Биологическое бытие человека

Как биологический феномен человек существует, подчиняясь комплексу естественных потребностей. Питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь и жизненное пространство – все это проявление инстинкта жизни, который присущь человеку как всему живому. С первых дней возникновения человек предпринимал усилия по преодолению животности, на обуздание животных страстей.

Биологическое бытие человека приобретает человеческие черты на духовно-нравственной основе. Именно из факта следования иррациональным зоологическим инстинктам из пренебрежения общечеловеческим нормам нравственности вырос фашизм.

Общеизвестно, что человек имеет значительные антропологические особенности: отсутствие шерсти, измененные под воздействием труда конечности, устройство нервной системы, головного мозга и т.д. Но изменения биологического бытия ничтожно малы по сравнению с изменениями ландшафта земли и условий жизни людей в результате их преобразующей деятельности.

Биологический ресурс человека – его физическая сила, здоровье, жизнестойкость организма, невосприимчивость к болезням, сексуальная энергия и способность к деторождению – это природный потенциал, который определяет перспективу и долговечность общественного бытия человека. Сегодня, к сожаленью, возрастает угроза деформации биологической природы человека. Генная инженерия, ускорение НТП, аварии на АЭС, стихийные бедствия и многое другое в разной степени истощают биоресурс человека. Отсюда, сторонники концепции «эксцентризма» выдвигает тезис о признании сохранения биологического бытия человека высшей ценностью.

Одной из разновидностей проявления биологического бытия человека является расовая структура планеты. Это внешние, морфологические различия в результате адаптации человека к конкретным особенностям среды обитания, оно не затрагивает умственных, физиологических и нравственных свойств. Тем не менее, до сих пор нам известен расизм и геноцид, которые замешаны на преувеличении биологической природы человека определенной раса (высшей). В научном лексиконе – биологизаторство. Другая крайность в оценке биологического бытия человека – социологизаторство. Она выражается в недостатке биологического начала в человека, в игнорировании предела, за которым ставится под сомнение сохранение человека как биологического вида (запасы атомного и бактериологического оружия, рост нервно-психических стрессов, загрязнение окружающей среды, достижения науки в области переделки природы человека ит.д.).

Итак, сегодня речь идет о совершенствовании биологического бытия человека, биологической природы, очеловеченной общественным бытием.

В современной науке с материалистической концепцией биологического бытия человека конкурируют и другие представления о природе человека. Так достаточно широко распространенна концепция «теокосмической сущности» человека, основанная на идеях русского космизма (Федоров, Циолковский). Современные сторонники «конститутивной антропологии» указывают наряду с питанием и дыханием, на третий источник жизненной энергии человека: смысловое поле, через которое человек связан с космосом, со всей вселенной. Бог – Человек – Вселенная. Это вопрос дискуссионный и требует специальной подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: