Прежде чем выделится в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к их производству (производящая экономика) стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. Основные школы управленияПервых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны «классической школой» (научного менеджмента, традиционной). Главная заслуга Ф. Тейлора (1856 – 1915) состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Разновидностью классической школы управления является «административная школа». Она занималась изучением вопросов роли и функции менеджмента. Одним из первых в разработки этой идеи был А. Файоли (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организации, а также сделал другие разработки в области менеджмента. Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовался появлением «школы человеческих отношений» (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. ХХ в. В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредотачивать на работнике, а не на его задании. Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за людьми. Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, «ремонт» людей не потребуется. Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать Э. Мэйо. Более поздние теории управления разработаны в основном представителями «количественной школы», часто называемой управленческой. Появление данной школы – следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривали управление, как логический процесс, который может быть выражен математически. Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось в XIX в. |