Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Бюджетная политика

Налогово-бюджетную политику с легкой руки Дж. Кейнса чаще называют фискальной («фиск»-лат. – казна), понимая под ней сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения макроэкономической стабильности и развитии экономической системы. Бюджетом в Англии называли денежный портфель министра казначейства. Так, что в экономическом, финансовом представлении бюджет можно трактовать как состояние денежной сумки государства.

Финансовый бюджет – это роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок, чаще всего на год, иначе говоря – это баланс денежных доходов и расходов. В более широком смысле под бюджетом понимается запас, количество финансовых ресурсов, которыми располагает государство, регион, предприятие, семья, человек или которые могут быть выделены на определенные нужды. Бюджет характеризует не только масштабы и направления расходования средств, но и сбалансированность доходов и расходов, уровень дефицитности ресурсов.

Как финансовый документ бюджет представляет собой таблицу, в одной из частей которой представлены доходы, а в другой расходы субъекта экономической деятельности за бюджетный период. И доходы, и расходы разделены по отдельным позициям, представленным в виде строчек таблицы, называемых статьями бюджета. В доходных статьях указываются источники доходов, а в расходных статьях – каналы расходов. Бюджет на будущий период называют плановым, а за прошедший – отчетным.

Бюджеты помогают оценить и сопоставить между собой предполагаемые, намечаемые доходы и расходы будущих периодов и нарисовать тем самым ожидаемую картину финансового состояния экономики. Под бюджетной системой понимается сочетание взаимосвязанных и взаимодействующих между собой бюджетов разных уровней и видов, а также способы разработки и принятия утверждения бюджетов. Обычно в бюджетной системе выделяются несколько уровней, число которых зависит от государственного устройства и административного деления страны: государственный федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, бюджеты общественных организаций, административных и производственных единиц.

Главным инструментом правительственной политики в экономической сфере является государственный бюджет, под которым понимается баланс доходов и расходов государства за какой-либо отрезок времени (как правило, за год). Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта страны. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления средств и направления их расходования. При этом если расходы превышают доходы, то баланс бюджета сведен с дефицитом, и в этом случае говорят о бюджетном дефиците.

Основными доходными статьями в государственном бюджете являются следующие:
1. Налоги на доходы и собственность, отчисления на различные нужды, дающих около трех четвертых поступлений в госбюджет и включающие в себя:

  1. налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль предприятий;
  3. налог на собственность.

2. Налоги на товары и услуги, составляющие около одной пятой бюджетных поступлений. Сюда относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. налог с продаж;
  3. таможенные пошлины.

3.  Прочие поступления:

  1. доходы от государственных предприятий;
  2. займы государства.

Основную часть доходов государственного бюджета составляют поступления от налогов – 80% ото всех поступлений.

 

Расходными статьями бюджета являются следующие:

  1. развитие промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства;
  2. оборона страны;
  3. социально-культурные цели;
  4. обслуживание государственного долга;
  5. международная деятельность;
  6. содержание государственного аппарата, правоохранительных органов и обеспечение безопасности;
  7. прочие расходы.

Обычно государственный бюджет не удается в полной мере сбалансировать и возникает превышение расходов над доходами, то есть наблюдается дефицит бюджета. Принято считать, что если дефицит бюджета не превышает 50% валового внутреннего продукта страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты образуют государственный внутренний долг.

Государственный бюджет вовсе не обязательно должен быть дефицитным. Вполне реален вариант, когда доходы бюджета превосходят его расходы (профицит бюджета).

Если в процессе исполнения бюджета обнаруживается, что дефицит нарастает, осуществляется секвестр расходов. Это означает, что месячные расходы пропорционально снижаются на определенную величину по всем статьям.

Сложно достичь соответствия между исполнительными органами, которые разрабатывают проект бюджета, и законодательными органами, призванными принимать и утверждать бюджет. Крайне затруднена разработка бюджетов при наличии высокого уровня инфляции, так как неясно, в каких текущих ценах составлять бюджет.

Стремление обеспечить финансовыми ресурсами наиболее чувствительные в социальном и экономическом отношении статьи бюджетных расходов государства привело к выделению из бюджета внебюджетных фондов. Такие фонды концентрируют финансовые ресурсы для расходования только по целевому назначению.

Фонд государственного социального страхования представляет централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, создаваемый путем отчисления взносов в процентах от фонда заработной платы предприятий и организаций. Средства фонда расходуются на выплату самых разнообразных социальных пособий: оплата по больничным листам, выплата пособий на рождение ребенка, на содержание детей до 16 лет, пособия на погребение.

Пенсионный фонд аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для пенсионного обеспечения за счет страховых взносов, отчисляемых в процентах от фонда заработной платы предприятий, и частично за счет других средств.

Фонд медицинского страхования – также данные средства аккумулируются за счет отчисления взносов в процентах от фонда заработной платы предприятий и организаций, а расходуются на содержание поликлиник, больниц.





 

Читайте также:

Товар как экономическая категория

Основная проблема экономики. Рыночная экономика – закономерность истории

Международное перемещение рабочей силы

Понятие об экономических системах

Иностранные инвестиции

Вернуться в оглавление: Основы экономики

Просмотров: 4898

 
 

54.80.10.56 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.