Л. С. Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической организации порождения речи

Речь по своему строению не представляет собой простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль, как готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершенствуется в слове... Кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни.

Л. С. Выготский

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – выдающийся отечественный психолог; создатель концепции культурно-исторического развития высших психических функций. Л. С. Выготский занимался исследованием проблем развития понятий у детей и взаимосвязи обучения и умственного развития ребенка, он исследовал и проблемы психологии искусства.

Сторонник естественно-научной психологии, он выстраивал новую систему представлений о формировании человеческого поведения, опираясь на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлексах: «В опыте над разумным человеком нет такого случая, чтобы фактор заторможенных рефлексов, психики, не определял так или иначе поведение испытуемого и мог быть совершенно элиминирован из изучаемого явления и не учитывается вовсе». Л С. Выготский считал, что психология должна интегрироваться с рефлексологией в единую науку, что рефлексология не вправе игнорировать сознание, вынося его за пределы телесного механизма поведения, т.е. за пределы доступных анализу связей организма со средой: «Вопрос стоит так: может ли рефлексология скинуть со счетов и не учитывать вовсе психику как систему задержанных рефлексов и переплетений разных систем? Возможно ли научное объяснение поведения человека без психики?.. Биологически было бы нелепостью предположить, что психика совершенно не нужна в системе поведения...». В статье «Сознание как проблема психологии поведения» (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает в себя и речевые компоненты: «Надо изучать не рефлексы, а поведение, его механизм, состав, структуру...»; «Сознание есть проблема структуры поведения... Опираясь на важное замечание К.Маркса о различении инстинктов и сознания, Л. С. Выготский показывает специфику сознательного поведения человека: «Паук, который ткет паутину, и пчела, строящая ячейки из воска, делают это в силу инстинкта, машинообразно... Другое дело – ткач или архитектор. Как говорит Маркс, они раньше построили свое произведение в голове; результат, полученный в процессе труда, имелся перед началом этого труда идеально... Это совершенно бесспорное пояснение Маркса не означает ничего другого, кроме обязательного для человеческого труда удвоения опыта... Вот такого удвоенного опыта, позволяющего человеку развить формы активного приспособления, у животного нет. Назовем условно этот новый вид поведения удвоенным опытом».

Опираясь на социальный характер деятельности человека, Л. С. Выготский приходит к выводу о том, что «речь и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т. е. для отражения влияния других систем»: «...мы сознаем себя, потому что мы сознаем других, и тем же самым способом, каким мы сознаем других...».

Понимая слово как действие (речевой комплекс – речевая реакция), Л.С.Выготский усматривал в нем статус особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придавал особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека; его психические Функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя язык как систему «психологических орудий», которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего им субъекта Л.С.Выготский предложил экспериментальную программу исследований роли языковых структур в развитии системы высших психических функций.

Л.С. Выготский занимался проблемой культурного развития ребенка, протекающего как нормально, так и аномально, с отклонениями. Он создал в Москве Лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института, и разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка. Аномалии в восприятии мира, по Л.С.Выготскому, есть «перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения», а природа, напротив, образно говоря, требует «вертикального положения человека»: «Что такое человек? –...Для нас социальная личность, совокупность общественных отношений, воплощенная в индивиде» (из рукописи).

Л.С. Выготский обобщил свои исследования о закономерностях развития психики в онтогенезе, представив модель формирования человеческой психики – модель использования языковых знаков как средств регуляции психической деятельности и в процессе непосредственного взаимодействия (в деятельности общения), и в процессе постепенного присвоения опыта речевой деятельности и перехода этого опыта извне вовнутрь. В результате такого процесса появляется возможность внутреннего программирования действий человека и внутренней регуляции его поведения: человек обретает способность управлять собственным поведением. Этот процесс и был назван интериоризацией (см. также главу «А. Н.Леонтьев об интериоризации психических функций»).

Л.С.Выготский, исследуя значение знака как сопряженное с ним преимущественно интеллектуальное содержание, разработал совместно с учениками экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, изложенную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). В этой работе представлен анализ проблемы соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе и эгоцентрической речи. Л. С. Выготский охватывает здесь широкий круг вопросов обучения и его воздействия на умственное развитие ребенка. Широко известным стало теоретическое положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому обучение является эффективным, если «забегает» вперед развития, как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

В учении Л.С.Выготского о развитии психических функций большая роль отведена процессу усвоения индивидом ценностей культуры, опосредованного общением. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат своего рода такими орудиями, оперируя которыми, субъект воздействует на другого и формирует свой собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются в функции высшего уровня развития (культурные): механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсное действие – произвольным и т. п. Зарождаясь в непосредственных социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем вращиваются в его сознание.

Важная роль в развитии ребенка, по мысли Л.С.Выготского, принадлежит кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой. «Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве».

В каждом из возрастных периодов развитие ребенка сопряжено с мотивационным (по терминологии Л.С.Выготского, – аффективным) компонентом, поэтому он утверждал принцип единства «аффекта и интеллекта».

Принцип развития в концепции Л.С.Выготского сочетался с принципом системности. Он разрабатывал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении систем главная роль придавалась первоначально знаку, затем значению как «клеточке», на которой разрастается ткань человеческой психики в отличие от психики животных. Так формировались современные представления о системном и смысловом строении сознания, о мозговой локализации высших психических функций, об особенностях детской психологии.

Концепция Л. С. Выготского имеет отношение не только к психологии, но и к другим наукам о человеке: дефектологии, психиатрии, языкознанию, этнографии, искусствознанию, социологии и др. Своими исследованиями Л.С.Выготский заложил основы научной системы представлений и в области психолингвистики.

Литература

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982–1984.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 45 т. – 2-е изд. – М.; Л., 1956. – Т.З.-С.ЗО.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1931
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1996.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

А. А. Леонтьев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: