Выготский Лев Семенович (1896—1934) является одним из самых выдающихся и фундаментальных личностей отечественной психологии XX в. Окончив юридический факультет МГУ, вернулся в Гомель, где и начал свою карьеру психолога. Все научное творчество можно разделить на два периода: гомельский и московский. При этом московский период насчитывает три этапа. Рассмотрим каждый период в отдельности.
Гомельский период. В Гомеле начинается научная карьера Л. С. Выготского в качестве психолога. В 1917 г. он начал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педтехникуме, где и вел исследования. В 1922—1923 гг. он провел пять исследований и на II Всероссийском съезде по психоневрологии по трем из них сделал доклады на темы «Как надо сейчас преподавать психологию», «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.» и «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики». В последнем докладе Выготский выдвигает две идеи:
|
|
1) отрицание самонаблюдения как метода рефлексологии;
2) мысль о плодотворном слиянии рефлексологии и психологии, и основанием этого слияния выступает речевой рефлекс, так как он является и телесным актом, т. е. отражает поведение человека, и субъективным переживанием сознания.
Выдвигая эти идеи, Выготский преодолевал субъективистическую трактовку слова как символа, но еще не перешел к его трактовке как знака. В этот период Выготскому представлялось, что будущее психологии — в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых — в их объективности и естественнонаучной строгости.
Таким образом, для первого этапа научного творчества Л. С. Выготского характерны опора на условно-рефлекторный принцип объяснения поведения и трактовка его как вербализованного.
Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда — А. Р. Лурия. Новый директор Московского института психологии Н. К. Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву и таким образом в его научной карьере начался новый длительный этап.
Московский период. Московский период научной деятельности Л. С. Выготского можно разделить на три этапа.
Первый этап (1924— 1927). Этот этап ведет свое начало с момента выхода статьи Выготского «Сознание как проблема психологии поведения», а заканчивается трактатом «Смысл психологического кризиса». Особенностями этого этапа являются нижеследующие.
1. Построение модели поведения на основе понятия о речевой реакции. В этой модели сознание определяется как «рефлекс рефлексов», а его основа — особые рефлексы речевого контакта.
|
|
2. Создание работы «Психология искусства», центральной идеей которого стала концепция об особой форме реакции — эстетической.
3. Выведение двух факторов детерминации психических явлений — социального и культурного. Культурный фактор проявляется в образе речевых реакций, включающих как реальное поведение организма, так и значение слова.
4. Методом исследований в психологии должен быть только аналитический метод.
5. Работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Результатом этой работы явилось заложение основ дефектологической службы и создание существующего поныне специального научно-практического института.
6. Анализ ситуации в мировой психологии, критическая оценка имеющихся направлений и теорий, в частности написание предисловий к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма и стремление определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции.
Второй этап (1927—1931). Этот этап получил название инструментальной психологии и имеет следующие особенности.
1. Разработка схемы «стимул — знак — реакция» взамен старой «стимул — реакция». В новой схеме в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответной реакцией выступал особый стимул — знак. Такая схема разрабатывалась еще Сеченовым, но у Выготского получила законченность и своеобразие.
2. Знак представляет собой инструмент, благодаря которому психика через изменение первичных природных процессов (память, внимание и т. п., при этом не меняющих своей природы, превращается из природной (биологической) в культурную (историческую). И этот процесс развития сознания называется «интериоризирование информации», а первичные при- родные процессы получили, по Выготскому, название высших психических функций.
3. Принцип интериоризации объясняется на примере эгоцентрической речи ребенка, развитие которого описывается Выготским в таких работах, как «Инструментальный метод в педологии», «Проблема культурного развития ребенка», «Орудие и знак в развитии ребенка», и вышедшей в 1931 г. книге «История развития высших психических функций».
4. Проблема психического развития ребенка изучается с точки зрения создания новых культурных форм из биологических и психических феноменов.
5. Формирование установки на комплексное исследование детства и создание глобальной картины развития психического мира ребенка на основе использования данных из зоопсихологии, дефектологии, психиатрии и педологии. Введение двух объяснительных факторов развития ребенка — труда и членораздельной речи. То есть речевой знак является тем орудием труда, которое использует человек для преобразования своего внутреннего мира.
Третий этап (1931—1934). Важнейшей работой этого этапа является книга «Мышление и речь», намечена переориентация в изучении знаков от их понимания как детерминирующих в психике к эволюционному значению этих знаков, и прежде всего тех из них, которые относятся к речевым. Третий период научного творчества ознаменован изучением следующих проблем:
1) проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов, которая нашла свое отражение в изучении аффектов, возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова;
2) проблема соотношения обучения и воспитания и введение в эту сферу понятия «зона ближайшего развития», которое впоследствии активно использовалось в социологии и педагогике; теория о зонах развития, согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития, актуальна и по сей день;
|
|
3) выявление в структуре психики нового элемента — переживания, которое является выражением системности мышления и неотъемлемым компонентом целостной и развивающейся ситуации, создаваемой во взаимодействии ребенка и других людей.
Л. С. Выготский оставил большое наследие для психологии, насчитывающее 191 работу. И хотя из-за ранней смерти он не успел многого из того, что наметил, благодаря его идеям о механизмах и законах культурного развития личности, об особенностях развития высших психических функций человека в психологии наметился принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности.
Л. С. Выготский разработал первую в отечественной психологии полную и обширную теорию высших психических функций. Идеи Выготского получили широкий резонанс и использовались в дальнейшем во многих науках, изучающих природу человека: в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они обусловили развитие отечественной психологии и гуманитарного знания в России на долгие годы и оказали и по настоящее время оказывают сильнейшее влияние не только на отечественную, но и на мировую науку.
Лекция 33 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (продолжение)