Основные этапы научного творчества Л. С. Выготского

Выготский Лев Семенович (1896—1934) является одним из са­мых выдающихся и фундаментальных личностей отечественной психологии XX в. Окончив юридический факультет МГУ, вер­нулся в Гомель, где и начал свою карьеру психолога. Все научное творчество можно разделить на два периода: гомельский и мос­ковский. При этом московский период насчитывает три этапа. Рассмотрим каждый период в отдельности.

Гомельский период. В Гомеле начинается научная карьера Л. С. Выготского в качестве психолога. В 1917 г. он начал зани­маться исследовательской работой и организовал психологи­ческий кабинет при педтехникуме, где и вел исследования. В 1922—1923 гг. он провел пять исследований и на II Всерос­сийском съезде по психоневрологии по трем из них сделал до­клады на темы «Как надо сейчас преподавать психологию», «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных клас­сах гомельских школ в 1923 г.» и «Методика рефлексологичес­кого исследования в применении к изучению психики». В пос­леднем докладе Выготский выдвигает две идеи:

1) отрицание самонаблюдения как метода рефлексологии;

2) мысль о плодо­творном слиянии рефлексологии и психологии, и основанием этого слияния выступает речевой рефлекс, так как он является и телесным актом, т. е. отражает поведение человека, и субъек­тивным переживанием сознания.

Выдвигая эти идеи, Выгот­ский преодолевал субъективистическую трактовку слова как символа, но еще не перешел к его трактовке как знака. В этот период Выготскому представлялось, что будущее психологии — в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых — в их объективности и естественнонаучной строгости.

Таким образом, для первого этапа научного творчества Л. С. Выготского характерны опора на условно-рефлекторный принцип объяснения поведения и трактовка его как вербализо­ванного.

Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда — А. Р. Лурия. Новый директор Московского института психоло­гии Н. К. Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву и таким образом в его научной карьере на­чался новый длительный этап.

Московский период. Московский период научной деятельно­сти Л. С. Выготского можно разделить на три этапа.

Первый этап (1924— 1927). Этот этап ведет свое начало с момента выхода статьи Выготского «Сознание как проблема психологии по­ведения», а заканчивается трактатом «Смысл психологического кризиса». Особенностями этого этапа являются нижеследующие.

1. Построение модели поведения на основе понятия о рече­вой реакции. В этой модели сознание определяется как «рефлекс рефлексов», а его основа — особые рефлексы речевого контакта.

2. Создание работы «Психология искусства», центральной идеей которого стала концепция об особой форме реакции — эс­тетической.

3. Выведение двух факторов детерминации психических яв­лений — социального и культурного. Культурный фактор прояв­ляется в образе речевых реакций, включающих как реальное по­ведение организма, так и значение слова.

4. Методом исследований в психологии должен быть только аналитический метод.

5. Работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Результатом этой работы явилось зало­жение основ дефектологической службы и создание существую­щего поныне специального научно-практического института.

6. Анализ ситуации в мировой психологии, критическая оценка имеющихся направлений и теорий, в частности написа­ние предисловий к русским переводам работ лидеров психоана­лиза, бихевиоризма, гештальтизма и стремление определить зна­чимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции.

Второй этап (1927—1931). Этот этап получил название инстру­ментальной психологии и имеет следующие особенности.

1. Разработка схемы «стимул — знак — реакция» взамен ста­рой «стимул — реакция». В новой схеме в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответной реакцией высту­пал особый стимул — знак. Такая схема разрабатывалась еще Се­ченовым, но у Выготского получила законченность и своеобразие.

2. Знак представляет собой инструмент, благодаря которо­му психика через изменение первичных природных процессов (память, внимание и т. п., при этом не меняющих своей при­роды, превращается из природной (биологической) в культур­ную (историческую). И этот процесс развития сознания назы­вается «интериоризирование информации», а первичные при- родные процессы получили, по Выготскому, название высших психических функций.

3. Принцип интериоризации объясняется на примере эгоцент­рической речи ребенка, развитие которого описывается Выготс­ким в таких работах, как «Инструментальный метод в педоло­гии», «Проблема культурного развития ребенка», «Орудие и знак в развитии ребенка», и вышедшей в 1931 г. книге «История раз­вития высших психических функций».

4. Проблема психического развития ребенка изучается с точ­ки зрения создания новых культурных форм из биологических и психических феноменов.

5. Формирование установки на комплексное исследование детства и создание глобальной картины развития психического мира ребенка на основе использования данных из зоопсихоло­гии, дефектологии, психиатрии и педологии. Введение двух объяснительных факторов развития ребенка — труда и членораз­дельной речи. То есть речевой знак является тем орудием труда, которое использует человек для преобразования своего внутрен­него мира.

Третий этап (1931—1934). Важнейшей работой этого этапа яв­ляется книга «Мышление и речь», намечена переориентация в изучении знаков от их понимания как детерминирующих в пси­хике к эволюционному значению этих знаков, и прежде всего тех из них, которые относятся к речевым. Третий период научного творчества ознаменован изучением следующих проблем:

1) проблема взаимосвязи мотивации и познавательных про­цессов, которая нашла свое отражение в изучении аффектов, возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова;

2) проблема соотношения обучения и воспитания и введение в эту сферу понятия «зона ближайшего развития», которое впос­ледствии активно использовалось в социологии и педагогике; теория о зонах развития, согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития, ак­туальна и по сей день;

3) выявление в структуре психики нового элемента — пере­живания, которое является выражением системности мышления и неотъемлемым компонентом целостной и развивающейся си­туации, создаваемой во взаимодействии ребенка и других людей.

Л. С. Выготский оставил большое наследие для психологии, насчитывающее 191 работу. И хотя из-за ранней смерти он не ус­пел многого из того, что наметил, благодаря его идеям о механиз­мах и законах культурного развития личности, об особенностях развития высших психических функций человека в психологии наметился принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности.

Л. С. Выготский разработал первую в отечественной психологии полную и обширную теорию выс­ших психических функций. Идеи Выготского получили широ­кий резонанс и использовались в дальнейшем во многих науках, изучающих природу человека: в лингвистике, психиатрии, эт­нографии, социологии. Они обусловили развитие отечественной психологии и гуманитарного знания в России на долгие годы и оказали и по настоящее время оказывают сильнейшее влияние не толь­ко на отечественную, но и на мировую науку.

Лекция 33 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (продолжение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: