Содержание учебной деятельности детского объединения дополнительного образования

Содержание учебной деятельности обязательно должно вклю­чать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практи­ческую подготовку детей в определенном виде творческой деятель­ности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших состав­ляющих подготовки детей в определенном виде творческой дея­тельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум ин­формации, не только расширяющей их общий и специальный кру­гозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем — на продуктивный (творческий) уровень.

Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога до­полнительного образования значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия (шаги):

• в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переиз­быток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);

• отобранное содержание затем продуманно «дозируется» для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изуче­ния;

• необходимо «перевести» профессиональное содержание изу­чаемого предмета в доступную для детей данного возраста инфор­мацию, но не допуская при этом примитивизма (т.е. полной заме­ны специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);

следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходи­мые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и ре­зультативной без увеличения ее продолжительности;

• регулярное возвращение к изученному теоретическому матери­алу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.

Практическая подготовка — основная составляющая учебной де­ятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность

Попробуем выделить основные содержательные аспекты прак­тической подготовки детей:

• основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);

• знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);

• освоение технологического процесса (определенной последо­вательности связанных между собой действий);

• специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;

• подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моде­лей, танцев, спектаклей и др.).

Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полно­ценно освоили практическую составляющую учебной деятельнос­ти, необходимо:

1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, ин­теллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие ос­воению данного вида деятельности;

2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;

3) освоение техники данного вида деятельности начинать с са­мых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хо­рошо освоенные практические умения будут препятствовать даль­нейшему обучению);

4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обя­зательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практи­ческих заданий;

5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;

6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;

7) не торопиться с «внешним» показом результатов практиче­ской работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигну­тый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступ­ления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: