Государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина. Ограничения служащего в правах могут устанавливаться только Законом Республики Беларусь в связи с обеспечением надлежащего выполнения им своих служебных полномочий. Правовое положение государственного служащего характеризуется наличием прав, обязанностей, поощрений, гарантий и ответственности. Разумеется, речь идет об общих основах правового положения государственных служащих. Должностные (служебные) права и обязанности разнообразны. Они определяются конкретной должностью, которую занимает государственный служащий; в пределах компетенции органов, в которых они состоят на службе; осуществление прав и обязанностей гарантируется законодательством; законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы. По законодательству Республики Беларусь служащие государственного аппарата имеют право: · требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий и создания надлежащих условий для их исполнения; · запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей; · претендовать на повышение в должности или увеличение размера заработной платы с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей; · защищать свои права и законные интересы в соответствующих государственных органах или суде; · объединяться в профессиональные союзы; · на отставку в установленном законодательством порядке. На государственного служащего возлагаются следующие обязанности: · выполнять функциональные обязанности в пределах полномочий, предоставленных им актами законодательства Республики Беларусь; · выполнять действующие законы и иные подзаконные акты; · выполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; · хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате; · сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом; · поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного исполнения служебных обязанностей; · соблюдать нормы служебной этики и др. В правовой статус государственного служащего органично входят нормы, устанавливающие определенные ограничения для служащего в связи со службой в государственном аппарате, вызванные интересами службы. Так, служащие государственного аппарата не имеют права участвовать в забастовках, выполнять имеющие отношение к службе в государственном аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и субъектов хозяйствования; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства и др. Для государственных служащих предусмотрены определенные социальные гарантии, поощрения, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения (например, военнослужащие, работники милиции, судьи, прокуроры за административные проступки несут дисциплинарную ответственность). Таким образом, содержание правового положения государственных служащих характеризуется: а) общегражданскими правами и обязанностями; б) обязанностями и правами по занимаемой должности. Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями. |