Класс, нация и религиозная общность как субъекты политики

Согласно марксизму, классы — главные субъекты политики, а классовая борьба — движущая сила истории в тот ее период, ког­да общество оказывается расколотым на противоположные, ан­тагонистические классы. Она является важнейшим источником динамики всей политической жизни, в частности, капиталисти­ческого общества, а также международных отношений. В современной западной, особенно американской, социологии широко распространена трактовка классов в русле стратификационной теории, т.е. как одной из основных общественных страт. Классы — это группы людей примерно одинакового социального статуса, определяемого величиной дохода, престиж­ностью профессии, уровнем образования, доступом к власти. Эти статусные параметры проявляются в политическом поведении, чувстве коллективной идентичности, сознании и образе жизни класса.

Понятие артикуляции и агрегирования интересов. Агрегирование -процесс координации и согласования частных внутригрупповых требований, установления между ними определенной иерархии и выработки на согласованной основе единых общегрупповых целей, обеспечивающих целостность группы и повышение ее политического влияния на власть.

Процесс, посредством которого индивидуумы и группы формулируют свои требования, предъявляемые политикам, принимающим решения», Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали функцией «артикуляции интереса». Четыре стиля артикуляции интересов: 1) требования могут быть выражены явно или неявно; 2) они могут быть сформулированы расплывчато (выражая общую неудовлетворенность, но не указывая на средства решения проблемы) или в конкретных просьбах (например, указывать, на сколько процентов увеличить зарплату и т. д.); 3) требования могут быть общими (т. е. выражать скорее принципы, подходы) или частными, конкретными; 4) выражение интересов может быть детально проработанным и реалистичным или эмоциональным (в форме возмущения, недовольства, протеста или, наоборот, прославления, выражения благодарности).

Иерархия субъектов политики и их типология. Все основные субъекты политики находятся друг с другом в определенных иерархических отношениях. Например, сторонники формально-правовых подходов в качестве основополагающего субъекта рассматривают институт и, соответственно, поддерживаемую им систему нормативного регулирования. В то же время приверженцы бихевиоральной методологии считают, что основополагающим значением обладает все же индивидуальный субъект, из совокупности действий которого строится вся политическая реальность. Совокупные субъекты играют определяющую роль в политическом процессе, тем не менее первичным субъектом политики, ее «атомом», несомненно, является индивид.

Существуют 2 уровня выделения субъектов политики: 1. социальный – выделяются индивиды и различ. соц. слои, в т.ч. профессиональные, этнические, демографические и т.д. Также сюда относ-ся элита, класс, нация и т.д. 2. институциональный – гос-во, п.партии, профсоюзы, полит. движения и т.д. Иногда выделяют 3й уровень, включающий соц. институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполит. задач, хотя в дейст-ти оказывающие существенное влияние на политику (церковь, ВУЗы, спортив. орг-ции)..

Типы субъектов. Америк. политолог Алмонд в завис-ти от осознанности участия в политике выделил 3 группы субъектов:

1.парохиальные, т.е. движимые заботой о реализации своих непосредст. местных повседневных интересов и не осознающие полит. последствия своего участия, своей полит. роли

2.субъекты-подданные, понимающие свою полит. роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы и самостоятельно воздействовать на полит. жизнь

3.субъекты-партиципанты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации, использующие для достижения целей институциональные механизмы.

Политическое участие как деятельное включение в политический процесс, участие в выполнении властных функций. американский политолог Дж. Нагель определяет политическое участие как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. Индивидуальное «участие» характеризует только конкретные формы практических действий человека, независимо от их мотивации или условий осуществления. к «участию» относятся только реально совершаемые в политике действия индивида.

В то же время некоторые формы пассивного отношения индивида к политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие в выборах), неоднозначно, расцениваются политологами. Одни из них, как, например, Р. Хиггинс, называя «политическую инерцию» и пассивность граждан (наряду с перенаселением, голодом, нехваткой ресурсов и некоторыми другими явлениями) «основным врагом» человечества, исключают ее из политического участия. Другие (С. Верба, Л. Пай), в силу массовости такого рода фактов, напротив, расценивают их как одну из форм деятельного отношения индивидов к политике.

Среди практических действий людей политическим участием могут быть признаны только их целенаправленные поступки, т.е. те действия, которые специально и сознательно проектируются и осуществляются ими в политическом пространстве. Иначе говоря, к политическому участию относятся лишь собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью. разнообразие форм политического участия неизменно определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти.

Нации как субъекты политики. Понятия этноса и нации. Специфика национальной группы как субъекта политики. Понятие национального интереса в структуре политических требований группы. Связь социальных, этнических и религиозных факторов при формировании национального интереса. Национализм как специфическое общественно-политическое движение. Связь национализма и политического устройства государства. Этнические отношения в современном обществе. Национально-государственная политика.

Этнос - это определенный тип общности; устойчивая и постоянная совокупность людей, связанных между собой отношениями взаимодействия и имеющих ряд общих признаков, которые и придают ей определенное своеобразие, отличительность. Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».[

В настоящее время достаточно распространенным и авторитетным среди отечественных исследователей является понимание этноса как специфической социальной группы, существующей на основе общности культуры и едином самосознании.

Таким образом, современные нации формируются как вершина эволюции этнических общностей. Но нация не является разновидностью этноса, поскольку в этнических общностях доминирует культурное начало, нации есть общности, преимущественно политические. Нация трактуется сегодня как политическое сообщество людей, объединенных общей территорией и государственным устройством, и поэтому к ней принадлежат все граждане данного конкретного государства. Этнос не обязательно может быть оформлен политически или территориально, нация же имеет свою территорию и границы. Границы нации и государства совпадают, но не нация формирует границы государства, а государство - границы нации.

В разных ситуациях термин «нация» может означать и этническую общность, и все население государства, а в английском языке он может еще и характеризовать государство. Такое положение привело к тому, что в трудах некоторых современных научных школ и даже международных документах понятия «нация» и «этнос» используются как синонимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: