Необходимость и основное содержание аграрной реформы П.А. Столыпина

Организаторская деятельность П.А. Столыпина включала в себя проведение целой серии реформ (аграрной, переселенческой и др.); преобразование местного самоуправления; введение все­общего начального образования; введение земства в западных губерниях. Однако всемирную известность принесла ему земельная реформа, носившая общенациональный характер и направлен­ная на оздоровление и возрождение всех сфер жизни российс­кого общества.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911), происходивший из старинного дворянского рода, был связан дальними родствен­ными узами с такими выдающимися личностями, как А.В. Су­воров, М.Ю. Лермонтов и Л.Н. Толстой. После окончания физи­ко-математического факультета Петербургского университета в 1883 г. он служил в Министерстве государственных имуществ, занимая скромную должность помощника секретаря.

В 1884 г. он был переведен в Министерство внутренних дел и работал уездным предводителем дворянства в Ковенской губер­нии, где занимался не только служебными делами, но и эф­фективно управлял помещичьим хозяйством. Через 10 лет Сто­лыпин назначается Ковенским губернским предводителем дво­рянства, в 1902 г. — губернатором Гродненской губернии, а в 1903 г. — губернатором Саратовской губернии.

В апреле 1906 г. после отставки Совета министров во главе с С.Ю. Витте Столыпин был назначен министром внутренних дел, а с июля этого же года он начал совмещать этот пост с должно­стью премьер-министра России.

На посту главы правительства П.А. Столыпин, проявляя1 волю и решительность, ведет активную организаторскую работу, на­правленную на преодоление хаоса, беззакония (в 1905—1906 гг. в России было разграблено и сожжено более 16 тыс. барских усадеб), коррупции, взяточничества и других дестабилизирую­щих явлений, поразивших в ту пору российское общество. Суть своей государственной деятельности П.А. Столыпин определил, используя лапидарный стиль: «Сначала успокоение, а потом реформы».

Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые, по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышению качества жизни народа. «Про­тивникам государственности, — писал он, — хотелось бы из­брать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!*» Сто­лыпин был сторонником продуманной и целеустремленной де­ятельности правительства и общества в целом.

Ему удалось подобрать для разработки проектов реформ ум­ных и преданных интересам России сотрудников, в число кото­рых вошли министр земледелия А.В. Кривошеий и министр фи­нансов В.Н. Коковцов.

В конце XIX — начале XX вв. в России распределение земли между основными сословиями было крайне неравномерным и несправедливым. К 1905 г. в европейской России имелось 430 млн. га пригодной для земледельцев почвы, из которых 168 га занимали государственные, удельные и церковные зем­ли, 152 млн. га — крестьянские надельные и 58 млн. га — поме­щичьи. Остальными землями владели 490 тыс. крестьян — соб­ственников земли и 85 тыс. мещан, купивших землю. В распоряжении крестьян, таким образом, находилась лишь 1/3 пахотной земли. Причем в различных губерниях количество пригодной земли, приходящейся на каждое крестьянское хозяйство, было далеко не одинаковым: в Вологодской губернии — 147 десятин на 1 двор, в Архангельской — 1309 десятин, в 14 центральных гу­берниях — менее 15 десятин, в Полтавской и Подольской гу­берниях — 8—9 десятин. Динамичное демографическое разви­тие (15 человек на 1000 жителей) еще более усугубляло позе­мельные отношения.

Большинство крестьян не могли обеспечить свои самые на­сущные нужды, о чем свидетельствует рассказ одного из депутатов Думы: «Крестьяне живут чуть ли не совместно со скотом, в одном жилом помещении. Какие у них наделы? Живут они на 1 деся­тине, на 1/2 десятины, на 1/3 десятины, и с такого малого клочка приходится воспитывать 5—6 и даже 7 душ семейства».

Столыпин считал основной причиной низкого уровня жизни крестьян наличие изживших себя помещичьих-латифундий и крестьянских общин. Разрушение общины и насаждение част­ной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание земельной реформы. Что касается помещичьего зем­леделия, то его также необходимо модернизировать в интересах самих же помещиков — снизить их влияние на ведение дел в крестьянском хозяйстве, но сохранить господствующее поло­жение дворянского сословия в, российском государстве.

Замыслам П.А. Столыпина противодействовали как крайне правые, так и крайне левые. Крайне правые считали, что в ходе революции 1905—1907 гг. правительство и так сделало чрезмер­но много уступок, которые ослабили самодержавие и господ­ствующее положение дворянства, и не видели необходимости в дальнейших уступках.

Крайне левые выступали против аграрной реформы по идео­логическим соображениям, утверждая, что в интересах свобод­ного развития классовой борьбы в деревне вместо введения частной собственности крестьян на землю надо требовать конфискации удельных земель.

Какова была позиция крестьянских депутатов в Думе? В Думу был внесен проект, в котором из «всеобщего поровнения» изы­мались крестьянские земли и решительно отвергалась община. Подавляющее большинство крестьянских депутатов поддержа­ло этот проект. По мнению Столыпина, подлинную свободу крестьянину предоставит не закон, а обладание личной земель­ной собственностью, для чего надо выйти из общины.

10 мая 1907 г. Столыпин выступает перед депутатами II Думы со своей знаменитой речью, положившей начало аграрной ре­форме. «Необходимо дать возможность способному трудолюби­вому крестьянину, — говорил он, — т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему воз­можность укрепить за собой плоды своих трудов и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная»*. Он разъяснял, что отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничто­жается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и свободе труда. Проект Столыпина предо­ставлял свободу выбора для подавляющего большинства насе­ления России.

Столыпин подверг аргументированной критике уравнитель­ный принцип распределения земли, убеждая, что этот принцип препятствует повышению плодородия почвы, внедрению агро­технической культуры, не стимулирует производительность труда. «Нельзя человека ленивого, — подчеркивал он, — приравни­вать к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравни­вать к трудоспособному».

Столыпин понимал, что для реализации его проекта рефор­мирования аграрных отношений в России необходимы время, финансовые и другие ресурсы, целеустремленный, упорный труд народа и правительства.

Анализируя речь Столыпина и Земельный указ от 9 ноября 1906 г. легко убедиться, насколько злонамеренными были и ос­таются попытки обвинить Столыпина в насильственном разру­шении общинного владения и ограбления крестьянства.

В ходе первого этапа реформы около 200 тыс. семей получили в личное владение около 2 млн. десятин земли. Крестьяне были освобождены от выкупных платежей, обрели право свободного выхода из общины, которым воспользовались около 3 млн. че­ловек — 1/3 общей численности крестьян.

Крестьяне получили право приобретать свободные казенные земли в европейской России, откупать участки у помещиков с помощью ссуд Крестьянского банка, который устанавливал ничтожный процент, а срок возмещения — в 55 с половиной лет. С 1907 по 1915 г. для покупки помещичьих земель, находя­щихся во владении Крестьянского банка, крестьянам было вы­делено ссуд на 421 млн. руб. (напомним, что в то время корова стоила 5—7 руб.). При поддержке банка крестьянами было при­обретено и благоустроено свыше 200 000 хуторских хозяйств. С 1906 по 1910 г. крестьяне сверх земель, полученных от общи­ны, приобрели дополнительно свыше 6 млн. десятин.

Земельный указ от 9 ноября 1906 г. внес определенные огра­ничения в принцип владения землей. Надельная земля не могла быть продана лицу другого сословия, заложена иначе чем в Крестьянском банке, продана за личные долги, завещана иначе чем по соответствующим правилам. Воспрещалась концентра­ция в одних руках более 6 наделов. Обычный размер участка у середняка составлял примерно 14—15 десятин.

Качественные перемены в земельных отношениях не замед­лили сказаться. С 1909 по 1913 г. производство главнейших видов зерновых культур в России на 28% превышало продукцию Ар­гентины, Канады и США (ведущих производителей зерна), вместе взятых. Цены на зерно в Европе в 1904—1914 гг. были бы намно­го выше, если бы масштабы экспорта зерна из России не были столь велики. Можно себе представить их недовольство успеха­ми России и готовность к поддержке левых и правых противни­ков реформы.

Западные монополии и их платные «исследователи» предпри­нимали всяческие меры, чтобы принизить успехи аграрной ре­формы в России и роль ее главного разработчика и организато­ра — П.А. Столыпина.

Американский исследователь Наум Ясный, опубликовавший изрядный по объему труд об истории сельского хозяйства Рос­сии, при анализе положения в сельском хозяйстве России до первой мировой войны не упомянул об аграрной и переселен­ческой реформах, так же, как и о деятельности Столыпина на этом поприще. Такова позиция «независимых» и «объективных» американских ученых*.

Итак, проект аграрной реформы и его частичная реализация, осуществленные при непосредственном участии П.А. Столыпи­на, — крупнейшее социально-экономическое преобразование земельных отношений в России в начале XX в., затронувшее все стороны социальной, экономической и политической жиз­ни тогдашней России и благотворно сказавшееся на ее поступа­тельном развитии.

Нельзя переоценить роль Столыпина в разработке и реализа­ции положений реформы о добровольном переселении кресть­ян в районы Западной Сибири. Столыпин ставит и решает три­единую задачу, обеспечивающую успех переселенческой поли­тики: во-первых, организация местного землеустройства — под переселение передавались лучшие земельные районы Западной Сибири — земли кабинета Его Императорского Величества; во-вторых, прокладка железных и 11 500 верст грунтовых дорог и массовый выпуск так называемых столыпинских вагонов, кото­рые отличались от обычных тем, что задняя их часть предназна­чалась для крестьянского инвентаря и скота; в-третьих, предо­ставление переселенцам льготных ссуд и кредитов, которые со­ставляли в среднем 165 руб.

Для медицинского обеспечения в районах освоения земель было организовано 416 врачебных и фельдшерских пунктов. Ежегодно услугами 130 врачей и 684 фельдшеров пользовались до 1 357 000 человек.

Много усилий приложили Столыпин и его единомышленни­ки по оказанию помощи крестьянам-переселенцам в приобре­тении улучшенных пород племенного скота и птицы, организа­ции сельскохозяйственных ^школ, курсов, кружков. В районах освоения новых земель на льготных условиях продавалась сель­скохозяйственная техника (тракторы, молотилки, сеялки и пр.). В Западной Сибири энерговооруженность труда была выше по сравнению с другими районами России.

Переселение в районы Сибири и другие малоосвоенные тер­ритории России значительных масс населения центральных гу­берний решало важную общенациональную стратегическую за­дачу — укрепление обороны страны. Если за 300 лет владения Россией Западной Сибирью в ней поселилось 4,5 млн. человек, то за 15 лет ее население увеличилось (за счет переселения) на 3 млн. человек, из которых более 1,5 млн. человек переселились в эти районы в течение 1907—1909 гг.

Во многих публикациях до сих пор утверждается, что аграр­ные преобразования, осуществленные под руководством Сто­лыпина, не принесли желаемых результатов. Израильский исто­рик М. Конфин пишет, что программа Столыпина «была уто­пична своей переоценкой царской бюрократии и недооценкой силы крестьянского общества»*. Российский историк П.Н. Зы­рянов фактически поддерживает эту оценку деятельности Сто­лыпина: «Ему не удалось ни разрушить общину, ни создать ус­тойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников.

Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграр­ной реформы»*. При все этом Игнорируются впечатляющие факты роста производства зерна, мяса, масла и других продовольственных продуктов как результат реформирования аграрных отношений в России: в 1912 г. из России было вывезено в Англию масла на 69 млн. руб., что превышало (в рублях) в 2 раза стоимость годо­вой добычи сибирского золота; в 1913 г. потребление мяса в го­родах России составляло 88 кг на душу населения; при этом в Москве — 87 кг, Петербурге — 91,1 кг, во Владимире и Волог­де — по 107,5 кг, в Воронеже — 147,7 кг (в США в настоящее время аналогичный показатель в среднем составляет 120 кг); еще большие объемы потребления мяса на душу населения от­мечались в городах Сибири и Дальнего Востока.

Министр земледелия России А.Н. Наумов, выступая перед депутатами IV Думы 18 февраля 1916 г., утверждал, что в империи имеется до 900 млн. пудов избытка главнейших хлебов, т.е. не менее 1/3 годовой потребности — и это в условиях разоритель­ной войны при потере значительных российских территорий!

Если в 1913 г. урожай составил 81,6 млн. т зерна, то после революции лишь в 1925—1926 гг. несколько приблизились к этой цифре — 76,6 млн. т, но уже в 1928—1929 гг. этот показатель снизился до 71,7 млн. т. Производство зерна надушу населения сократилось с 584 кг в 1914 г. до 484 кг в 1928-1929 гг.**

В результате переселенческой реформы с 1906 г. до револю­ции 1917 г. в азиатскую часть страны переселилось более 4 млн. человек, которые к 1912 г. освоили за Уралом 31 080 000 деся­тин земли.

Преобразовательная деятельность Столыпина в аграрной сфере была бы еще более успешной, если бы ему не препятствовали его многочисленные противники. Именно они были виновни­ками его трагической гибели (Столыпин был убит эсером Д. Г. Богровым) и вовлечения полуреформированной страны в первую мировую войну, которая-круто изменила историческую судьбу России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: