Основным фактором, обеспечивающим совместную работу арматуры и бетона в конструкции и позволяющим работать железобетону как единому монолитному телу является надежное сцепление арматуры с бетоном.
Совместная работа бетона и арматуры в железобетонной конструкции становится возможной благодаря выполнению следующих условий:
– бетон и арматура имеют достаточно близкие значения коэффициента температурного расширения;
– силы сцепления, возникающие по границе контакта между бетоном и арматурой обеспечивают выполнение условия равенства деформаций арматуры и бетона e c = e s при действии усилий от нагрузок.
Совместная работа арматуры и бетона обусловлена, кроме того, правильным определением необходимого количества арматуры, размещаемой в конструкции. Это означает, что должны соблюдается требования по размещению арматурных стержней в сечении элемента и выдержан минимальный коэффициент армирования сечения, определяемый отношением площади арматуры (As) к площади бетона (Ас)
|
|
Силы сцепления, приходящиеся на единицу поверхности арматуры, обусловливают напряжения сцепления арматуры с бетоном по длине элемента. Количественно сцепление оценивают величиной соответствующих напряжений сдвига.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на величину напряжений сцепления арматурной стали и бетона:
– трение арматуры о бетон, появляющееся в результате контракционной усадки бетона.;
– структурные и искусственно созданные неровности (шероховатость) на поверхности арматурного стержня, вызывающие механическое зацепление;
– адгезия (склеивание) или взаимное притяжение между частицами на стыке двух контактирующих материалов;
– химические взаимодействия между сталью и бетоном.
Как показывают экспериментальные исследования, распределение напряжений сцепления по длине стержня не является равномерным. Это положение имеет важное значение при определении длины анкеровки арматурного стержня в конструкции.