А.Ю. Цофнас.
В учебном пособии рассматриваются многие непростые проблемы одной из ключевых тем курса «Философия», который читается всем студентам, получающим степень бакалавра, а также курсов и спецкурсов по Методологии научного познания для будущих магистров и аспирантов, сдающих кандидатские экзамены по философии. Пособие адресовано читателям с разным уровнем подготовки и с различной степенью интереса к предмету. Это достигается за счет разнообразия условных знаков и шрифтов. Учебное пособие содержит упражнения и вопросы для самостоятельного размышления, снабжено именным и терминологическим указателями, а также словарем-справочником основных понятий, используемых в методологии естественных, социальных, гуманитарных и технических, наук.
Книга написана в форме непринужденной, а иногда шутливой, беседы с читателем. Автор оставляет читателю простор для формирования собственной позиции по многим дискуссионным вопросам.
Рекомендовано
Министерством образования и науки Украины
|
|
для студентов высших учебных заведений
Рецензенты:
И.В. Бычко, доктор философских наук, профессор;
И.М. Попова, доктор философских наук, профессор;
Л.Н. Терентьева, доктор философских наук, профессор;
А.И. Уёмов, доктор философских наук, профессор.
© А.Ю. Цофнас
ISBN 966-1385-781-1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
Условные знаки, особенности употребления шрифтов, вредные советы | |
СТАРТ, или Предисловие | |
1. ЗНАНИЕ – СИЛА? | |
Знание – ценность | |
Знание – средство | |
Знание – цель | |
Как растет знание | |
Первые выводы | |
УПРАЖНЕНИЯ | |
2. ЗНАНИЕ И ЕГО САТЕЛЛИТЫ | |
Разные понятия знания | |
Признаки «знания» | |
«Единица» знания | |
Где находится знание? | |
Контроверсивные направления мышления | |
Осмысление и понимание | |
Вера и убеждение | |
Воображение и Абсолют | |
Соотношение знания и его «сателлитов» | |
Остановиться, оглянуться… | |
УПРАЖНЕНИЯ | |
3. ДОСТИЖИМЫ ЛИ ЦЕЛИ ПОЗНАНИЯ? | |
Ответ скептика | |
Кормчий Кант | |
Закоулки и тупики эмпиризма | |
Лабиринты рационализма | |
Третий путь или компромисс? | |
Кто же прав? | |
«Теория отражения» | |
Проблема «третьей точки» | |
Итак?.. | |
УПРАЖНЕНИЯ | |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАНИЯ И ИХ ОЦЕНКА | |
Относительность знания | |
Объективная и субъективная относительность | |
Разные аспекты проблемы истины | |
Концепции истины | |
Истина и правда | |
«Объективность» истины | |
Критерии истины | |
Истинность и понятность | |
Критерий и степени понимания | |
Таким образом… | |
УПРАЖНЕНИЯ | |
5. ГНОСЕОЛОГИЯ – ЭТО ТЕОРИЯ? | |
К истории этого вопроса | |
О правильной постановке вопроса | |
Что считать основной проблемой гносеологии | |
Контуры «понимающей гносеологии» | |
Последние, но не окончательные, выводы | |
УПРАЖНЕНИЯ | |
6. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ | |
О систематизации методологической проблематики | |
50 терминов по методологии познания (Краткий словарь-справочник) | |
ФИНИШ, или Послесловие. | |
Ответы | |
Именной указатель | |
Терминологический указатель | |
Благодарности |
|
|