Вопросы кандидатского экзамена
- Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
- Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
- Определение понятия «наука».
- Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
- Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
- Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
- Восточная преднаука.
- Генезис науки. Античная наука.
- Наука в Средние века.
- Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
- Наука Нового времени 17 в.
- Рождение классической науки.
- Наука в эпоху Просвещения 18.в
- Особенности развития науки в 19 в.
- Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных революций.
- Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
- Становление социальных и гуманитарных наук.
- Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
- Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
- Основания науки. Философские основания науки.
- Метатеоретический уровень научного знания.
- Неклассическая наука: общая характеристика.
- Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.
- Исторические типы научной рациональности.
- Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
- Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
- Наука и ненаучное знание.
- Традиции и новации в науке.
- Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
- Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
- Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
- Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
- Экологическая этика и ее философские основания.
- Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
- Проблемы экологической этики в современной западной философии.
- Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
- Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
- Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
- Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института науки.
- Подготовка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
- Наука и экономика.
- Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия).
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
- Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
- Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
- Философия социально-гуманитарных наук.
- Общетеоретические подходы. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
- Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
- Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
- Проблема истинности и рациональности. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Разделение социально-гуманитарных наук.
- «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
- История искусствознания.
- Искусствоведение как наука. Виды искусства в художественной культуре (проблемы классификации искусств).
- Искусствоведческое исследование, его жанры и формы.
- Художественная критика, ее функции, формы и задачи. Основные этапы формирования и развития искусствознания.
- Отечественная искусствоведческая мысль об искусстве Древней Руси (XIX–XX в.в.). Искусствоведческая мысль в античной культуре.
- Искусствоведческая мысль в культуре средних веков.
- Искусствоведческая мысль в культуре Возрождения.
- Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века.
- Искусствоведческая мысль в культуре Просвещения.
- Искусствоведческая мысль в культуре романтизма и позитивизма.
- Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX веков.
- Искусствознание в культуре конца ХIХ- ХХ вв.Искусствознание в отечественной культуре ХХ века.