Контрольно-оценочные материалы. Вопросы для контроля знаний и самопроверки

Вопросы для контроля знаний и самопроверки:

1. Антропология. Предмет, задачи, разделы. Антропометрия. Частная морфология.

2. Происхождение человека. Становление первобытного коллективизма.

Индивидуальное развитие человека. Рост и развитие организма. Биологический возраст. Физическое и умственное развитие. Развитие интеллекта. Видовая продолжительность жизни.

3. Конституция. Пропорции тела. Состав тела. Возрастная и половая изменчивость конституциональных типов. Мужские, женские и детские конституции. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением.

4. Популяционная и этническая антропология. Общее понятие о расе. Популяционная концепция расы. Моногенизм и полигенизм. Специфичность рас человека. Раса и нация. Расовые признаки. Методы расовых исследований. Классификация народов мира. Антропологическая и географическая классификации.

5. Методы и методологические подходы. 3 идеальных типа господства по М.Веберу. Социальные факторы расообразования. Народы, раса и культура. Неравенство, иерархия, стратификация. Касты. Возможно ли равенство?

6. От первобытности к государству. Эгалитарные и неэгалитарные общества. Охотники-собиратели. Оседлые рыболовы. Ранжированные общества. «Неолитическая революция». Лидерство. Бигмен. Племя.

7. Вождество и его альтернативы. История концепции. Что такое вождество? Типология вождеств. Вождество и государство. Альтернативы вождеству. Происхождение государства.

ТЕСТЫ ПО АНТРОПОЛОГИИ

1. Дать определение: а) антропологии, б) этнической антропологии,

в) приматоведении, г) палеоантропологии;

(1 – изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян, 2 – изучение ископаемых форм человека, 3 – отрасль естествознания, изучающая происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас, 4 – изучение классификации рас, закономерностей измененитя расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования)..

2. Указать 3 основных раздела антропологии:

а) мерология, б) палеоантропология, в) приматоведение, г) морфология,

д) антропогенез, е) расоведение:

3. Раздел морфологии состоит из:

а) приматоведения, б) мерологии, в) расоведения, г) соматологии.

4.Что изучают: 1 мерология, 2 соматология: а) изучение строения человеческого тела, закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т.д., б) изучение вариаций отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь.

5.Раздел антропогенеза включает:

а) расоведение, б) приматоведение, в) соматологию, г) эволюционную анатомию человека, д) палеоантропологию, е) морфологию.

6.Что такое: а) антропометрия, б) соматометрия, в) краниометрия

1 – измерение черепа, 2 – измерение размеров человеческого тела, 3 – измерение костей скелета.

7Время проведения антропометрических исследований:

а) вторая половина дня, б) первая половина дня, в) за 2 – 3 часа до еды, г) через 2 – 3 часа после еды.

8.Чем измеряются: а) сила кисти, б) рост, в) объём лёгких, г) обхватные размеры тела, д) измерение поперечных и глубинных размеров тела, е) силу разгибателей туловища, ж) толщина подкожного жирового слоя. 1 – становой динамометр, 2 – сантиметровая лента, 3 – динамометр, 4 - калипер, 5 – станковый ростомер, 6 – толстотный циркуль, 7 – спирометр.

9.Дать характеристику четырём типам мужских конституций: а) астенический, б) атлетический, в) пикнический, г) диспластический.

1 – пропорции и характерные особенности трудно поддаются описанию, 2 – развитая мускулатура, крепкое телосложение, 3 – хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, узкие плечи, 4 – тучный, избыток жировой ткани, выраженное развитие периферических частей тела, округлость форм.

10. Дать характеристику женским конституциям: а) лептосомные, б) мезосомные, в) мегалосомные.

1 – атлетический, 2) субатлетический, 3) эурипластический, 4) астенический, 5) стенопластический, 6) пикнический, 7) мезопластический.

11. Дать определение: а) астеническому, б) стенопластическому, в) пикническому, г) мезопластическому, д) атлетическому, е) субатлетическому ж) эурипластическому типам женских конституций.

1 – высокие стройные женщины крепкого телосложениия при умеренном развитии мускулатуры и жира, 2 – сильное развитие жира при выраженных особенностях атлетического типа в строении скелета и мускулатуры, 3 – исключительное развитие мускулатуры и скелета, очень слабое развитие жира, 4 – худое тело, плоская узкая грудная клетка, втянутый живот, узкий таз, длинные ноги, узкое бледное лицо, 5 – узкосложенный тип, качествче6нно и количественно лучшее развитие всех тканей организма, крепкое здоровье, хорошая общая упитанность, 6 – повышенное отложение жира, укороченные конечности, округлая голова, полная и укороченная шея.,

7 – приземистая коренастая фигура, крепкая, умеренно развитая мускулатура, лицо широкое, часто наблюдается гипоплазия нижней и средней частей лица при сильном развитии скул как основной особенности этого типа.

12. Дать характеристику типам детских конституций: а) торакальный, б) дигестивный, в) абдоминальный, г) мышечный, д) астеноидный. е) неопределённый.

1 – квадратной или округлой формы лицо, равномерное развитие туловища, широкие и высокие плечи, резко выражены контуры мышц, 2 – по набору признаков нельзя отнести к какому-либо из перечисленных типов, 3 – тонкий скелет, длинные нижние кончности, узкая грудная клетка, острый надчревный угол, слабо развит живот, 4 – развитая нижняя треть лица, расходящиеся ветви нижней челюсти, лицо формы усечённой пирамиды, короткая шея, широкая короткая грудная, сильно развит живот, 5 – значительное развитие живота при малой грудной клетке, умеренное развитие жирового слоя, 6 – сильное развитие грудной клетки в длину, небольшой живот, большая жизненная ёмкость лёгких.

13. Дать характеристику следующим семействам обезьян: а) тупайеобразные, б) лемуры, в) индризиды, г) руконожковые, д) лоризиды, е) долгопяты.

1 – древесные и ночные животные, хвост длинный, короткий или отсутствует, на 2-м пальце задней конечности коготь, а остальные пальцы снабжены ногтями, 2 – походит на белку, удлинённое туловище, короткие пятипалые конечности, хвост длинный мягкий густой, 3 – густой волосяной покров, хвост длинный пушистый, мордочка удлинённая как у лисицы, 4 – маленькие животные, большая круглая голова, мордочка широкая и укороченная с очень крупными глазами, смотрящими прямо вперёд. Все пальцы снабжены ногтями, но на 2-м и 3-ем пальцах стопы – туалетные коготки, 5 – длинные задние конечности, с помощью которых передвигаются по земле большими прыжками. Все пальцы имеют ногти, а на 2-м пальце ноги – коготь, 6 – размеры с кошку, длина туловища и головы около 40 см, хвоста – 60 см. Конечности короткие, задние длиннее передних. На всех пальцах ногти, на большом пальце ноги плоский коготь.

14. Дать характеристику семействам: а) игрункообразных обезьян и б) цебидов:

1 – ходят на 4-х конечностях, полностью опираясь на ладонную и подошвенную поверхность, имеют средние размеры тела, хвост длинный и часто хватательный, все пальцы имеют сводчатые ногти, 2 – ведут древесный образ жизни, самые маленькие обезьяны, весят 450 500 грамм, длина туловища и головы – 22 – 37 см, хвоста – 30 – 36 см; иногда их называют белкообразными обезьянами.

15. Дать характеристику семействам следующих обезьян: а) макаки, б) павианы, в) мандрилы, 4) гелады.

1 – тело крупное, размером с собаку «Колли», голова огромная с массивно выступающей мордой, 2 – ведут полудревесный, полуназемный образ жизни, стада занимают территорию в несколько квадратных километров, весят около 10 кг, 3 – чисто наземные животные и никогда не карабкаются по деревьям, стадо насчитывает до 300 – 400 особей, весят до 20 кг и более, агрессивные и драчливые животные. Отличительной особенностью являются бледные голые участки кожи на шее и груди, 4 – спят в расщелинах и под навесами скал сидя, прижавшись друг к другу. Стадо насчитывает до 80 – 100 особей, занимая площади до 2 – 3 квадратных километров; весят до 25 кг и более.

16. Дать характеристику: а) земным мартышкам, б) красным мартышкам гусарам.

1 – наземные обезьяны сухих травянистых и полупустынных зон Африки, могут карабкаться по скалам, 2 – часто встречаются в зоопарках и питомниках, используются в медицинских целях, крупнее домашней кошки, живут в горах Эфиопии 1000 – 2000 м над уровнем моря.

17. Дать характеристики следующим родам обезьян: а) обыкновенные тонкотелы, б) гималайские носатые тонкотелы, в) пигантриксы, г) носачи обыкновенные, д) короткохвостые носатые тонкотелы, е) толстотелы.

1 – плотное коренастое телосложение, длина головы и туловища 55 – 82 см, хвоста – 60 – 72 см, 2 – округлая голова и укороченная морда, длинные стройные конечности, длина головы и туловища – 41 – 78 см, хвоста – 50 – 110 см, 3 – средние и крупные размеры тела, длина туловища и головы – 55 – 72 см, хвоста – 66 – 75 см, 4 – короткий вздёрнутый нос, длина головы и туловища – 56 – 83 см, хвоста – 61 – 92 см, лицо вокруг глаз и носа голое бледного зеленовато-голубого цвета, 5 – лицо чёрное, нос курносый, длина головы и туловища – 49 – 55 см, хвоста – 13 – 19 см, 6 – широкая носовая перегородка, выступающий нос, слегка свисающий над верхней губой.

18. Дать различие между: а) обыкновенным гиббоном и б) сростнопалым гиббоном.

1 – масса 4 – 8 кг, длина головы и туловища – 42 – 64 см, 2 – масса 9 – 13 кг, длина головы и туловища – 47 – 60 см.

19. Дать характеристики: а) орангутангам, б) шимпанзе, в) гориллам.

1 – масса до 80 кг, длина тела самцов до 150 см, ведут полуназемный образ жизни, беременность самки длится 225 дней, 2 – масса 250 и более кг, длина тела самцов более 180 см,, ведут полуназемный образ жизни, беременность самки длится 251 – 283 дней, 3 – масса – 200 – 250 кг, длина тела самцов – 130 – 140 см, ведут древесный образ жизни, беременность самки длится 275 дней.

20. Перечислить наиболее существенные признаки различия рас:

а) цвет кожи, б) цвет волос, в) длина туловища, г) цвет радужной оболочки, д) форма волос на голове, е) толщина губ, ж) ширина ротовой щели, з) форма костной и хрящевой частей носа, и) наклон лба, к) развитие надбровных дуг.

21. Дать расовую характеристику «монгольской» женщины:

а) высокий лоб, б) более низкое переносье, в) имеется эпикантус верхнего века, г) густые бровь, д) тонкие брови, е) толстые губы, ж) тонкие губы.

22. Наибольшая степень расовых различий между: а) монголами и европейцами, б) неграми и европейцами приходится на:

1 – зрелый возраст, 2 – ранний детский возраст.

23. В содержание каких элементов оказались расовые различия между европейской, негрской и монгольской расами?

а) процентное содержание азота в крови, б) содержание холестерина в крови, в) содержание сахара в крови, г) содержание билирубина в крови, д)содержание меди в крови, е) альбуминно-глобулиновый индекс.

24. Дать классификацию рас согласно данным следующих авторов: а) Бернье, б) Линнея, в) Блюменбаха. г) Ярхо и Дебеца, д) Чебоксарова, е) Кювье, ж) Гексли.

1 – европейский человек, азиатский человек, африканский человек, американский человек, 2 – европеоидная, негроидная, монголоидная, лопарская, 3 – прибавил к 4 расам ещё пятую – малайскую, 4) белая, жёлтая и чёрная, 5) негроиды, монголоиды, европеоиды, 6) экваториальная (или негро-австралоидная), азиатская (или монголоидная), европейская (или европеоидная), 7 – ксантохромный (белокурый), монголоидный, негроидный и австралоидный.

25. Дать характеристики следующим расам:

а) австрало-негроидная, б) европеоидная, в) монголоидная.

1 – светлая кожа, узкий выступающий нос, прямой профиль, сильный рост бороды и усов у мужчин, 2 – тёмная кожа, широкий нос, выступающие вперёд толстые губы, высокая суженная форма черепа, 3 – желтоватая кожа, уплощённость лица, выступание скул, прямые, часто тугие волосы, слабый рост бороды и усов, наличие эпикантуса.

26. Назовите основные методы антрополога:

а) «раскопки», б) наблюдение, в) опрос, г) извлечение информации из других категорий источников.

27. В чём различия между следующими методами:

а) функциональный, б) структурный, в) сравнительно-исторический, г) типологический.

1 – основан на выявлении устойчивых связей внутри системы, обеспечивающих сохранение её основных свойств. 2 – конкретный метод, в фокусе которого находилось изучение функций, выполняемых тем или иным социальным институтом с целью стабильности всей культурной системы, 3 – основан на сравнении, позволяет обнаружить группы схожих явлений и процессов, но посредством схематического отображения конкретно-методической реальности в виде логических моделей – так называемых идеальных типов, 4 – проведение сопоставлений в условиях единого хозяйственно-культурного типа, близкого временного периода и примерно сопоставимого стадиального уровня развития исследуемого общества и общества, используемого в качестве аналога.

28. Дать характеристику 3 идеальным типам господства по Веберу:

а) харизматическое, б) традиционное, в) рациональное.

1 – основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведёт к тяжёлым магически-религиозным последствиям, 2 – базируется на сверхъестественных «внеповеденческих» способностях лидера, авторитет которого основан на вере в его способностях совершать чудесные поступки или приносить удачу, 3 - основано на внеличностном рациональном выполнении своих обязанностей, определённых рационально установленными законами, инструкциями и правилами.

29. В чём различие между: а) эндогамией, б) экзогамией.

1 – заключение браков за пределами первобытных общин, 2 – заключение браков внутри популяции.

30. В чём различие между: а) неравенством, б) иерархией, в) стратификацией.

1 – характеристика пирамидальной социальной организации от высших уровней к низшим, 2 - иерархическая система неравенства, разделение, совокупности людей на классы, ранги и др., 3 – такие условия, при которых разные группы или индивиды имеют неодинаковый доступ к власти, богатству, престижу, образованию и т.д.

31. Дать характеристику 3 кастовым делениям:

а) брахманы, б) вайшьи, в) шудры.

1 - сосредоточие торговцев и ростовщиков, 2 – ремесленники, земледельцы и скотоводы, 3 – варна жрецов.

32. Назовите основные генетические механизмы расообразования:

а) наследственная передача генетических признаков, б) мутирование, в) смешение, г) отбор.

33. Назовите основные этапы расообразования: а) первый, б) второй, в) третий, г) четвёртый.

1 - характеризуется осёдлостью населения, появлением скотоводства и земледелия, изобретением керамики и т.д., 2 – формирование расовых ветвей внутри основных расовых стволов, 3 – формирование основных расовых стволов – западного (объединяющего европеоидов, негроидов, австралоидов) и восточного (объединяющего азиатских, монголоидов и американоидов), 4 – возникновение групп, популяций – носителей стабильных расовых сочетаний внутри локальных рас.

34. Дать отличие: а) власти от б) господства.

1 – объект власти признаёт свой более низкий статус законным и подчиняется субъекту власти в силу существующих норм, 2 – подчинение основывается на простом насилии, не обязательно основанном на законности.

35. Дать характеристику категорий подданных по Веберу:

а) «патримониально рекрутируемые», б) «экстрапатримониально рекрутируемые».

1 – вассалы, связанные с правителем словом чести и прочие свободные лица, связанные с ним личными доверительными отношениями, 2 – родственники господина, домашние слуги, рабы и др.

36. Дать отличие: а) гемайншафта от б) гесельшафта.

1 – развита дифференциация профессиональных функций, отделённых от семейных ролей. Здесь складываются крупные объединения, институты, корпорации и ассоциации, 2 - основана на натуральной экономике, родственных связях и отличается ограниченной специализацией. Главные социальные институты – семья, родственные группы и община.

37. Дать отличие между: а) реципрокацией и б) редистрибуцией.

1 – предполагает наличие неравенства между дарителями. Он может представлять собой как предоставление подарков лицу с более высоким статусом, так и дары индивидам с более низким общественным рангом, 2 – предполагает равенство между дарителем и отдаривателем. Обмен подарков между ними происходит в одной социальной плоскости по горизонтали.

38. Кто такие медиевисты?

историки, изучающие историю а) древнего мира, б) средних веков, в) буржуазного общества, г) развитого социализма.

39. Расшифровать: а) эгалитарные и б) ранжированные общества.

1 – по степени важности, 2 – уравнительные.

40. Кто такой «Бигмен»?

а) вождь, б) наследник правителя, в) лидер в ранних земледельческих обществах.

41. Что такое племя?

а) один из типов этнических общностей на ранних этапах исторического процесса, б) специфическая форма социальной организации структуры управления, характерная для первобытности.

42. Дать отличие а) племени от б) вождества

1 – иерархия власти, социальная стратификация, редистрибутивная система, 2 – народное собрание, наряду с советом старейшин, является важным инструментом выработки и принятия решений.

43. Дать отличие между: а) простым и б) сложным вождеством

1 – численность в несколько десятков тысяч человек, 2 – 12 деревень, в которых проживало несколько тысяч человек.

44. Какой тип правления был характерен для: а) «маленьких», б) «средних» и в) «больших» обществ согласно политической теории Луи Монтескье?

1 – монархия, 2 – республика, 3 – деспотия.

45. Дать характеристику: а) интегративной и б) конфликтной версиям понимания ранней государственности.

1 – архаическое государство возникает вследствие организационных нужд, с которыми вождестская организация власти не может справиться, 2 – государственность – это средство стабилизации стратифицированного общества от предотвращения вражды в борьбе между различными группами за ключевые ресурсы жизнеобеспечения.

46. Назовите основные признаки государственности:

а) наличие правителя, б) территориальное деление, в) налоги, г) формирование особого аппарата управления.

47. Дать отличие а) первичных от б) вторичных государств

1 – образовывались под влиянием сформировавшихся центров цивилизации, 2 – возникали в результате независимого развития в благоприятных для роста производства и численности населения природно-климатических зонах.

48. Дать характеристику а) точечным и б) территориальным ранним государствам.

1 – большая территория, сравнительно высокая плотность населения, сосредоточение всех сфер жизни в городе – столице, 2 – большая территория, экономическая самостоятельность, сравнительно невысокая плотность населения.

49. Дать характеристику 3 вариантам политогенеза: а) военного, б) аристократичнского, в) плутократического.

1 – вожди сосредоточивали в своих руках руководство обществом и ограничивали доступ к управлению и ресурсам, 2 – во главе общества находились отдельные богатые индивиды, которые постепенно преобразовывали свой авторитет в политическую власть, 3 – захват власти осуществлялся военными лидерами при поддержке военной организации.

50. Дать характеристику в % соотношении веса мозга по отношению к его весу у взрослого: а) новорожденного, б) ребёнка 6 месяцев, в) 2,5 года, г) 5 лет и д) 10 лет.

1 – 75%. 2 – 95 %, 3 – 50%, 4 – 25%, 5 – 90%.

51. Дать характеристику 3-м стадиям онтогенеза: а) прогрессивной, б) стабильной, в) регрессивной.

1 – увеличение жирового слоя, нарастание веса, 2 – снижение веса тела, функциональных показателей, скорости движений, 3 – продольный рост тела.

РЕЙТИНГ – ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «АНТРОПОЛОГИЯ»

Специальность – психология

Курс – 1, семестр – 1 2013 – 2014 гг.

Количество часов по учебному плану 108, в том числе аудиторная работа – 36, самостоятельная работа – 43

Преподаватель: Ванесян Ашот Саркисович, д.м.н., проф.

Кафедра клинической психологии

Виды учебной деятельности Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы ___________________ Миним. Максим.
Модуль 1
Предмет антропологии, задачи, разделы. Происхождение человека. Первобытное человеческое стадо. Возникновение общинно-родового слоя. Индивидуальное развитие человека. Видовая продолжительность жизни.
Текущий контроль
1.Аудиторная работа        
2.Тестовый контроль        
3.Посещение лекционных занятий        
4.Посещение практических (семинарских, лабораторных) занятий        
Рубежный контроль
1.Тестовый контроль        
Модуль 2
Конституция. Пропорции тела. Мужские, женские и детские конституции. Популяционная и этническая антропология. Методы и методологические подходы. От первобытности к государству. Лидерство, бигмен, племя.
Текущий контроль
1.Аудиторная работа        
2.Тестовый контроль        
3.Посещение лекционных занятий        
4.Посещение практических (семинарских, лабораторных) занятий        
Рубежный контроль
1.Тестовый контроль        
Модуль 3
Вождество и его альтернативы. Происхождение, сущность и признаки государства.
Текущий контроль
1.Аудиторная работа        
2.Тестовый контроль        
3.Посещение лекционных занятий        
4.Посещение практических (семинарских, лабораторных) занятий        
Рубежный контроль
1.Тестовый контроль        
Итоговый контроль
 
Экзамен        
Зачёт(дифференцированный зачёт)        
Поощрительные баллы
1.Студенческая олимпиада        
2.Публикация статей, активная работа на аудиторных занятиях, выполнение заданий повышенной сложности        

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки Психология. Общая и социальная психология. Клиническая психология.

Автор (ы)___________ Ванесян А. С. – зав. кафедрой клинической психологии, доктор мед. наук, профессор

Рецензент (ы)_________________ Рахимов А.З. – Зав. научно-образ. Центром «Акмеология. Психодидактика. Нравология» БГПУ имени М.Акмуллы, академик МАПН, МАПО, МААН и Болгарской академии наук, доктор психологических наук, профессор;

_____________________________Чуйкова Т.С. – канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии БГПУ имени М.Акмуллы

Программа одобрена на заседании Учёного Совета факультета психологии Башкирского государственного Университета

От 04.06.2013 года, протокол № 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: