Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, представляющего собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов, эмиссии денег.
Превышение расходов над доходами и составляет дефицит бюджета.
Наличие дефицита бюджета вовсе не означает чрезвычайных обстоятельств. Он может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей народного хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
Вместе с тем, чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, неэффективность налоговой системы и т.д.
|
|
В исключительных случаях дефицит бюджета становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджета недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
В конечном итоге основными причинами возникновения дефицита бюджета являются:
– чрезмерные государственные расходы;
– ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);
– циклические спады в экономике.
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие и является причиной бюджетного дефицита. В то же время причиной бюджетного дефицита могут явиться и недостаточные доходы государства.
Республика Беларусь столкнулась с дефицитом бюджета в начале 90-х гг., который явился выражением общего состояния экономики государства. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991года.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г.Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
|
|
Предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов районов и бюджетов городов областного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов областей.
Предельные уровни дефицита бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов районов.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. Защищенные статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию.
Секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета.
Блокирование - временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета.