Тексты с пояснениями. Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд

ТВОРЕНИЕ

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во вселенной; и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: "Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне

бояться?". И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: "Как мне сотворить потомство?". И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын -Атри; третий - Ангирас - явился из уст Брахмы; четвертый -Пуластья - из правого уха; пятый - Пулаха - из левого уха; Крату, шестой - из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Драхму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя её - Вирини, что означает Ночь.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов - дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов - данавов. У третьей - Адити - родились двенадцать светлых сыновей - адитьев, великих богов.
Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Издревле сыновья Дити и Дану - их называют обычно асурами - были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над вселенной длилась много веков, и не было конца их вражде.

Пояснение к тексту

Существует много мифов о творении. В нашем изложении использованы тексты двенадцатой книги "Махабхараты".

Владыка созданий - Праджапати бог-творец.

...рожденный из души Творца... Нередко все шестеро являются "духорожденными". В некоторых мифах только Маричи рождается из души Брахмы.

Кашьяпа - сын Брахмы.

Дхарма - бог справедливости, морального правопорядка.

Ангирасы - мифические мудрецы, посредники между богами и людьми.

Вирини - старшая из дочерей Дакши...

Адитьи - группа богов из семи членов. Сюда входят боги Индра, Тваштар, Савитар, Вивасват и т.д.

Вишну - верховный хранитель мира.

ВИВАСВАТ И ЕГО ДЕТИ

Индра был седьмым сыном Адити, восьмым был Вивасват. Но когда он родился, его не признали равным семерым старшим братьям, богам. Ибо восьмой сын Адити родился безобразным - без рук и без ног, гладкий со всех сторон, и высота его была равна его толщине. Старшие братья - Митра, Варуна, Бхага и прочие - молвили: " Он не похож на нас, он иной природы - и это плохо. Давайте переделаем его". И они переделали его: отсекли все лишнее; так возник человек. Вивасват и стал прародителем смертных на земле; только сам он потом сравнялся с богами. Он стал богом солнца; и как бог солнца он зовется Сурья. А из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон.

Тваштар выдал за Вивасвата свою дочь Саранью. Саранью не хотела идти замуж за человека, но ей пришлось подчиниться воле отца. Она родила Вивасвату близнецов, брата и сестру; их звали Яма и Ями. Но после того гордая Саранью не могла более вынести в доме неравного ей супруга. Она создала женщину, которая была совершенно подобна ей обликом, и оставила ее вместо себя в доме Вивасвата, препоручив ей своих детей, а сама вернулась в дом отца. Тваштар не принял непокорную дочь. "Ступай обратно, в дом мужа", - повелел он ей; но она скрылась, обернувшись кобылицей с огнедышащей пастью, и в облике этом удалилась в северные страны.Сначала Вивасват не заметил подмены. Мнимая Саранью родила ему сына по имени Ману, того самого Ману, от которого происходят все люди, ныне живущие на земле. И еще родились у неё сын по имени Шани, взошедший звездою на небо, и дочь Тапати.

Но эта жена не стала истинной матерью старшим близнецам, детям Саранью; совсем не с той любовью, как с родными своими детьми, обращалась она с ними. И как-то раз Яма, выведенный из терпения ее постоянными нападками, пригрозил ей. "Как смеешь ты угрожать супруге твоего отца, женщине, которую ты должен почитать!"- воскликнула мачеха и в раздражении прокляла Яму. Опечаленный, тот пошел к отцу и все рассказал ему. "Мать не балует нас любовью,-пожаловался он. - Младших она ласкает, а мы с сестрою не видим от нее добра. Может ли мать проклясть собственного сына, хотя бы и провинившегося перед нею? Но она прокляла меня во злобе, и я отныне не считаю ее матерью. Прости меня, отец, за мое прегрешение и огради от ее проклятья!"

Вивасват отвечал Яме: "Гнев одолел тебя, и ты, мой праведный сын, преступил закон справедливости, закон дхармы. Нет силы, которая могла бы отвратить проклятие матери. Но я сделаю так, чтобы оно не было для тебя слишком тяжким". Потом он обратился к матери Ману и спросил ее:" Почему ты не можешь быть беспристрастна к детям моим, которые все равны между собою? Нет сомнения, ты не Саранью, ты - ее отражение, и имя твое - Санджня, Отражение. Ибо не может мать проклясть собственного сына за проступок, совершенный по детскому недомыслию". Санджня ничего не ответила на это Вивасвату, и он узрел правду. В страхе перед его гневом она призналась ему во всем.

Тогда Вивасват отправился в дом своего тестя, который принял его с почетом. И, узнав, что его истинная жена бежала, приняв облик кобылицы, Вивасват сам обернулся конем и пустился ее искать. Он настиг ее в отдаленной стране, и между ними произошло примирение. В конском облике они вновь стали супругами, и у них родились еще двое близнецов, двое братьев по имени Насатья и Дасра, которых именуют Ашвинами, что значит "Рожденные от коня".

Ашвины стали богами сумерек и утренней и вечерней звезд.

К людям, своим родичам, Ашвины благосклонны больше, чем прочие боги, и они спасают смертных от всяческих бед и несчастий. Ашвины мудры и обладают целительной силой; они помогают немощным, больным и увечным и возвращают молодость старым. Они спасают гибнущих в водной пучине - так вызволили они некогда Бхуджью, сына Тугры, брошенного в

море во время бури собственными товарищами. Три дня и три ночи несли его Ашвины над морскими волнами, пока не достигли берега. Едва живого, не чаявшего спасения в водах, где не на что опереться ноге и не за что ухватиться руке, они вынесли сына Тугры на сушу.

Младшие дети Вивасвата родились богами, старшие же -Яма, Ями и Ману - были смертными, ибо отец их был смертным, когда они появились на свет, и только потом стал богом солнца. Яма, старший сын Вивасвата, был человеком и жил со своей сестрой на земле; и никогда уже не преступал он закона дхармы. И был он первым человеком на земле, который умер. Ману же, брат его, единственный из смертных спасся во время великого потопа - он-то и стал прародителем человечества. Ями стала потом богиней священной реки Ямуны, Шани, взошедший на небо, стал владыкою недоброй планеты Шани, Тапати вышла замуж за царя Лунного рода, и великий герой Куру был ее сыном.

Яма был первый из умерших - он открыл смертным путь в загробный мир. Милостью отца, смягчившего проклятие мачехи, он с той поры и поныне - владыка царства мертвых и блюститель закона справедливости. В его обитель по тропе, проложенной предками, уходят с земли души тех, кто умирает.

Вивасват же, его отец, первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Он послал за ним Матаришвана, духа ветра, и тот принес его с небес на землю. Мудрецы из рода Бхригу научили смертных, как обращаться с огнем.

Пояснение к тексту

Миф записан по тексту "Ригведы".

Саранью - дочь Тваштара.

Яма. Грехом Ямы стало оскорбление мачехи.

Шани - планета Сатурн.

Санджня - имя дочери Вишвакармана, ее заместительница носит

имя Чхая, "Отражение" - "Тень". Ашвины ("Рожденные от коня") - рассматриваются как боги

утренних и вечерних сумерек. Сурья - солнечная дева. Ямуна - древнее название реки Джамны. Матаришван - дух ветра.

СКАЗАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СМЕРТИ

Было время, когда смерти не знали на земле. Люди, потомки Вивасвата, вначале были бессмертными.Так шло время, и живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее. Наконец Земля взмолилась к Брахме - она уже не могла выносить далее такое бремя. Тогда задумался создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мирах, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель. Великий бог Шива сжалился над живыми существами. Он приблизился к Брахме и сказал: "Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель! Не допусти, чтобы опустела вселенная! Ибо, если погибнут ныне все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!" И когда Шива молвил это, Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший вселенную.

Тогда вышла из тела Брахмы женщина с темными глазами, с венком из лотосов на голове, одетая в темно-красное платье. Она направилась к югу своим путем, но Брахма воззвал к ней и сказал: "Смерть, ступай и убивай живые существа в этом мире! Ты возникла из моей мысли об уничтожении мира и из моего гнева, поэтому иди и уничтожай живущих - и неразумных и мудрых!". И заплакала увенчанная лотосами Смерть, но Брахма не дал ее слезам упасть на землю и собрал их в свои ладони. Она же, смиренно склонившись перед ним, взмолилась: "Будь милостив ко мне, о Владыко созданий, не возлагай на меня столь ужасное бремя! Сжалься надо мной! Как могу я губить невинные существа, детей и взрослых, молодых и стариков? Смилуйся, о владыка! Не смогу я разлучать близких и любящих, отнимать у родителей возлюбленных сыновей, у детей отнимать матерей и отцов, лишать их милых братьев и дорогих сердцу друзей. Ведь, когда те умрут, оставшиеся в живых будут проклинать меня. Я боюсь этого! И слез несчастных я боюсь! Вечно будут жечь меня эти слезы".

Но Брахма сказал: "О Смерть, я предназначил тебя уничтожать живущих! Иначе быть не может! Ступай не колеблясь, госпожа. Исполни мое веление." И Смерть, не сказав больше ни слова, отправилась в путь и явилась в мир. Но все же Прародитель даровал ей милость: слезы, которые она пролила, превратились в болезни, убивающие людей в назначенный срок; страсти и пороки ослепили человеческий род и стали причиною гибели живых существ. Поэтому искони нет вины на Смерти. Брахма сделал ее госпожой справедливости; свободная от любви и ненависти, исполняет она его веление.

Пояснение к тексту

Излагается в "Махабхарате" в кн. VII и кн. XII. Обычно Смерть - Мритью - божество мужского рода, в темно-красном платье. В древней Индии красный цвет ассоциировался со смертью.

... направилась к югу своим путем. - Юг в древнеиндийской мифологии - страна смерти.

СКАЗАНИЕ О СОЗДАНИИ НОЧИ

Когда Яма, сын Вивасвата, умер, Ями, его сестра и возлюбленная, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю. Тщетно боги пытались облегчить бремя ее скорби, на все их уговоры и увещевания она отвечала: "Но ведь он умер только сегодня!". А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: "Так она его не забудет! Мы сотворим ночь!". И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро; и она забыла о нем. Потому говорят: "Череда ночи и дня приносит забвение горя".

Пояснение к тексту

Излагается по тексту "Черной Яджурведы" ("Майтраяния-самхита", кн.1)

ПАХТАНИЕ ОКЕАНА

В самой середине земли возвышается гора Меру. Ее вершины, недосягаемые для людей даже в мыслях, упираются в небесный свод и отражают блеск солнца. Она стоит, закрывая небо, и с ее склонов, на которых растут дивные деревья и травы, сбегают вниз быстрые реки, а высочайшие ее утесы украшены сверкающими, как солнечные лучи, драгоценными камнями. Там стоят великолепные дворцы богов. Боги, асуры, гандхарвы и ансары посещают ее прекрасные рощи, оглашаемые пением

сладкоголосых птиц; там и на окрестных горах они предаются беззаботным играм и развлечениям.

Некогда на горе Меру собрались боги и предались горестным размышлениям о недугах и старости, которые преследуют даже небожителей. Неизмеримо превосходит их существование срок земной жизни, но и ему положен предел. "Как бы избавиться от недугов и старости навсегда и стать бессмертными и вечно молодыми?"- говорили они.Долго думали боги и советовались между собою, как быть, и наконец, Вишну сказал им: "Ступайте вместе с асурами к великому океану и там все вместе сбивайте океан, чтобы добыть из него амриту - напиток бессмертия". И боги одобрили слова Вишну. Они заключили мир с асурами и вместе с ними стали готовиться к пахтанию океана, обещав им равную долю напитка бессмертия, когда они его добудут.

Вместо веревки они решили взять змей Васуки, а мутовкой сделать гору Мандара. Эта гора возвышалась над землей в одиннадцать тысяч йоджан и на столько же уходила в глубь земли. Боги и асуры попытались вырвать гору Мандару из земных недр, но у них ничего не получилось. Тогда они пошли за советом к Брахме и Вишну, и те послали им на помощь огромного и могучего змея Шешу, брата повелителя нагов. Обладающий непомерной силой, Шеша обвил своими кольцами неколебимую гору и вырвал ее из земли вместе с лесами и реками и со всеми обитающими на ней дикими зверями.

С горой Мандара и змеем Васуки боги и асуры пришли к Океану и просили у него позволения сбить его воды, чтобы добыть амриту. Владыка вод дал им свое согласие, но за то попросил долю амриты и для себя.

Царя черепах, того, что держит мир на своей спине, боги и асуры попросили спуститься на дно океана, чтобы послужить опорою для горы Мандара - их мутовки. Исполинская черепаха согласилась на их просьбу. Она подставила спину, и боги вместе с асурами водрузили на нее подножие Мандары, а вокруг той горы обернули змея Васуки, как веревку. И асуры ухватились за голову великого змея, а боги за хвост - так посоветовал им Вишну - и начали пахтать океан ради амриты, и длилось то пахтание много сотен лет.

Асуры и боги попеременно рывками тянули к себе тело змея, и при каждом рывке из пасти его вырывались дым и пламя; огонь изнурял демонов жаром, лишая их сил, а дым собирался в сверкающие молниями тучи, которые поползли вдоль змея к его хвосту и проливали на богов освежающие дожди.С великим шумом, подобным грому, вращалась гора Мандара, и с ее вершины и склонов низвергались в воды океана, сталкиваясь в полете, огр'омные деревья с гнездящимися на них птицами и населявшие горные леса звери. И вершина и склоны горы окутались пламенем, возникшим от трения, и в том пламени гибли деревья и травы, звери и птицы. Потом дожди погасили пожар, и соки деревьев и трав, росших на горе Мандара, излились в океан, чтобы придать амрите ее целебную силу.

Без устали вращали мутовку асуры, опаляемые пламенем, и боги, освежаемые ливнями из туч. Сначала воды океана, смешанные с соками трав и деревьев, превратились в молоко, потом молоко стало сбиваться в масло. Но амрита все не появлялась. И вот, наконец, когда и асуры, и боги уже изнемогли от тяжкого труда, появился из вод океана ясный Месяц и поднялся на небосвод, сияя холодным светом. Боги и асуры продолжали меж тем вращать мутовку. И вслед за месяцем вышла из океана в белом одеянии Лакшми, богиня красоты и счастья, и предстала перед изумленными богами и асу рами. Она приблизилась к Вишну и прильнула к его груди; она обратила взоры на возликовавших богов и отвратилась от асуров, которые пришли от того в великое негодование. А вслед за нею вышла из вод океана прелестная дева Рамбха; ослепленные ее красотой, ее не приняли ни боги, ни асуры, но ее взяли к себе гандхарвы, и стала она во главе апсар, прекраснейшая из всех. Затем вышла из молочного океана блистательная Сура, божество вина и хмеля; боги приняли ее, сыновья же Дити и Дану -отвергли; говорят, потому они зовутся с тех пор асурами, а боги - сурами. Потом поднялся из волн океана чудесный белый конь Уччайхшравас, быстрый как мысль; его забрал себе Индра, царь богов. Вслед за ним на поверхности вод появился Каустубха, волшебный камень, сверкающий, как солнце; украсил грудь великого Вишну. Следующим появился огромный белый слон Айравата, подобный облаку; и его взял себе Индра. Затем появилась Париджата - чудесное дерево, наполнившее мир благоуханием своих цветов; его тоже взял Индра в свое небесное царство; там оно стало отрадою прекрасных апсар. И наконец, вышел из моря Дханвантари, бог врачевания и исцеления, неся в руках драгоценную чашу с напитком бессмертия - амритой.

Но вслед за всеми этими сокровищами, появившимися из морских вод, когда пахтание уже подходило к концу, возник на поверхности океана страшный яд калакута. Он отравлял миры своими испарениями и грозил сжечь вселенную. Боги, и асуры, и все живые существа пришли в смятение и воззвали о спасении к великому богу Шиве. И ради спасения вселенной Шива проглотил губительный яд. От страшного этого яда у него посинела шея; она так и осталась навсегда синей; и с тех пор Шиву называют Нилакантха - Синяя Шея.

Когда асуры увидели сосуд с амритой, они пришли в исступление и подняли ужасающий шум. С криками "Это мое!"они устремились к драгоценной чаше, и каждый из них стремился завладеть амритой только для себя. Тогда Вишну обернулся женщиной необычайной красоты, с дивным лицом и прелестным станом, и вступил в толпу асуров. Увидев перед собой чудесную деву, восхищенные асуры прекратили борьбу за напиток бессмертия; разум их помрачился, и, смущенные ее прелестью, они отдали ей чашу с амритой.

Когда асуры опомнились и увидели, что амрита исчезла, их охватило смятение. Но боги во главе с Вишу были уже далеко от них и уже принялись пить по очереди желанную влагу. Только одному из асуров - дракону Раху, сыну Випрачитти^ владыки данавов, - удалось отведать напитка бессмертия. Приняв облик бога, он тайком подобрался к амрите и уже приложился к чаше, но тут Солнце и Месяц узнали Раху и, желая блага богам, разоблачили его. В гневе Вишну отсек Раху голову своим оружием - острым сверкающим диском. Амрита между тем успела дойти Раху до горла. Поэтому голова его осталась бессмертной. Она вознеслась в небо, а тело рухнуло вниз.

С тех пор голова Раху остается на небе; питая неутомимую ненависть к Солнцу и Месяцу, она вечно преследует их, чтобы отомстить за разоблачение, и время от времени хватает их своей пастью, хотя проглотить совсем не может - вот от чего происходят солнечные и лунные затмения. А хвост у Раху порой появляется на небесах в виде кометы.

Асуры между тем настигли богов, похитителей напитка бессмертия, и на берегу великого океана между богами и асурами произошла из-за амриты жесточайшая битва. Враги метали друг в друга острые дротики и копья, разили тяжелыми палицами и мечами. Грозный диск Вишну, подобный всеистребляющему пламени, наводил ужас на сыновей Дити и Дану. Тысячами гибли они под его ударами, и огромные, как горы, тела поверженных асуров, залитые кровью, устлали берег океана. Но асуры не хотели сдаваться и, забравшись на небеса, обрушили оттуда на богов, жаждущих победы, тысячи огромных каменных глыб и целые скалы и горы, сотрясавшие в своем падении землю. Но и в поднебесье настигали асуров стрелы богов и губительный диск Вишну. И, не выдержав натиска богов, отступили асуры с поля битвы и ушли под землю и на дно океана. Боги же, одержав победу, поставили гору Мандара на ее прежнее место, отпустили змея Васуки в его царство и, ликуя, разошлись в свои обители, доверив Наре, сыну Дхармы, хранение сосуда с амритой.

Пояснение к тексту

Миф излагается по версии "Махабхараты".

Амрита - "напиток бессмертия".

Мандара - гора. Помещается в Гималаях, на восток от Меру.

Йоджана - мера длины в древней Индии, равна примерно 16 км.

Лакшми - богиня красоты и богатства.

Рамбха - апсары вод. Существует два рода апсар - "мирские" и божественные".

Сура - хмельной напиток.

Каустубха - драгоценный камень.

Айравата - слон Индры.

Париджата - небесное дерево.

Дханвантари - бог врачевания, автор "Аюрведы".

Калакута, Халахала, - смертельный яд.

Раху - демон затмения.

Диск ("чакра") - метательное оружие с острыми краями.

ХРОНИКИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ИНДИИ

  1.Древнеиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо - Доро.   2300-1700 вв. до н.э.
2.Этнические группы населения доарийского периода мудугары, чеды, ченчу, дравгеды, брагуны, шунды, гандхары санталы,сингалы,мавры, ведды,мунды,млеччхи,кикаты, чандалы и т.д.
3. Приход ариев около 1500 в. до н.э.
4. Формирование устной традиции передачи мифов "Ригведы" XI - X вв. до н.э.
5. Создание санскрита великим Панини V - IV вв. до н.э.
6. Пракрит - национальный язык, как письменный, так и устный.
7. Приход А. Македонского в Индию 326 г. до н.э.
8. Начало царствования царя Ашоки 273 г. до н.э.
9. Создатели мифологического эпоса "Махабхараты", "Рамаяны" - мудрецы Вьяса и Вальмике
10. Национальные языки: индуистский – хинди; арабо-индийский - урду; таджикжо-персидский - фарси.
11. Диалекты: - магадхи - язык Будды; - бенгальский - диалект Юго-Восточной Индии; - брахми - диалект эпохи великой Хараппской культуры; - пали - диалект области Аванти, где учился сын правителя Ашоки. 12. Официальный деловой язык Индии - английский. 13. Патанджали - II в. до н.э. - филолог, превратил санскрит в жреческую грамматику. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. В какой части света находится Индия? 2. Через какие великие государства проходит шелковый путь в Индию? 3. Какие народности живут в Индии. 4. На каких языках общаются они между собой? 5. Назови имя первого грамматика древней Индии. 6. Вспомни, как называется созданная им система устной и письменной речи? 7. Что такое пракрит? 8. В какие времена сложились мифы "Ригведы", "Махабхараты"? 9. Вспомни, какие мифы Индии ты знаешь? Можешь пересказать? 10. Имена каких богов ты запомнил? 11. Какими подвигами тебе запомнились эти боги? 12. Нарисуй запомнившийся сюжет мифа или" сделай аппликацию. 13. Почему мудрецы-архаты оказываются сильнее богов?
ЭТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПРОЧИТАТЬ 1. Слово об Индии / Составитель А.Сенкевич. М.: Молод, гвардия. 1987. 2. Мифы древней Индии /Составители Э.Н.Темкин, В.Г. Эрман). М.: Наука. 1982. 3. Ригведа. М.; Наука, 1985. 4. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - М.; Мысль, 1979. 5. Махабхарата. Ашхабат, 1980. 6. Синдбад-мореход. Путешествие первое / Сост. Шидфар Б.Я. - М., 1991. 7. Рамаяна. Ашхабат, 1980. ГЛОССАРИЙ А Агни - огонь, ведическое божество. Америта - бессмертная. Анда - яйцо, яйцо Брамы - мир, вселенная. Архат - аскет, освобожденный от кармы (земной зависимости). Асур - светозарный, демоны - полубоги. Б Бездна - область обитания различных богов. Боги - блаженствующие на небесах. В индийской мифологии число богов определено от 33 до 3339. Барды - певцы мифов. В Вальмики - имя создателя Рамаяны. Варуна - бог, отвечающий за небесный порядок. Веда - видение. В состав ведийского канона входят "Ригведа", "Яджурведа", "Самаведа", "Атхарваведа".
Вишну - бог созидатель. Вьяса - имя мудреца, дед героев "Махабхараты" и ее создатель. Г Гаруда - птица, царь птиц. Ганг - священная река Индии. Д Дану, Дити - дочери Дакши, жены Кашьяпы. Драхма - основа, закон, обязанность. Дэв - бог. Змея - атрибут Вишну. И Индра - властитель, правитель. 250 мифов "Ригведы" посвящены этому богу. К Кала - "черный", "время". Каматха - черепаха, мужское имя, кружка отшельников. Колесница - повозка. Колесо - символ времени. Криница - священный источник. Л Лотос - место рождения Брахмы. М Майя - иллюзия. Мантра - священное изречение, над которым следует размышлять. Марута - ветер, сопутствующий Индре. Меру - мифическая гора в центре мира, охраняемая Индрой. Мир - Вселенная, обитель страданий. Мохенджо-даро - городище хараппской культуры (XVIII - XV вв. до н.э.) Н Намучи - имя данава, убитого Индрой. О Опыт - достоверность познания. Отшельник - ступень жязни человека. П Падма - лотос. Притживи - богиня вкуса, земли. Пурана - быль, былина. Пуруша - дух вообще, жертва. Р Ригведа - часть Ведического канона, сборник мифов. Риши - мудрый, сочинитель. Рита - мировой порядок. С Савитри - женское имя. Санскрит - освященный, очищенный. Язык для воспроизведения священных текстов. Сарасвати - богиня красноречия. Сома - сок, употребляющийся для ритуала. Смерть - конечная цель существования. Сура - напиток. Сурья - бог Солнца. Сварга - рай. Т Трезубец - ритуальное оружие. У Урду - язык, на котором говорят народы Индии, исповедующие религию ислам.

Ф

Фарси - таджико-персидский язык народов Индии.

X

Хома - напиток.

Хинди - язык, на котором говорит народы Северной Индии (индусы).

Ч

Человек - черный, возник из пот:. Шивы. Становится тем, кем хочет быть.

Ш

Шакал - символ Индры.

Шептание - особый вид шепотного чтения мантр.

Шеша - змей бесконечности, на котором покоится Вишну.

Шива - "благой". Имя бога мудрецов.

Шри - счастье.

Шрути - слышанное, переданное из уст в уста.

Я

Яма - близнец, укротитель, первый из людей, который умер. Бог смерти.

Яти - пустынник, иногда скрывающийся асур.

Глава вторая

СЛОВО О ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древние греки считали, что Эллада (Греция) является центром и началом всего, что есть в мире: торговли, ремесла, искусства, математики, философии, астрономии - того, из чего складывается представление о культуре.

Действительно, уровень духовного и интеллектуального развития греков в эпоху античности поражает. Всему, к чему прикасался их разум и мастерство они придавали организованный и цивилизованный вид.

Греки умели грамотно вести сельское хозяйство. В V в. до н.э. они для обработки земли уже использовали плуг, серпы, удобрения. Авгиевы конюшни, которые было велено очистить Гераклу, в этом смысле были своего рода складом органических удобрений. В тексте одного из арендных договоров арендатору предписывалось вносить в почву до 150 корзин навоза.

Быки были гордостью Эллады. В конюшнях царя Авгия жило триста быков с белыми, как снег ногами, двести быков были красными, двенадцать белыми, как лебеди. Они были посвящены богу Гелиосу.

У Гомера в "Илиаде" рассказывается, что грекам нравилось выращивать черные бобы, горох, маслины, виноград, пшеницу, ячмень. Рожь они еще не знали. В то же время просо считали пищей варваров - не греков, овес -сорняком.

Особо почитался ячмень. Его зерна использовали для жертвоприношений и всякого рода гаданий. Вблизи г.Элевсина, где находилось святилище 'Деметры - покровительницы земледелия, специально засевалось "священное поле". Из колосьев этого ячменя плели венки для богини, а из ячменной муки приготовляли священный напиток Деметры - напиток плодородия. Одним словом, труд скотовода и земледельца античная Греция приветствовала и поощряла. Это было почетное занятие.

Греки знали толк в породистых лошадях. Ведь конь был соратник в бою. Для выполнения тягловых работ и гужевых перевозок использовали ослов, мулов. Из домашних животных охотно разводили коз, овец, свиней. Боги Пам и Приам были покровителями домашнего хозяйства и пчеловодства.

Античная Греция имела высокоразвитую торговлю. Торговали оптом и в розницу. Использовались деньги для расчетов. Они были изготовлены из серебра, либо золота с подписями и изображением исторических лиц государства. Торговали греки предметами роскоши, вином, оливковым маслом, возделывать и приготавливать которое их научила богиня Афина. Спросом пользовались выполненные греческими мастерами изделия из кожи, золота.

Покупали греки у других народов хлеб, дерево, папирус, лошадей, рабов.

Законы выживания тех веков требовали постоянного захвата земель, пленных, богатства. Предприимчивые вожди собирали для этого дружины и морем отправлялись за добычей. Поскольку брать укреплений еще не умели, осажденные сами каждый день выходили из крепостей города на бой с осаждавшими их воинами.

В битвах вожди выезжали вперед на двухколесных повозках, которые были запряжены парою коней. В правой руке у них было длинное ясеневое копье с бронзовым наконечником. В повозке, как правило, ехали двое. Это были близкие друзья, доверявшие друг другу. Они были одной командой. Один стоял, готовясь бросать копье, другой управлял конями. Простые

воины шли кучками около вождей. Бились они короткими дротиками.

Вожди и богатыри обоих войск искали друг друга, чтобы померяться силами. Перед поединком они спрашивали имя друг у друга, выговаривали условия: например, чтобы победитель, сняв с убитого доспехи, выдал родным тело для погребения, а не бросал на съедение собакам. Иногда, если силы противников были равны, они расставались мирно, даже менялись оружием. По временам оба войска уговаривались выпустить своих лучших бойцов и ставили условие, что та сторона, богатырь которой будет побежден, должна отступить или выдать выкуп. Тогда все воины садились рядом и смотрели на бой.

Постепенно греки создали мощную армию. В ее состав входили мужчины от 16 до 60 лет. Военное мастерство требовало не только силы, но и строгих арифметических расчетов. Архимед из Сиракуз, опираясь на математику, создал технологию "заградительного огня", ряд метательных орудий для осады. Он стал первым военным инженером греческого народа.

Греческие города начинали строиться с возведения крепких замков на крутых холмах, там, куда возводила их воля вождей, обносились стенами с башнями. Города старались строить у морских бухт - Сиракузы, Коринф. Или их обводили гаванью как Афины. Города были непохожи один на другой: ни внешне, ни по роду занятий его жителей. Так, например, спартанцы меньше всего заботились о строительстве замков, храмов, домов. Их город был похож на военный лагерь с жестким распорядком жизни. Гимнастика, тренировки, игры, охота поглощали все время жителей города, когда они не были заняты войной. Даже девушки учились бегать, бороться, бросать диск, метать копье. Заниматься ремеслами и другим полезным трудом в Спарте запрещалось. А вот Олимпия никогда не была полисным городом, однако она получила всемирную известность. Здесь с незапамятных времен проводился крупнейший из эллинских праздников Олимпийские игры. По существовавшим традициям вначале лишь одна его часть была посвящена спортивным состязаниям. Другая целиком отдавалась религиозным представлениям. Скульптор Фидей сработал для храма в Олимпии огромную статую Зевса, которая запечатлела его сидящим на престоле.

Участники игр, многочисленные гости, зрители, съезжавшиеся со всех концов Греции, привозили щедрые дары богам Олимпа. Строили в этом священном месте ипподромы, малые арены, храмы, алтари, сокровищницы, которые должны были прославлять Грецию и ее богов. В канун игр в "священной" роще зажигался от Солнца олимпийский огонь, и его несли на те площадки, где будут проходить игры.

Торговым центром Греции был город Коринф. В нем жило много ремесленников: кожевников, гончаров, сапожников, кузнецов, ювелиров, камнетесов, плотников. В этом городе в IV в. до н.э. жил известный философ Диоген. По мысли Диогена, свобода и счастье могли быть достигнуты абсолютно независимым человеком. Мудрец отказался от богатства и жил в глиняной бочке у рынка. Познакомиться с мудрецом в Коринф приезжал даже Александр Македонский. Легенда гласит, что он застал философа греющимся на солнце у своей бочки. Поприветствовав Диогена, Александр высказал готовность выполнить любое желание мудреца. На что тот ответил: "Тогда отойди в сторону и не заслоняй мне Солнце".

Близ Эпидавра сохранились развалины знаменитого в Древней Греции святилища бога врачевания Асклепия. Этого бога изображали с посохом, обвитым змеей - эмблемой здоровья и мудрости. В музее Эпидавра собрано много интересного: мраморные плиты с рекомендациями по питанию, слепки, различных органов тела, хирургические инструменты, скульптуры, изображающие дочерей бога Асклепия - Гигиен и Панакеи, обе считались покровительницами двух направлений медицины - предупреждения болезней и лечения их. На территории Асклепейона сохранились ванны для водолечения, амфитеатр, где для ходячих больных ставили спектакли - трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида!

У подножья горы Парнас, на вершине которой, как и на Олимпе, по мнению греков, обитали боги, находятся руины известного древнего города - Дельфов. Гомер в мифах писал, что бог Аполлон, облюбовав здесь место под святилище, принес в жертву дракона Пифона. Затем, обернувшись дельфином, привел сюда корабль с моряками. Они и стали первыми дельфийскими жрецами-оракулами. У дельфийского оракула спрашивал совета знаменитый афинский законодатель и поэт Солон. Оракул предрек Олимпийские игры! Даже могучая Спарта не принимала ни одного важного решения без "консультации" с оракулом. Дельфийский оракул был широко известен и за пределами Греции. Цари многих народов спрашивали его совета и присылали богатейшие дары. Благодаря подробным записям Павзания в книге "Описание Эллады", археологам удалось точно воссоздать образ этого города. Найденные в Дельфах памятники культуры разошлись по многим музеям мира. Они хранятся в Риме, Лондоне, Ватикане. В Дельфах осталась храниться всемирно известная композиция художника Полигнота "Падение Трои и подземное царство".

Четвертую тысячу лет восхищают мир своей красотой и величием Афины - столица древней и современной Греции. Несмотря на всеразрушающее время, в городе сохранилось огромное число памятников древнегреческого искусства. Они сосредоточены в Акрополе. Акрополь - это центр древнегреческого города-государства. За укрепленными стенами Акрополя во время вражеских нашествий укрывалось население города. Затем на его территории начали возводить важные общественные постройки, храмы, библиотеки.

Храмы у греков были не так крупны, как в Египте и Вавилоне. Божий покой был крытой кладовой для хранения даров богомольцев или священных предметов бога: лука, копья, щита и т.п. Покои имели вид продолговатого четырехугольника вроде русской избы, только с более отлогой крышей. Позднее здания стали - расширять и разделять на две половины. Переднюю часть, освещенную широким отверстием сверху, отводили для жертв и молитв. Здесь ставили изображение бога. Вход старались сделать впечатляющим: вытягивали вперед навес крыши и подпирали его колоннами. Получался своего рода козырек - защита от непогоды. Колонны были низкие и весь храм от этого казался суровым на вид. Позднее вкус изменился: стали приподнимать фундамент, колонны делать повыше, с подножием внизу и завитком наверху вроде стружки или раскрытого цветка. На крыше храма стали устанавливать фигуры богов.

Афинский Акрополь во времена правления Перикла приобрел значение религиозного центра Греции. На месте старого, разрушенного персами святилища, был воздвигнут огромный храм - Парфенон.

Парфенон - великолепное творение зодчих Иктина и Калликрата. В разные эпохи в нем хозяйничали римляне, христиане, мусульмане. Его развалины служат как бы символом бессмертия древней Эллады. Парфенон украшали великолепные скульптурные работы Фидия, изображавшие рождение Афины из головы Зевса и спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой. Это были последние работы ваятеля. Он был обвинен в нарушении канона живописи. На щите богини Афины художник изобразил среди сражавшихся самого себя в виде лысого старика, поднявшего над головой камень, и своего покровителя - вождя демократической партии Перикла. Фидий не смог оправдаться и был заточен в тюрьму, где вскоре умер.

Бесценным достижением греческой культуры стали их библиотеки и музеи, которые в обилии создавались в ее городах. Самыми крупными были библиотеки у таких мыслителей, как Еврипид, Аристотель. Предания свидетель­ствуют, что Деметрий - ученый уговорил Птолемея выкупить у наследников аристотелевскую библиотеку. Она насчитывала 400 тысяч томов! Великолепием формы и убранства блистала Александрийская библиотека. В ней хранилось 700 тысяч книг! Фанатики-христиане буквально стерли с лица земли библиотеку в городе Пергаме. От всей библиотеки сохранилась лишь статуя Афины - богини знания и мудрости. Она стояла в зале для чтения.

В жизни греков уже в те времена большую роль играла музыка. Она звучала во время военных походов, домашних пирушек, соревнований. Согласно греческим легендам свирель даровал людям бог Пан, флейту - богиня Афина, лиру - бог Гермес. В Греции устраивались Аполлонийские музыкальные игры в честь Аполлона четыре раза в год!

Активный интерес ^к знаниям стимулировал развитие греческой системы образования. Первый его этап включал обучение чтению, письму, счету, музыке. Второй - изучение языка, математики, астрономии, спорта, музыки.

Греки любили ваять. Скульптура широко использовалась для украшения зданий, храмов, жилых домов. Особенно мастера любили создавать в мраморе образы богов. Они повсеместно посвящали им скульптуры, живописные полотна, барельефы, бюсты.

Созданная греками мифология о богах и героях оказала огромное влияние на другие народы и стала источником вдохновения их к творчеству. Именами греческих богов стали называть планеты, звезды и целые созвездия, корабли. И вместе с именами покровителей греков бессмертной становилась сама история Греции и ее народа.

В эпоху Возрождения греческая мифология обрела новую жизнь и новое прочтение. По ее сюжетам стали писать картины выдающиеся фламандские, французские, голландские художники! Рубенс - "Персей и Андромеда", Рембрандт -"Даная", "Голова Паллады Афины", Пуссен - "Эхо и Нарцисс", "Пейзаж с Гераклом" и т.д. Музыканты стали создавать оперы. Была написана "Эвридика", затем Переел пишет "Дидона и Эней", Люлли - "Тезей" и т.д. Даже русский скульптор Ф.Толстой изваял бюст бога сна - Морфея, а художник К.П.Брюллов написал ряд полотен "Встреча Аполлона и Дианы", "Сатурн и Нептун на Олимпе". Скульптурные группы на сюжеты древне­греческой мифологии украсили многие здания Москвы, Санкт-Петербурга. Изображения античных героев и богов высятся на зданиях Адмиралтейства, Эрмитажа, аллеях "Лет­него сада", в Павловске, Петродворце, Останкине, Кускове и т.д.

Персонажи из греческой мифологии широко использо­вались в творчестве И.А. Крылова, Г.Р. Державина, В.А. Жу­ковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева и др.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Создателями и распространителями мифов о греческих богах, героях в действительности были бродячие певцы - аэды. Они декламировали стихи и тексты мифов под аккомпанемент либо кифары, либо арфы, лютни, флейты, свирели. Складываясь в различных областях греческого мира, сплетаясь в циклы, мифы рассказывали о любимом на Крите боге Зевсе. На Северо-Западе древней Греции аэды пели о герое Пелопсе, в честь которого они назвали всю южную часть полуострова Греции Пелопонесом. В Арголите с упоением слушали мифы о Персее. В Эпире воспевали Геракла, его подвиги и оплакивали трагическую судьбу этого героя. Складывается впечатление, что весь народ древней Греции участвовал в сотворении величайшего памятника своей античной истории и ее героям.

Содержание мифов впитало в себя особенности понимания мира древними народами Эллады - иокян, дорян и т. д. Среди народа популярны были сказания о Трое, войне семи царей и богах, участвовавших в этой битве, их отношениях друг с другом и людьми. Гомер - величайший аэд древности -использовал эти сюжеты для создания прекраснейших эпических циклов "Илиады" и "Одиссеи". Эти поэмы передавались устно, обрастая разнообразными мифологическими доосмыслениями. В IV в. до н.э. они были записаны в Афинах и обрели окончательный вид.

По мифам Гомера и его манере осмыслять мир, судьбу человека, волю богов его современники и потомки учились мыслить о событиях текущих дней. Сюжеты его мифов были полны хитросплетений судеб людей и всякого рода сверхъ­естественных сил. Необычайно красив и многообразен слог

греческих мифов. Если они рассказывают о Зевсе, то так описывают облик этого "тучегонителя", что мы начинаем ощущать присутствие Зевса рядом. Геру - богиню Земли -мифы представляют женщиной, в глазах которой может утонуть любой герой. Ее глаза представляются нам трагической бездной. Боги и их мифические дела настолько достоверно описываются в мифах, а места их поступков так географически узнаваемы, что грекам всегда казалось, что каждый из них действительно ведет свою родословную от богов и героев, которым боги покровительствовали.

"Отец историй" летописец Геродот, используя в своих сочинениях мифологические сюжеты, опирался на них как на реальные факты греческой жизни.

Традиции мифосложения после Гомера были продолжены Гесиодом, Эсхилом, Софоклом, Эврипидом, поэтом Пандаром и т.д. Древним мифотворцам хотелось ответить на извечно "открытые вопросы": "Насколько прочна и долговечна земля, на которой грек пасет скот, занимается выращиванием зерна, фруктов, строит семью, участвует в войнах? Кто создал человека? Как возникло все, что есть? Что бывает с душой после смерти?"...

По мнению Гомера, самым древним божеством был Океан - мировой поток воды. Он является прародителем всех богов и Космоса. Мать мира - богиня Тетия живет в Океане, который со всех сторон окружает Землю, Солнце, Луна, звезды выходят из Океана, а устав светить, в него же скрываются.

Геродот полагал, что мир возник из яйца, снесенного птицей Феникс в святилище Гелиоса - Солнца. В яйце находились семена всего, что есть на Земле. Затем из верхней части его образовалось небо, а из нижней - Земля.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда маленький Зевс плакал, юные куреты, охранявшие пещеру, ударяли в щиты мечами, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет своих проглоченных братьев и сестер Зевса. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром и право взойти на Олимп...

В Древней Греции мифы инсценировались во время государственных праздников. Это служило как бы дока­зательством того, что мир, боги, человек едины - у них одна природа. Даже слово "космос" первоначально означало строй, порядок в отношениях. В противоположность неорганизованному "хаосу". Лишь потом понятие "космос" стали использовать для обозначения звездного неба, Вселенной.

Зевса греки признавали высшим богом мира видимого. Он творил его законы и правила. Но какой бог ведет судьбу души человека после конца дней его жизни? Мифы рассказывают о боге Аиде - владыке царства мрака и ночи, того царства, куда устремляются души людей после смерти...

Гомер описывает душу человека как тень. Если ее напитать кровью, как это сделал Одиссей с тенью своей матери и знаменитых женщин в царстве Аид, то души-тени оживают, получают дар речи и мышления, начинают помнить свое прошлое... Не отсюда ли родилось представление о вурдалаках, вампирах? В подземном царстве Аид находятся души всех людей.

Души знаменитых героев после смерти настолько сильны, что для своих переживаний и воспоминаний не нуждаются в подпитывании кровью. Ахилл, например, радуется известию о своем сыне, Аякс злобствует на Одиссея. Здесь же души непогребенных героев Патрокла, Эльпеконе. Каждая душа продолжает в царстве Аид свои земные труды: Орион преследует души диких животных, Минос производит суд над умершими, Тиресий занимается пророчествами.

В царстве Аид можно встретить тень Геракла. Она выглядит могуче, с луком и стрелами, всегда готова стрелять... Пребывание здесь теней Геракла - дань его земному происхождению... На самом же деле после смерти он вознесся на Олимп по воле Зевса, женился на богине юности - Гебе... и наслаждается покоем и любовью.

Особый образ "жизни" у душ грешников - Тития, Тантала, Сизифа и т.д. Эти души чувствуют боль, подвергаются страшным страданиям за обманы, гордость, вероломство, хитрость. Но особенно тяжко страдают души тех, кто вздумал перехитрить богов и шутить над их властью и правом управлять судьбами людей.

Особое место в мифах Греции занимают сюжеты о метаморфозах. Одному только Овидию принадлежит около 250 метаморфоз, а сколько их создали Гомер, Апулей. Сюжеты мифов-метаморфоз просты, но мудрость их прозрачна. Красота природы часто порождала у человека желание слиться с ней, быть похожим на нее. Мифы показывают, к каким трагическим последствиям приводит человека страстное желание быть похожим на то или иное растение, животное, стихию. Стремление к похожести лишает человека возможности активно влиять на жизнь, обстоятельства судьбы, разрушает космос его

души и тела. Вся жизнь летит в царство Тартара, где сходятся начала и концы существующего...

Таковы мифы о Нарциссе, Гиацинте, Иакинфе.

Из Тартары в мир являются демоны. Они при первом знакомстве ничем не отличаются от богов Олимпа. Но Демон -это неизвестная, неожиданная и, не живущая на Олимпе сила. Она не имеет образа, всегда внезапна как рок. В "Илиаде" демон приводит льва к оленю и заставляет его растерзать. Даже Одиссей боится демонов и их проказ. Пенелопа сетует на беды, посланные ей демоном выше меры.

Древние греки полагали, что у каждого человека и даже семьи есть свои демоны-лары. Римляне назовут их пенатами. Демоны могут как мешать, так и помогать человеку, но знать их намерения никто не может. Следует надеяться только на себя, свою выносливость, мудрость, благоразумие. Можно ли предотвратить влияние демонических проказ на человека? Овидий в мифе об этамейском герое Мелагре рассказывает, что когда тому было всего семь дней от роду, майры (они ведают судьбой человека) предсказали, что его жизнь кончится, как только сгорит полено, находившееся в очаге. Мать этого младенца тотчас выхватила его из очага и спрятала. Когда же она решила отомстить сыну за убийство братьев его во время Калидонской охоты, вновь зажгла это полено, и Мелеагр скончался, как только оно догорело.

Что побуждает демонов к агрессии против человека? Его мудрение и стремление к самосовершенствованию. Ведь труд и познание человеком порядка вещей в мире лишают демонов их силы. Многие герои стали - даже вступать в соревнования с... богами. Конечно, боги, как и демоны, мстили героям и героиням за желание состязаться с ними. Дочь Тантала Ниоба считала себя более красивой, чем Латона - мать Аполлона и Артемиды - и счастливой, так как у нее было много детей. За такую дерзость боги перебили всех детей Ниобы, и она с горя превратилась в скалу, с которой полились ручьи ее слез. Но новые мифы давали все более разнообразные сюжеты противостояния поступков героев и воли богов. Сатир Марсий состязается с Аполлоном в музыке. Певец Фамирид вступает в музыкальное состязание с музами.

Царь Тантал пользовался благоволением богов. Он бывал на Олимпе,

где ему даровали власть, успех и везение. Возгордился Тантал дружбой с богами и похитил с неба нектар бессмертия. После чего стал раздавать его обыкновенным людям.

Царь Иксион влюбился ни больше не меньше как в Геру - супругу Зевса и, обнимая тучу, думал, что это Гера. Сизиф пытался обмануть бога Аид. Он просил вернуть его на землю, чтобы повлиять на поведение неблагочестивой супруги. Ахилл бранит бога Аполлона последними словами за укрывательство его врага - Гектора. А греческий герой Диомед даже вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой. Салмоней и вовсе объявил себя Зевсом и требовал себе божеских почестей. Конечно, все эти герои несут то или иное наказание. Да иначе и не могло быть. В мифах боги всегда были богами, а герои только героями.

Интересны и циклы мифов о "родовом проклятии". Сюжет одного из них разворачивается так... Один из фиванских царей украл ребенка, отец которого за это его проклял. И у всех участников и просто зрителей этого события так начинает закручиваться жизнь, что чувство сострадания к героям переходит в понимание неотвратимости присутствия зла в их судьбе. Зло-рок, как дамоклов меч делает свое черное дело мщения... Лаий погибает от руки собственного сына Эдипа. Эдип женится на своей матери Иокасте, не зная того, что она

его мать. Иокаста, узнав, что Эдип ее сын, кончает жизнь само­убийством. Сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, гибнут в рукопашном бою...

Другой сюжет не менее трагичен. Сын Тантала Пелопс за обман своего возницы Миртила подпадает под его проклятие. В результате чего его сыновья испытывают над собой власть рока. Атрей по недоразумению убивает своего собственного сына, подосланного Фиестом. За это юн угощает Фиеста жареным мясом детей Фиеста. Свою жену Аеропу, способствовавшую козням Фиеста, он бросает в море и т.д. Оставшиеся в живых два сына Атрея ведут жесточайшую Троянскую войну, по окончании которой одного из них, Агамемнона, из ревности и мести убивает его собственная жена Клитемнестра. Клитемнестру и • ее любовника, который был сыном Фиеста, убивает сын Агамемнона и Клитемнестры-Орест, за что последнего преследуют подземные мстительницы -Эринии. Орест получает очищение от своего преступления в святилище Аполлона в Дельфах. Афина Паллада прощает его.

Многоцветная фантазия греческих мифов породила огромный пласт поэтической символики. Миф мог быть озвучен, прочитан при помощи толкований знаков-образов. Так символами Зевса стали: пирамида в г. Сиклоне, "пуп земли" - в Дельфах, златокованная чаша, гири, которые Зевс использовал для усмирения своей супруги, бык, жук, орел и т.д. Лук стал символом Геракла, копье - Ахилла, меч - Пелопса. Обелиск, волк, лебеди - Аполлона, ослиные уши - Мидаса. Они отросли у него, когда Мидос нелестно отозвался об игре Аполлона. Сова стала символом Афины Паллады. Тигр, виноградная лоза - Дионисия и др.

Трудно указать на карте мира страну, где бы взрослые и дети не знали сюжеты из мифов древней Греции. У всех на такие обороты, как "яблоко раздора", "панический страх", "пигмей", "титан", "рог изобилия", "олимпийское спокойствие", "ахиллесова пята", "муки Тантала", "сизифов труд", "пуп земли" и т.д. Многие даже не задумываются, каков первоначальный смысл этих выражений и даже в какую эпоху они родились и откуда пришли в разговорный язык. Греческие мифы глубоко проникли в мир представлений человека, психологию его души, так как безошибочно описывают чувственное состояние человека, героя.

Сюжеты мифов своей мудростью доставляют худо­жественно-эстетическое наслаждение. Вот почему, изучая античную мифологию, человек обретает способность тонко воспринимать события жизни, глубже понимать свои возмож­ности и способности. Становится более мудрым и терпимым к бурным обстоятельствам жизни - к тому, что есть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: