Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на его долю приходится большая часть. Режим быстрого чтения у инженерно-технических работников занимает 70—80 % всего времени. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения, среди которых основными являются: 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.
Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы
|
|
называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Сту-дент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основы ваясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, твор-чески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самосто-ятельное толкование положениями выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Таким способом читаются обычно материал по новой теме, таблицы.
Быстрое. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быст-рое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.
Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается существенного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так назы-наемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как вы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его чи-тают углубленно.
|
|
Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие, В совершенстве им владел Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, профессор А. Н. Рубакин: "Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисло-вие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по Которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение и диагноз книги и ее содержания был поставлен".
(панирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выпол-няет этот поиск в 2—3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные
сведения.
Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и мно-
гообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, ес-
тественного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из
них так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.
Нормативы скорости чтения
Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле
где V — скорость чтения, зн./мин.;
Q — число знаков в тексте (объем);
Т — время, затраченное на чтение текста, в мин.;
К — коэффициент понимания.
Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения объема текста можно легко перей-ти к другой, только зная соотношение между ними»
Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600/мин., то скорость чтения в словах будет 100/мин. (600:6). Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.
А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанно-го. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К = 1, на 8 вопросов -К =0,8 и т. д.
Считаем целесообразным ограничиться одним показателем, характеризующим скорость чтения в соответствии с приведенной выше фор-мулой. В самом деле, понятие "чтение" предполагает выполнение процесса, связанного не только с восприятием информации, но и непременно его смысловой обработкой. В связи с этим термин "скорость чте-ния", определяемый как "объем прочитанного текста за единицу времени", теряет всякий смысл. Отпадает необходимость также в других терминах - "гибкость", "продуктивность чтения" и т. п., которые только вводят в заблуждение неискушенных читателей. Следует постоянно пом-
нить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанногс а раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано проверкой качества его усвоения.
Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать мед-ленным и быстрым чтением? В США и некоторых других странах сущест-вует государственный стандарт скорости чтения. Прием на работу в не которые конторы и фирмы непременно включает тестирование, пре-усматривающее измерение скорости чтения.
|
|
В нашей стране установлен государственный норматив скорости чтения для школьников начальных классов. Школьная реформа вклю-чает как обязательный компонент совершенствование техники чтения школьников. Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком быстрого чтения. Однако, как пока-зывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факуль-татива, В новом школьном курсе "Основы информатики и вычисли тельной техники" методика обучения быстрому чтению должна найти свое отражение.
Наши многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют устано-вить нормативы чтения взрослых читателей (табл. 1).
Таблица 1
Скорость чтения | ||
Вид чтения | ||
сл. /мин | зн./мин | |
Очень медленное | ||
Медленное | ||
Быстрое | ||
Сверхбыстрое | 500-1000 | 3000-6000 |
Панорамное быстрое | 1000-1500 | 8000-10 000 |
Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличит] скорость чтения в 5 раз по сравнению с первоначальной. Как правило учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком тем-пе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.
Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования по-казали, что максимальная скорость, при которой возможно полноцен-ное усвоение прочитанного, не может превышать 3000 сл/мин (20 тыс зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иног-да в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях
Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических про-цессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правиль-нее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетель-
|
|
ствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 5 раз.
ЗАДАНИЕ 1. Определение начальной скорости чтения
Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать
приведенный ниже текст, а затем отвечать на вопросы. Запишите время
начала чтения или включите секундомер.
Время начала чтения___________
Время окончания чтения____________
Время чтения текста____________
Теперь откройте с. 153 и запишите в тетради ответы на все 10 приведенных здесь вопросов. Текст больше не смотрите. По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы читали текст 45 с, правильные ответы дали на 6 из 10 вопросов;
Примечание: 45 с = 0,75 мин.
Запишите начальную скорость чтения и отметьте ее на графике результатов обучения.
Известия. 1980. 20 ноября Текст 1
Объем 740 знаков
СВЕРХСКОПЛЕНИЕ ГАЛАКТИК*
Проводя наблюдение с высотного самолета, астрономы обнаружили свидетельства существования во Вселенной сверхскопления галактик.
Это предполагаемое скопление галактик, возможно, простирается на два миллиарда световых лет, и в него входит, видимо, на 30-40 про™ центов больше галактик, чем в обычные их скопления.
Само наличие такого сверхскоплення противоречит существующим взглядам, согласно которым наша Вселенная возникла в результате "начального взрыва"9, происшедшего 15—18 миллиардов лет тому назад. После этого взрыва, как считается, Вселенная расширялась равно-мерно и вещество двигалось во все стороны с одинаковой скоростью.
Если существует такая огромная концентрация вещества, то, вероятно, она не является единственной. Может быть, первоначальный cryс-
* Для контрольных текстов 1-3 использованы статьи, опубликованные в книге: Эврика-82. М., 1982. Фамилии авторов и названия газет для этих статей в учебных целях приведены условно.
ток вещества имел неправильную форму и оно не распространялось во все стороны равномерно, как это считалось до сих пор.
К. П е т р о в
ЗАДАНИЕ 2, Изучение объема читаемого текста и бюджета времени Проведите в течение недели анализ чтения. Фиксируйте ежедневно все, что вы читаете, замечайте время, которое затратили на чтение. Занесите результаты в свой журнал наблюдений.
ЗАДАНИЕ 3. Как вы читаете?
Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения. Для этого предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете вы сами соответствующим числом баллов.
1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
Всегда очень четкую и чтение мотивировано........... 10
Всегда приблизительно и без мотива..................................... 6
Иногда........................................................................................... 4
Лишь изредка.....................................,.............................................. 2
Никогда................................................................................................. 0
2. Меняете ли скорость чтения на протяжении одной статьи?
Постоянно меняю......................................................... 10
Иногда................................................................................................. 6
Скорость определяю перед началом чтения заранее...... 4
Всегда читаю со средней скоростью............................ 2
Всегда читаю очень медленно....................................................... 0
3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?
Удается всегда.................................................................................. 10
В основном удается.............................................................................. 6
Лишь в случае, если материал очень интересный................ 4
В редких случаях........................................................ 2
Не удается............................................................................................ 0
4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?
Построение текста чувствую всегда............................................. 10
Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быст
ро............................................................................................................. 6
После прочтения небольшой части уже представляю себе
структуру........................................................................................ 4
Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю
весь текст.......................................................................... 2
На структуру не обращаю внимания................. 0
5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или
хотя бы части его?
Могу всегда........................................................................................ 10
Могу, если текст легкий......................... 6
Иногда......................................................................................................... 4
Изредка................................................................................................. 2
Не могу................................................................................................ 0
6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанно
му тексту?
Никогда...................................................................................................... 10
Если есть незнакомые места, то возвращаюсь........... 6
Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов....................... 4
Иногда, если не понимаю смысла текста.............. 2
Возвращаюсь часто по различным поводам........................... 0
7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите
за текстом движением головы?
Голова и руки всегда без движения................................................... 10*
Иногда двигаю головой........................................................................... 6
При чтении важных мест вожу пальцем по тексту................. 4
Часто............................................................................................................... 2
Всегда так делаю....................................................................................... 0
8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?
Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю....... 10
Не могу ответить точно.................................................................... 6
Произношу отдельные (трудные) слова.............................................. 4
Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст 2
Всегда читаю с артикуляцией................................................................ 0
9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?
Возникают всегда..................................................................................... 10
Иногда........................................................................................................... 6
Затрудняюсь ответить.............................................................................. 4
Очень редко......................................................................................... 2
Никогда.......................................................................................................... 0
10.Как двигаются ваши глаза при чтении?
Вертикально, плавно и быстро посередине страницы..... 10
Зигзагообразно от строки к строке........................................................ 6
По диагонали............................................................................................... 4
С остановками на каждой строчке................................................ 2
С остановками на каждом слове............................................................ 0
Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: профессиональный читатель получает общее число баллов, равное 100, обученный навыкам быстрого чтения.— от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) - от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения. |
Общее число баллов...................................