(интересы, склонности)
Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью, интерес – стремление к познанию, желание познакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучать его, воспринимать, читать, думать о нем. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть к одному, нескольким, многим объектам и видам деятельности.
Выделяются склонности к работе:
Ø С людьми – нравиться шефская, воспитательная работа с младшими школьниками, выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, занятия с малышами дома, во дворе, в детском саду, на уроках литературы и истории нравиться давать характеристики литературным героям, поведению окружающих и т.п.;
Ø С техникой – любит лабораторные, практические работы по физике, химии электротехнике, выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники и т.п., ведет дневник наблюдений и т.п.;
Ø С художественными образами – любит выполнять задания на уроках рисования, пения, занимается в кружках художественной самодеятельности, изостудий, охотно оформляет класс, школу; самостоятельно или в специальной школе рисует, лепит, занимается музыкой и т. п.;
Ø С растениями, животными – любит лабораторно-практические работы по биологии, работу на пришкольном участке, в саду, огороде, ухаживает за животными и т. п.
II. НАДО
(мир профессий, потребности общества в кадрах)
Обществу нужны специалисты всех профессий, однако одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, нужно согласовать свой выбор с потребностью общества в кадрах.
Профессиональный план, можно считать согласованным с потребностью общества в кадрах, если:
- выбор профессии сделан в сфере материального производства или в сфере обслуживания и при этом имеются необходимые способности;
- или профессия выбрана в какой-либо «недефицитной» (с точки зрения притока трудовых ресурсов) сфере труда и при этом имеется выдающийся уровень соответствующих способностей.