельный вес из всех статей затрат занимает статья "Материальные затраты", что говорит о большой материалоемкости производства.

В составе элементов затрат также произошли некоторые изменения. Так, в отчетном году на 4936 тыс. руб. или 2,2 % снизились прочие затраты, а их доля сократилась на 3,8 %. Остальные элементы затрат организации в отчетном году увеличились в той или иной степени.

Значительное сокращение наблюдается по статье "Материальные затраты", - они уменьшились на 348150 тыс. руб. или 24,3 %, а их доля в общей сумме затрат имеет 4 %.

Также для изучения себестоимости продукции ОАО "Ламзурь" можно проанализировать ее по статьям калькуляции, что даст нам еще более полную информацию о ней.

Таблица 3.2 – Анализ себестоимости по статьям калькуляции

Статья затрат Полная себестоимость фактически выпущенной товарной продукции Отклонение от плана (+перерасход, -экономия) Структура полной себестоимости, %
по плано- вой себе-стоимости отчетного года, тыс. руб. по фактической себестоимости отчетного года, тыс. руб. тыс. руб. % по плану по отчету Откло-нение от плана (+,-)
Сырье и материалы 710500,00 724950,00 14450,00 +2,00 53,30 53,20 -0,10
Топливо и энергия 350000,00 357701,00 7701,00 +0,02 26,30 26,20 -0,10
Заработная плата 33179,00 33179,00 - - 2,50 2,40 -0,10
Отчисления на социальные нужды 8493,00 8493,00 - - 0,60 0,60 -
ТЗР 10100,00 10210,00 110,00 +0,01 0,80 0,70 -0,10
ОПР, ОХР 145900,00 150382,00 4482,0 +3,07 10,90 11,00 +0,10
Прочие расходы 75000,00 78142,00   +4,19 5,60 5,90 +0,30
Полная себестоимость продукции 1333172,00 1363057,00   +2,24 100,00 100,00 -

Данные таблицы показывают, что в отчетном периоде фактически произошел рост по всем статьям затрат, общий перерасход составляет 29 885 тыс. руб.

Что касается структуры затрат, то наибольшую долю занимает статья "сырье и материалы" - 53,20 % по отчету. Также большую долю занимает статья "топливо и энергия" - 26,20% по отчету и общепроизводственные и общехозяйственные расходы это 11,00 %. Остальные статьи занимают относительно невысокий процент от общих затрат на производство. Среди них заработная плата – 2,40 % по отчету, отчисления на социальные нужды – 0,60 %, ТЗР – 0,70 % по отчету, также небольшой процент составляет статья "Прочие расходы" - 5,90 % по отчету. Все это говорит о высокой степени материало- и энергоемкости производства, и, в свою очередь, о низкой трудоемкости производства. Структура фактически изменилась незначительно.

Следует отметить, что структура затрат взята в среднем за период с 2009 по 2011 год. Далее можно перейти к анализу динамики затрат на производство ОАО "Ламзурь" (таблица 3.2.)

Таблица 3.3 – Анализ динамики затрат на ОАО "Ламзурь"

Статьи затрат Затраты на фактический выпуск за определенный период, тыс. руб.
2009 год 2010 год 2010 к 2009 2011 год 2011 к 2010
+/- % +/- %
               
Сырье и материалы, тыс. руб.     +11410     +13958  
Вспомогательные материалы, тыс. руб.     +32566     +7793  
Топливо и энергия на технологические цели, тыс. руб.     +69659     +56145  
Вода, тыс. руб.     +5710     +4160  
Основная заработная плата производственных, тыс. руб.     +4788     +398  
Дополнительная заработная плата производственных рабочих, тыс. руб.     +513     +1130  
Отчисления на социальные нужды, тыс. руб.     +784     +606  
ОПР, тыс. руб.     +6489     +6292  
ОХР, тыс. руб.     +4118     +9540  
Вспомогательное производство, тыс. руб.     -894     -1944  
Прочие затраты, тыс. руб.     +3718     -1678  
Производственная себестоимость, тыс. руб.     +138861     -58630 3  
Коммерческие расходы, тыс. руб.     +3448     -1297  
Полная себестоимость, тыс. руб.     +142309     -58760 0  

Как видно из таблицы в общем затраты за анализируемый период возросли (в 2010 по сравнению с 2009 – полная себестоимость продукции возросла на 142309 тысяч рублей или на 109 %, а в 2011 по сравнению с 2010 – уменьшилась на 587600 или на 67 %). Проанализируем данные и выявим, за счет каких статей произошло в основном увеличение себестоимости.

В 2010 году по сравнению с 2009 произошло увеличение материальных расходов (на 11410 тыс. руб.). В 2011 же году по сравнению с 2010 произошло увеличение доли сырья и материалов на 13958 тыс. руб.

В 2010 году произошел рост вспомогательных материалов на 32566 тыс. руб., а в 2011 – они повысились на 7793 тыс. руб. (102 %) и составили 410356 тыс. рублей. Однозначные изменения происходили с топливом и электроэнергией за исследуемый период. В 2010 году этот показатель возрос на 130 % (69569 тыс. рублей), а в 2011 году на 119 %, что составило 56145 тыс. руб. прироста.

Также происходит увеличение заработной платы. За исследуемый период она возросла: основная на 5186 тыс. руб., дополнительная на 1643 тыс. руб., увеличиваясь в 2010 году по сравнению с 2009 на 117 % и 105 % соответственно (4788 тыс. руб. и 513 тыс. руб.), а в 2011 по сравнению с 2010 на 101 % - основная и 111 % - дополнительная (398 тыс. руб. и 1130 тыс. руб. соответственно). Также возросли и отчисления на социальные нужды.

Происходит возрастание и по другим статьям калькуляции, как то ОПР, ОХР в 2010 году на 6489 тыс. руб. и 4118 тыс. руб. соответственно, и, в 2011 году по сравнению с 2010 на 6292 тыс. руб. и 9540 тыс. руб. соответственно.

Из вышеприведенного анализа вытекает, что с учетом динамики этих показателей, происходит сначала увеличение производственной себестоимости, а в 2011 году ее снижение. Снижение себестоимости происходит за счет уменьшения затрат вспомогательного производства на 1944 тыс. руб. и прочих затрат на 1678 тыс. руб. Полная себестоимость продукции корректируется с учетом коммерческих расходов которые увеличивают полную себестоимость, а в нашем случае они уменьшились на 1297 тыс. руб., что также способствовало снижению полной себестоимости. В соответствии с этими корректировками полная себестоимость продукции составила в 2009, 2010 и 2011 годах соответственно 1655549 тыс. руб., 1797858 тыс.руб. и 1210258 тыс.руб.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

Затраты на рубль товарной продукции — важный обобщающий показатель себестоимости продукции.

Исчисляется он отношением общего объема товарной продукции и себестоимостью продукции (формула (3.2)):

З1 руб. = , (3.2)

Где З1 руб. – затраты на 1 рубль товарной продукции.

Проведем анализ затрат на 1 руб. товарной продукции по наименованиям изделий (таблица 3.4):

Таблица 3.4 – Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции ОАО "Ламзурь", тыс. руб.

Продукция 2008 год 2007 год
Объем товарной продукции себестоимость Затраты на 1 руб. ТП Объем товарной продукции себестоимость Затраты на 1 руб. ТП
Конфеты глазированные 520,00 480,00 0,92 450,00 490,00 1,09
Конфеты помадные 240,00 230,00 0,96 180,00 260,00 1,44
Ликерная карамель 500,00 400,00 0,80 475,00 410,00 0,86
Молочная карамель 400,00 370,00 0,93 395,00 370,00 0,94
Итого 1660,00 1480,0 0,90 1500,00 1530,0 1,08

Анализируя данные таблицы 3.4, следует отметить, что общее изменение затрат на 1 руб. товарной продукции составило -0,18 руб.

Полученная экономия сложилась за счет различных факторов.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчётные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Анализ проводят при помощи методов факторного анализа. Рассчитать влияние факторов на изменение себестоимости можно с помощью факторной модели с применением метода цепных подстановок по формуле (3.7):

Сj = + bj, (3.7)

где Сj – себестоимость единицы продукции вида j;

Аj – сумма постоянных затрат отнесенная на продукцию j;

VВПj – объем выпуска продукции вида jв физических единицах;

bj - сумма переменных затрат на единицу продукцию вида j.

Общее изменение удельной себестоимости изделия будет равно:

∆Собщ = С1-С0, (3.8)

где С1 и С0 – себестоимость планового и отчетного периода.

В том числе за счет:

- объема производства продукции:

∆СВП = Сусл1-С0 (3.9)

- суммы постоянных затрат:

∆СА=Сусл2-Сусл1 (3.10)

- суммы удельных переменных затрат:

∆Сb=С1-Сусл2 (3.11)

Таблица 3.6 – Исходные данные для факторного анализа себестоимости конфет "Отважный буревестник"

Показатель Значение показателя Изменение, (+/-)
По плану По факту
Объем выпуска продукции, кг.     +44780
Сумма постоянных затрат, тыс. руб.     +59253
Сумма переменных затрат, тыс. руб.     -7343
Полная себестоимость, тыс. руб.     -7398

Используя данную модель и данные таблицы 3.6 рассчитаем влияние факторов на изменение себестоимости конфет "Отважный буревестник" методом цепной подстановки:

С0 = 150000/100000 + 35000 = 36500 тыс. руб.

Сусл1 = 150000/144780 + 35000 = 36036 тыс. руб.

Сусл.2 = 209253/144780 + 35000 = 36445 тыс. руб.

С1 = 209253/144780 + 27657 = 29102 тыс. руб.

Общее изменение удельной себестоимости конфет "Отважный буревестник" будет равно:

∆Собщ = 29102 – 36500 = -7398 тыс. руб.

- за счет объема производства:

∆СВП = 36036 – 36500 = -464 тыс. руб.

- за счет суммы постоянных затрат:

∆СА = 36445 – 36036 = 409 тыс. руб.

- за счет суммы удельных переменных затрат:

∆Сb = 29102 – 36445 = -7343 тыс. руб.

Исходя их сделанных расчетов, можно сказать, что снижение полной себестоимости произошло за счет снижения суммы удельных переменных затрат и увеличения объема выпуска продукции. Однако в большей степени на это снижение повлияло именно снижение суммы удельных переменных затрат – на 7343 тыс. руб. К значительно меньшему снижению привело увеличение объема производства – на 464 тыс. руб. Рост суммы постоянных затрат на 59253 тыс. руб. привел к увеличению себестоимости на 409 тыс. руб. Далее для более детального изучения себестоимости конфет "Отважный буревестник" проведем анализ себестоимости по статьям затрат (таблица 3.7).

Таблица 3.7 – Анализ себестоимости конфет "Отважный буревестник" по статьям затрат за 2011 год

Статья затрат Затраты на 1 т. изделия, руб. Структура затрат, %
план факт изменение, +/- план факт изменение, +/-
Сырье и основные материалы 20000,00 19133,00 -867,00 57,56 55,11 -2,45
Вспомогательные материалы 4500,00 4889,00 +389,00 12,95 14,08 +1,13
Топливо и энергия 250,00 264,00 +14,00 0,72 0,76 +0,04
Вода 50,00 42,00 -8,00 0,14 0,12 -0,02
Основная заработная плата 290,00 289,00 -1,00 0,84 0,83 -0,01
Дополнительная заработная плата 5,00 5,80 +0,80 0,01 0,02 +0,01
Отчисления на социальные нужды 59,00 59,30 +0,30 0,17 0,18 +0,01
ОПР 2000,00 2011,00 +11,00 5,76 5,79 +0,03
ОХР 3500,00 3851,00 +351,00 10,07 11,09 +1,02
Вспомогательное производство 2400,00 2381,00 -19,00 6,91 6,92 +0,01
Прочие производственные затраты 1400,00 1492,00 +92,00 4,03 4,29 +0,26
Коммерческие расходы 290,00 299,00 +9,00 0,83 0,84 +0,01
Итого 34744,00 34716,1 - 100,00 100,00 -
В том числе переменные 20500,00 25657,00 -7343,00 59,00 73,90 +14,90

На основе данных таблицы 3.7 можно сказать, что в целом плановая себестоимость конфет "Отважный буревестник", несмотря на отклонения от плановых значений некоторых статей, незначительно, но все же оказалась больше фактической. Наибольшее отклонение от плана наблюдалось по статьям "Сырье и основные материалы", оно составило -867 руб. или 2,45 %, по статье "Вспомогательные материалы" наблюдался рост затрат – 389 руб. или 1,13 %, также по статье "Общехозяйственные расходы" наблюдался рост – 351 руб. или 1,02 %. По всем другим статьям отклонение от плана было очень незначительным. Наименьшее отклонение в сторону роста показателя наблюдалось по статьям "Дополнительная заработная плата", увеличение составило 0,8 руб. или 0,003 % и "Отчисления на социальные нужды", здесь рост составил 0,3 руб. или 0,001 %. Наименьшее отклонение в сторону экономии наблюдалось по статье "Основная заработная плата" - 1 руб. или 0,002 %, также по статье "Вода" - 8 руб. или 0,02 %.

Общая сумма материальных затрат в целом по предприятию зависит от объема производства продукции (VВП), ее структуры (Удi) и изменения удельных материальных затрат на отдельные виды продукции (УМЗi). Уровень последних, в свою очередь, может измениться из-за количества (массы) израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции (УРi) и средней стоимости единицы материальных ресурсов (Цi).

Анализ целесообразно начинать с изучения факторов изменений материальных затрат на единицу продукции, для чего используется следующая факторная модель:

УМЗi=∑(УРi·Цi) (3.12)

Расчет влияния данных факторов произведем способом цепной подстановки:

УМЗ0=∑(УРi0·Цi0);

УМЗусл=∑(УРi1·Цi0);

УМЗ1=∑(УРi1·Цi1);

ΔУМЗур=УМЗусл – УМЗ0;

ΔУМЗц=УМЗ1 – УМЗусл.

Данные таблицы 3.10 позволяют установить, из-за чего изменились материальные затраты на единицу продукции в целом и по каждому виду материальных ресурсов.

Таблица 3.10 – Расчет влияния факторов на сумму материальных затрат

Вид материала Расход материала на 1000 ед. продукции, кг. Цена 1 ед. материала, руб. Материальные затраты на продукцию, руб. Изменение, +/-
План Факт План Факт План Факт
               
Ванилин 0,30 0,38 75,00 80,50 22,50 30,59 +8,09
Кислота молочная 3,70 3,85 158,00 165,00 584,60 635,25 +50,65
Крахмал кукурузный 17,00 20,00 35,50 50,40 603,50 1008,00 +404,50
Лактат натрия 3,90 3,85 250,00 252,00 975,00 970,20 -4,80
Патока 92,67 93,20 450,00 458,00 41701,50 42685,60 +984,10
Пектин 10,07 11,00 560,00 570,50 5639,20 6275,50 +636,30
Пюре яблочное 220,90 221,10 120,00 125,00 26508,00 27637,50 +1129,50
Сахар 450,84 450,80 25,00 27,50 11271,00 12397,00 +1126,00
Белок яичный сухой 6,66 6,50 67,00 68,30 446,22 443,95 -2,27
Шоколадная глазурь на Пакере 300,00 253,00 650,00 665,00 195000,00 168245,00 -26755,00
Бумага под пергамент 11,00 11,30 12,00 12,50 132,00 141,25 +9,25
Лента скотч 0,55 1,10 93,00 94,10 51,15 103,51 +52,36
Трафарет конфет, шт. 167,00 169,00 2,30 2,50 384,10 422,50 +38,40
Вкладыш в коробку, шт. 167,00 169,00 1,20 1,00 200,40 169,00 -31,40
Короба гофрированные, шт. 167,00 169,00 4,70 5,00 784,90 845,00 +60,10
Сода кальцинированная 0,15 0,19 15,50 17,50 2,33 3,33 +1,00

Исходя из проделанных расчетов можно сделать вывод, что изменение фактического расхода материалов от планового в общем носят незначительный характер. Однако наибольшее изменение суммы затрат наблюдается по статье "Шоколадная глазурь", она уменьшилась на 26755 руб., это произошло за счет уменьшения нормы расхода на 7 кг. и в то же время увеличения цены материала на 15 руб. По статье "Вкладыш в коробку" тоже произошло уменьшение суммы затрат на 31,4 руб. Это произошло за счет уменьшения цены материала на 20 коп. Самый большой перерасход составил по статье "Пюре яблочное" - 1129,5 руб., также большой перерасход по статье "Сахар", он составил 1126 руб. Большой перерасход наблюдается по статьям "Патока" - 984,1 руб., "Пектин" - 636,3 руб. и "Крахмал кукурузный" - 404,5 руб. По всем остальным статьям отклонения носят незначительный характер и колеблются от +1 до +60,1. Наибольший удельный вес составляют статьи "Сахар", "Пюре яблочное", "Патока" и "Шоколадная глазурь", так как именно эти материалы являются основными составляющими зефира в шоколаде.




double arrow
Сейчас читают про: