Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Средневековые университеты и города

С латинского языка universitas буквально означает община или объединение. Следовательно, университет представляет собой объединение преподавателей и студентов. В отличие от большинства других социальных институтов, в университетах могли учиться и добиваться высокого должностного положения даже люди из простонародья. Главное, что требовалось от студента университета, – это религиозность, развитость ума, широкое и точное знание своей специальности. Традиционно университеты были центрами свободомыслия. Ряд выдающихся учёных средневековья и последующей эпохи Возрождения получили основы научных знаний в университетах.

Одним из первых европейских крупных образовательных заведений считается Салернский университет. Уже во II веке н. э. в небольшом городе Салерн функционировала медицинская школа. В 820 году в этом городе была построена первая в Европе гражданская больница, которая финансировалась за счёт средств города. Однако полноценным университетом эта школа не стала, поскольку была чужда научным методам и слепо следовала античной медицинской традиции. К началу XIX века Салернская медицинская школа окончательно уступила место настоящим университетам.

Основными предметами в университетах являлись следующие: теология, философия, право и медицина. Особенно интенсивно в этих учебных заведениях развивалось и изучалось право. В XII веке в Болонье был открыт университет, который в год выпускал 1 500 специалистов по праву.

Прежде, чем стать полноправным студентом университета, человек должен был закончить артикуляционную школу, где изучались семь свободных искусств. Теоретическое обоснование семи свободным искусствам в образовательном контексте было дано ещё в VI веке Боэцием. Его учебные трактаты долгое время лежали в основе средневекового образования, а трактат «О музыке» изучался в Оксфорде даже в XVIII веке. Учёба в артикуляционной школе занимала несколько лет. Точный же срок обучения не был определён и зависел от интенсивности работы и интеллектуальных способностей конкретного ученика.

Надо заметить, что университетов в Европе было достаточно много и они функционировали не только в Италии, но и в других европейских странах. Так, в 1200 году был основан университет в Париже, в 1229 году университеты открылись сразу в двух французских городах – в Орлеане и в Тулузе. В грамоте испанского короля Альфонса X (1243 год) было окончательно утверждено основание университета в Саламанке. Некоторые университеты возникали вследствие раскола в уже сложившихся университетах. Так, Падуанский университет возник в результате ухода из Болонского университета части студентов, которые были не согласны с особенностями преподавания в Болонье. В XIV веке университеты появляются в Праге, Кракове, Вене, Лейпциге. Всего к 1500 году в Европе насчитывалось 80 университетов.

Преподаватель читал обычно два типа лекций: ординарные (обязательные), идущие с 9 часов утра, и экстраординарные (дополнительные), идущие с 6 до 10 часов вечера. Студенты, согласно своему статусу и самоуважению, не имели права требовать от преподавателя медленной диктовки или повторения. Школяры должны были являться на лекции с книгами, которые к началу лекции уже ими прочитаны. Книги, конечно, были очень дорогими, и студентам приходилось их переписывать. На отдельных занятиях (repetitio) проходило объяснение отдельных текстов под различными углами зрения. Особое внимание в университетах уделялось диспутам, в ходе которых студенты оттачивали искусство ведения спора, защиты своего мнения. Самые известные диспуты проводились философом Пьером Абеляром. Помимо серьёзных диспутов касательно спора об универсалиях, спора об аристотелевских силлогизмах, разворачивались и полушутливые, хотя и весьма остроумные, споры, например, спор о верности наложниц католическим священникам. В ходе диспутов строго запрещались крики, грубости и оскорбления, и учащиеся приучались к академизму. Первоначально, если студент сдавал экзамен, то он получал степень бакалавра. В следующие два года он мог стать магистром и получить право на преподавание. Принцип, по которому жили студенты, был сформулирован в XIII веке оксфордским преподавателем Эдмундом Абингдонским: «Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен завтра умереть».

Важно заметить, что университеты играли существенную роль в развитии города, как средоточии интеллектуальной жизни общества. В целом европейские средневековые города исторически, по происхождению, можно разделить на два типа: выросшие на основе античных городов (Кёльн, Париж, Лондон, Вена, Йорк), и образованные непосредственно в средние века. Как правило, в первых концентрировалось административное управление. В XII–XIII веках наблюдался весьма быстрый рост городов. Параллельно города освобождались от зависимого положения от сеньоров. Городские суды получили те же права, что и феодальные, и так же, как и последние, находились под контролем королевского и церковного судов. Однако подчинённость города королю вовсе не исключала действия местных городских законов. Вместе с тем были и вольные города, не подчинявшиеся королевской власти. В свободном городе власть чаще всего принадлежала магистрату – выборному совету. В магистрат входили наиболее знатные и богатые люди. Горожане объединялись в товарищества, купцы – в гильдии, ремесленники – в цеха. Несмотря на то, что абсолютное большинство населения в средние века жило в селе, не исключалась возможность перехода крепостного крестьянина из села в город в качестве свободного человека. Причём существовали условия для этой смены социального положения: беглому крестьянину нужно было, по сути нелегально, прожить в городе 1 год и 1 день. Города из поколения в поколение постепенно разрушали феодальные отношения, выводили людей из привычного сельского быта, в котором равномерность проистекания времени позволяла в полной мере хранить традиции. Развитие цехового производства обусловило необходимость планирования времени не только по принципам, диктуемыми природными условиями, такими как смена времени года, но и по принципам деловой жизни горожан.





 

Читайте также:

Антропогенез

Фараон и его роль в жизни древнеегипетского государства

Православие в России

Антропологические взгляды шумеров

Иудаизм и повседневная культура евреев

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 2953

 
 

54.161.73.123 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.