Эта категория управленческих способностей включает в себя две подгруппы: общеуправленческие способности и способности более локального характера, обусловленные какой-либо основной управленческой функцией.
В работе Л. И. Уманского наиболее полно раскрыты способности первой группы. Основными среди них он считает следующие.
Психологическая избирательность, проявляющаяся в нескольких основных личностных и поведенческих индикаторах:
- повторяющиеся факторы быстрого и точного (часто не
осознанного) отражения психологических особенностей состояния других людей;
- эмоциональная синхронность (сопереживание того, что
чувствуют другие люди);
- высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей, их адекватные характеристики;
- избирательно-психологическая память и наблюдательность;
- умение поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.
Практический психологический ум имеет, как считает Л. И. Уманский, следующие проявления:
- адекватное распределение обязанностей, учитывая индивидуальные особенности людей;
- быструю ориентацию в ситуациях, которые требуют применения знаний людей;
- умение находить стимулирующие мотивы деятельности,
заинтересовать людей делом;
- учет личных симпатий и антипатий при группировке людей для выполнения коллективной деятельности;
- высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний и умений;
- решение практических вопросов с учетом имеющихся человеческих возможностей.
Психологический такт проявляется:
- в чувстве меры в отношениях с людьми;
- в речевой адаптации к разным людям;
- в индивидуализации общения с людьми;
- в чувстве ситуации;
- в чуткости в отношении к людям;
- в простоте и естественности общения;
- в чувстве справедливости, объективности подхода к людям.
Общественная энергичность предполагает следующее:
- эмоциональное и волевое речевое воздействие — акцентное членение фраз, ударения, паузы, мимика и пантомима;
- логическую убедительность воздействия словом и делом;
- уверенность в своих силах, бодрость духа;
- способность пойти на риск.
Требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности — все это тоже общеорганизаторские способности, которые дополняются и конкретизируются более локальными способностями, обусловливающими успешное выполнение отдельных управленческих функций. Основными из них являются следующие способности:
- Способность к целеполаганию, включающая в себя два основных аспекта: формулировку целей и выделение наиболее
существенных из них, способность формулировать эти цели
перед подчиненными так, чтобы они их приняли.
- Способность к прогнозированию — умение «заглянуть в
будущее», построение управления на основе активно-прогностической стратегии (важнейшая способность руководителя).
- Способность к планированию своих действий и действий
подчиненных, а также всей организации. Данная способность —
синтез когнитивных и личностных способностей.
- Способность к принятию управленческих решений некомпенсируема со стороны других способностей.
- Коммуникативные способности базируются на таких
личностных качествах, как общительность, социабельность,
эмпатичность, рефлексивность, экспрессивность.
- Мотивирующие способности тоже являются интегративными образованиями. Сюда относится весь комплекс мотивационных средств воздействия руководителя на подчиненных.
- Способности контроля. Главное — сопоставление результата труда с индивидуальными возможностями исполнителя. Контроль используется как средство повышения эффективности труда.
Отмечаются еще две интегративные способности, важные с практической точки зрения: способность подбирать кадры и профессиональная компетентность руководителя.
|