"Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели". Эти слова принадлежат великому немецкому поэту и ученому Гете. Это - еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения. Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встал вопрос о повышении скорости чтения. В чем причина? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть те качественные изменения, которые произошли в процессах научной и массовой коммуникации, т. е. в процессах формирования и передачи печатной информации.
История развития человеческого общества — это прежде всего история развития и формирования сокровищницы знаний путем переработки и сжатия информации. В обществе всегда циркулируют огромные потоки избыточной информации, не содержащей новых знаний.
4 Васильченко Г. Где и когда нужно динамическое чтение // Наука и жизнь. - 1971,-№9. -С. 59.
Васильченко Г. Где и когда нужно динамическое чтение //Наука и жизнь. 1971. -№9 -С 59.
|
|
Не надо думать, что перепроизводство информации — это следствие современного научно-технического прогресса. История хранит много подобных фактов и в прошлом. Древние египтяне зафиксировали в папирусах столько сведений о свойствах треугольников и правилах оперирования числами, что усвоение этого материала оказалось просто невозможным для их современников. Выход нашли путем замены знаний конкретных случаев знанием общих и регулярно повторяющихся положений — закономерностей. Так родилось новое направление в математике - алгебраические методы решения задач.
Из этого следует, что в условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выби-рать лишь существенно новое, составляющее основу знаний, с тем чтобы, используя инструмент мышления, закладывать в нашу память осно вы нового знания.
Изложенная здесь модель процессов обработки информации помогает объяснить, что такое быстрое чтение. Это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Таким образом, быстрое чтение — не поверхностное чтение "по диагонали", а активный созидательный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению требует не только решения задач управления некоторыми анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности,т.е.операций извлечения и обработки достаточной и необходимой для читателя информации, заложенной в тексте его автором.
|
|
Научные и технические тексты (в отличие от художественных) строятся, как правило, по законам логики. Метод быстрого чтения потому и обеспечивает высококачественное усвоение прочитанного, что использует эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Очевидно, именно поэтому человек, владеющий техникой быстрого чтения, редко читает художественные, произведения быстро. Такое чтение не доставляет ему эстетического наслаждения, хотя, как было показано на примере чтения А. М. Горького, такое чтение в принципе возможно.
Быстрое чтение в Советском Союзе
Еще задолго до того, как психолога принялись за изучение проблемы методов чтения, многие выдающиеся деятели литературы и искусства России успешно разрабатывали основные вопросы теории чтения и создавали частные методики и peкомендации для его совершенствования.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед страной встала грандиозная задача — ликвидировать неграмотность. Появляется много методической литературы, которая не только учила грамоте, чтению, но и предлагала методы рационального чтения. Методика работы В. И. Ленина с книгой до настоящего времени остается предметом глубокого изучения.
Сохранились воспоминания современников о технике чтения В.И. Ленина. Вот что рассказывает один из ближайших соратников В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевич: "Читал Владимир Ильич совершенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто бы он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться".
Старая большевичка О. Б. Лепешинская также восхищалась методом его чтения. Однажды она увидела: Владимир Ильич держит в руках и быстро перелистывает какую-то толстую иностранную книжку. Произошел такой разговор:
- Владимир Ильич, что вы делаете?
- Как что? — удивленно поднял глаза Ленин. - Читаю.
-Разве так читают? Вы все читаете или только просматриваете?
- Конечно, все — и очень внимательно.
- Но разве можно так быстро читать?
- Вот оно что, — Ленин улыбнулся. — Вы правы: я читаю быстро. Но так надо, я себя приучил к этому. Мне необходимо очень много прочесть. Поэтому медленно читать мне нельзя6,
В 1924 г. вышла книга крупного специалиста в области логики С. И. Поварнина "Как читать книги". Она не утратила своего значения и в наши дни. Ее новое издание вышло в издательстве "Книга" в 1971 г. и еще переиздавалось в последующие годы.
В книге И. В. Ребельского "Азбука умственного труда" (М., 1927), неоднократно переиздававшейся в 20-е гг., приводились полезные советы по выбору рациональных приемов умственной деятельности, в том числе И по технике чтения.
В 1931 г. была издана книга С. Н. Устинова "Развитие навыков устной и письменной речи", в которой специальный раздел посвящался технике быстрого чтения, Излагая приемы, взятые из зарубежных методик, автор вместе с тем призывал творчески их перерабатывать и использовать для обучения быстрому чтению разных по жанру текстов.
Шарапов Ю. Я. Ленин как читатель. - М., 1977. - С. 195-196.
