Зимний период
1. Шорок – ёл (у марийцев) ~ незадолго до Рождество. Гадание о будущем урожае: кучки-снопы. Театрализованные шоу: наряжались в маски, варили пиво, устраивали пляски.
2. Сурах – хури (у чувашей) «баранья нога» - смысл и действия те же.
У удмуртов и мордвы: гадания перед Новым годом.
Весенний период (много примет). Никого не встретить – хорошая примета. Счастливые дни -?
1. Агап-айрен (марийцы) и ага-яшка (удмурты) – праздники сохи.
Кереть-оскс – моление о плуге.
Собан-туй (башкиры) – праздник плуга.
Жертвоприношения божеству земли: готовили блюда, варили пиво, мылись в бане, отправлялись в рожу.
Агапа-айран-ото – блюда ставили кругом на землю, за каждым блюдом семья. В центре круга – костёр. Жрец (карт) молился у костра. à МАРИЙЦЫ.
Ака-яшка (удмурты): приносили в жертву кашу. В борозду бросали яйца. В ямку опускались хлеб, яйцо, пиво и кумышка.
Кереть-озкс – моление о плуге у мордвы. В жертву – селезень, из которого варили суп.
От каравая по кусочку, семена, кусок селезня, пиво – в корзину.
У чувашей: праздник после сева.
У татар и башкир: собан-туй перед началом сева. Праздник до нескольких дней. Заранее собирали платки, рубашки, которые потом играли роль призов.
Джие – в июне, после полевых работ. Народные гуляния, а соревнований не устраивали.
Хабантуй у с-з групп башкир. К земледелию не имел прямого отношения. Организовывался на открытом месте. Спортивные соревнования – основное внимание.
Летний цикл.
Связан с обращениям к божествам около воды.
Удмурты: бык красной масти (жертва)
Мордва: куры.
Уй-чук (чуваши) – жертва полю.
Обращались к богине-матери воды. У марийцев – женщина спускалась с веником к воде.
Бросали в воду животных чёрной масти.
Удмурты закалывали овцу, кости – в костёр.
Марийцы: шкуру чёрного быка – в воду. Варили кашу в честь матери – воды.
Бабань-каша – «женская каша»: просили о здоровье, счастье детей.
У чувашей: моление о дожде (сумарчук). Приносили в жертву воробьёв.
Когда цвели хлеба – запрещались работы, связанные с повреждением поверхности земли.
Осенний цикл.
После уборки хлебов. Нельзя употреблять хлеб до принесения жертвы.
Варили кашу: удмурты из ячменя первого обмолота.
Кендеп-айран – «праздник хлеба» у луговых марийцев.
У чувашей: сарачуклини – моление о пиве. Выращивание хмеля.
Родственные связи à организация поселений. В XIX в. следы ослабли.
Родственные коллективы разрастались: священные рощи. Сюремные объединения: для справления сюрема (луговые марийцы) – связаны с землёй или охотничьим промыслом.
Небольшая роща. Нельзя брать валежник на дрова. Заповедные территории.
Самая почётная жертва: лошадь.
Лошадь устилали холстами. На спину лили воду. Перед деревом: костёр, котёл. Варили мясо. Из посуды – резная утварь. Многочисленные обряды. Кровь в ямку. Кости не дробили. Шкуру – на дерево.
Ритуальные омовения. Белая одежда для обрядов.
Культ предков.
Покойника боялись. Почитание по мужской линии. Человек продолжал существовать в ином мире. В гробу – окошечко. Раньше хоронили и без гроба. Настил.
Хоронили в колоде. Клали блины, яйца, деньги, мешочек с гостинцами детям.
Гроб – ногами вперёд через дверь.
Марийцы и чуваши резали курицу.
3, 7, 40 день – поминовение.
Набор блюд различался: яйца, кисели, мёд.
Столик и стулья за околицей для покойных (у чувашей).
Миска для покойника (у марийцев).
На 40 день – самое важное поминовение покойных. Поминки не носили траурного характера.
Обычаи веселения покойника. На поминки приглашали гармонистов.
У луговых марийцев на 40 день – обрядовые блюда.
Покойника везли на телеге. Для покойника – большая свеча для поминовения. Поминали в Ильин день, в Семик, на Пасху.