смеяться над собой. Есть ли "Парсифаль" Вагнера тайный смех его
Превосходства над самим собой, триумф достигнутой им последней высочайшей
Свободы художника, потусторонность художника? Этого, как сказано, можно было
Бы пожелать; ибо чем оказался бы серьезно задуманный Парсифаль?
Действительно ли нужно видеть в нем (как выразились в мой адрес) "выродка
взбесившейся ненависти к познанию, духу и чувственности"? Некое проклятие
Чувствам и духу одним махом, не переводя ненависти и дыхания? Отступничество
И поворот к христианско-болезненным и обскурантистским идеалам? И под конец
Даже самоотрицание, самозачеркивание со стороны художника, который до той
Поры всею силою своей воли ратовал за противоположное, именно, за высочайшее
одухотворение и очувствление своего искусства? И не только своего искусства:
Также и своей жизни. Вспомним, сколь вдохновенно шел в свое время Вагнер по
стопам философа Фейербаха: слово Фейербаха о "здоровой чувственности"
|
|
Звучало тогда, в тридцатых и сороковых годах, для Вагнера, как и для многих
немцев (- они называли себя "молодыми немцами"), словом освобождения.
Переучился ли он под конец этому? По крайней мере, впечатление таково, что
Он в конце концов был полон готовности переучиться этому... И не только
Тромбонами Парсифаля, ревущими со сцены, - в мутных, столь же натянутых,
Сколь и беспомощных литературных опусах его последних лет разбросаны сотни
Мест, в которых предательски просвечивает потаенное желание и воля, робкое,
Неуверенное, не признающееся себе в этом намерение проповедовать поворот
Вспять, обращение, отрицание, христианство, Средневековье и сказать ученикам
своим: "все это пустяки! ищите спасения в другом!" Даже "кровь Спасителя"
Призывается однажды...
Да будет мне позволено высказать свое мнение о подобном весьма
Мучительном случае - а это типичный случай: наверняка лучше всего было бы в
Такой степени отделить художника от его творения, чтобы не принимать самого
Его столь же всерьез, как его творение. В конце концов он лишь предусловие
Своего творения, материнское лоно, почва, при случае удобрение и навоз, на
Котором, из которого оно и вырастает, - и, значит, в большинстве случаев
Нечто такое, что должно забыть, если только желают насладиться самим
Творением. Вникать в пред-истоки творения - дело физиологов и вивисекторов
духа: никогда и ни при каких обстоятельствах - эстетических натур, артистов!
Поэту и созидателю Парсифаля столь же мало довелось избежать глубокого,