Однако обучение быстрому чтению не получило тогда широкого распространения. И только в 60-е гг. вновь возрос интерес к этой проблеме. В 1966 г. одесские исследователи И. 3. Постоловский и Е. Г. Семенов начали эксперименты по обучению быстрому чтению с использованием разработанного ими прибора7.
|
|
В 1971 г. в Алма-Ате филиал Центра по научной организации труда Министерства геологии Казахской ССР разработал и выпустил методическое пособие по обучению быстрому чтению с помощью специально разработанного тахистоскопа "Алма-Ата". Прибор аналогичен зарубежному фразоскопу. Основа курса обучения - тренировка на тахистоскопе. По мере приобретения обучающимися навыков в быстром чтении отдельных групп слов занятия с тахистоскопом дополняются элементами других (безаппаратных) методов, например словесными играми и методом регламентированного чтения.
В Минске в БГУ им. В. И. Ленина под руководством психолога С. П. Цурановой с 1971 г. организовано обучение быстрому чтению студентов, школьников и специалистов различных отраслей народного хозяйства.
На Каунасском радиозаводе инженер Ю. С. Якштис организовал постоянно действующую школу быстрого чтения. Особый интерес представляет выполненное им исследование сохранения навыка быстрого чтения. После трех лет было проведено повторное тестирование 50 человек, окончивших школу быстрого чтения. Снижение скорости чтения за этот период у большинства испытуемых не обнаружено. По методике Ю. С. Якштиса обучено более 500 инженерно-технических работников Каунасского радиозавода. Скорость чтения увеличивается у обучаемых в 2,5 раза. В результате обучения производительность индивидуального труда повышается на 6 %.
В 1970 г» в Новокузнецком педагогическом институте создана лаборатория динамического чтения. Курс обучения динамическому чтению построен в соответствии с основными принципами дидактики и методики среднего и высшего образования в СССР. Он является органической частью учебного процесса системы образования, дополняет и развивает основные дидактические положения обучения.
В последние годы в Советском Союзе значительно повысился интерес к быстрому чтению. В Ленинграде успешно проводят обучение по разработанному нами методу ряд инструкторов-методистов. В Институте культуры имени Н. К. Крупской введено факультативное обучение студентов. Экспериментальное обучение ведется и в Военно-инженерном институте имени А. Ф. Можайского. Проводятся исследования и в других городах страны: Калининграде, Вильнюсе, Перми, Новокузнецке, Владивостоке.
|
|
7 См.: Известия. - 1974. - 24 аир.
Большое значение для пропаганды быстрого чтения и дальнейшего развития теории и практики обучения имеют научно-практические конференции по этой проблеме, которые проходили в 1982 и в 1986 гг. в Новокузнецке. В их работе участвовало более 500 научных работников I педагогов из многих городов страны, было заслушано более 100 докладов и сообщений.
С каждым годом все больше специалистов народного хозяйства, ученых и студентов, школьников и инженеров овладевают быстрым чтением.
Методика самостоятельных занятий
Методы психофизиологического воздействия, положенные в основу наших упражнений, отличаются тем, что при кажущейся своей простоте они обеспечивают глубинное воздействие на тонкие механизмы мозга. Именно в этом принципиальное отличие нашей методики от других, опубликованных в Советском Союзе и за рубежом. Весьма желательным компонентом обучения является также проведение в рамках наших занятий методов психофизического саморегулирования - аутогенной тренировки. Как известно, аутогенная тренировка представляет собой научную психологическую дисциплину, а именно методику самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой8. В процессе обучения быстрому чтению роль представлений, внимания и эмоционального состояния исключительно велика. Как показывает наш многолетний опыт, эффективность заочного обучения на курсах быстрого чтения при самостоятельном освоении метода значительно возрастает в том случае, если обучающиеся используют специальные сеансы аутогенной тренировки.
Сравнительные исследования показали, что сеансы аутогенной тре-нировки на 40 % повышают эффективность обучения на курсах. Чем же Объяснить это? Чтение в значительной степени процесс подсознательный. Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Означает ли это, что мы не можем воздействовать на эти процессы? Регулировать и "обучать" происходящее на уровне бессознательного Психического? Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами задача вполне реальная9. Более того, разра-
8См.: Ханнес Линдеман. Аутогенная тренировка. - М., 1985. 9 См.: Бессознательное: Природа, функции, методы исследования: В 4 т. - Тби-лиси, 1985.
ботан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне. В ряде этих упражнений важная роль принадлежит аутогенной тренировке. Вот почему в настоящем издании нам хотелось восполнить этот пробел. В нем даны дополнительные упражнения, основанные на состоянии покоя и релаксации (расслабленности). Это поможет каждому использовать дополнительное и очень сильное средство активизации обучения. В связи с этим весьма желательно элементарное владение техникой аутогенной тренировки. Этому помогут пособия, приведенные в списке литературы. Рекомендуемые формулы внушения для занятий AT даны в прил. № 2. Как уже указывалось, освоение метода быстрого чтения - процесс приобретения новых навыков умственной деятельности.
Современная педагогика различает три уровня научения: приобретение знаний, образование умений и формирование навыков. К знаниям относят конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы и правила, отражающие определенные закономерности в данной предметной области, а также теоретические обобщения и связанные с этим термины и определения. Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, в дальнейшем смогут способствовать получению новых знаний (например, умение читать на иностранном языке становится источником получения новых знаний из литературы на этом языке). Навык - это действие, которое характеризуется высокой мерой освоения, причем выполнение самого действия становится на-столько автоматизированным, что сознательный контроль над его выполнением практически исчезает.
Обязательное условие успешности самостоятельного обучения -непрерывность его цикла, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Шесть месяцев занимает цикл тренировок. Период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени выделить ежедневно для тренировок 30—40 мин.
Другое обязательное условие — сознательное освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Вряд ли можно достигнуть успеха, если начать, например, тренировки, не поняв рекомендуемых приемов.
Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех интимных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, и именно поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего и не имеют успеха. Они тренируют только следственные факторы:
движение глаз, периферические механизмы речи и слуха. Приборы ока-зывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процес-сами чтения. Вот почему результаты такого обучения поверхностны и • изданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро. Не могут дать положительных результатов и другие методики, в том числе и безаппаратные, не содержащие в своем арсенале упражнений, активно воздействующих на механизмы мозга.
Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. В нашей практике не было еще случая, чтобы все учащиеся одинаково успешно осваивали упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи. Русский ученый Н. А. Рубакин писал, что лучший метод чтения - это тот, который читатель сам для себя выбирает10. Таким образом, общая задача обучения — сформировать новые программы умственных действий, новые коды. Средства и сроки ее решения каждый обучающийся выбирает самостоятельно.
И наконец, третье обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения - постепенность наращивания скорости и приобретения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений первого урока, необходимо провести некоторые подготовительные работы.
Материалы и инструмент. Для занятий нужно иметь: 1) секундомер или часы с секундной стрелкой, возможно использование также элект-ронных наручных или настольных часов с цифровой индикацией секундных интервалов; 2) экран мысленного взора. Возьмите половину большого листа ватмана (ее размер 430X400 мм). Проведите рамку зеленым фломастером или краской на расстоянии 10 мм от края. Образуется внутренний прямоугольник размером 410X380 мм. Укрепите лист кнопками на стене в удобном на все время занятий месте узкой стороной горизонтально. Экран мысленного взора — это своего рода демонстрационная доска, на которой отрабатываются основные элементы упражнений техники быстрого чтения и аутогенной тренировки; 3) комплект таблиц Шульте для тренировки зрительного аппарата.
План занятий. Советуем спланировать свое время так, чтобы на период занятий — 6 месяцев вас не отвлекали другие дела (командировки, туристические поездки, загородные прогулки). Приступая к занятиям, вы должны быть уверены в том, что ничто не помешает довести их до конца. Каждый урок требует 2—3 недели интенсивных тренировок. При
10 См.: Рубакин И, А. Избранное: В 2 т. - М., 1975. - Т. 2. - С. 138.
необходимости можно увеличить время для отработки отдельных упражнений. Однако во всех случаях общая продолжительность занятий не должна превышать 24 недели. При появлении каких-либо серьезных мешающих факторов лучше прервать занятия и начать их заново в благоприятное для вас время. Для успешной работы следует наметить предварительный план работы и стараться неукоснительно следовать ему. Образец примерного плана занятий показан в приложении № 1. Рекомендуем также в процессе занятий вести дневник обучения, где отмечать успехи и трудности. Числовые результаты скорости чтения контрольных текстов фиксировать на специальном графике, образец которого показан на рисунке 29, стр. 140.
Рабочее место, режим занятий. Оптимальным следует считать ежедневные занятия дома. Продолжительность каждого занятия 30—40 мин. Желательно работать в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий. Полезно вспомнить правила гигиены умственного труда11. Настоятельно рекомендуем читать не только в положении сидя, но большую часть времени в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности типа бюро или конторки. Во время занятий полезно делать небольшие перерывы. Прежде всего расслабиться, дать отдых глазам. Посмотреть в окно вдаль, затем на передний план. Хорошо, если перед глазами будет любимые картина, фотография, предмет. Полезны несложные физические упражнения. Спокойная тихая музыка также создает благоприятные условия для полноценного отдыха. Наконец, комплекс упражнений аутогенной тренировки позволит в необходимых случаях полностью снять психические нагрузки, настроиться на отдых или занятия. Соответствующие формулы внушения приведены в приложении № 2. Следует помнить, что период освоения техники быстрого чтения потребует мобилизации душевных и физических сил. Рациональный режим дня, полноценный ночной сон, компенсированное питание — все эти факторы создадут благоприятные условия для получения желаемых результатов.
11 См.: Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. - М„ 1982.
Собирать книги не трудно, трудно уметь просматривать книги. Просматривать книги не трудно, трудно уметь читать книги. Читать книги не трудно, трудно уметь использовать прочитанное. Ис пользовать прочитанное не трудно, труд но уметь запомнить.
Чжан Чао Тени спокойных снов