Культы

Зимний период

1. Шорок – ёл (у марийцев) ~ незадолго до Рождество. Гадание о будущем урожае: кучки-снопы. Театрализованные шоу: наряжались в маски, варили пиво, устраивали пляски.

2. Сурах – хури (у чувашей) «баранья нога» - смысл и действия те же.

У удмуртов и мордвы: гадания перед Новым годом.

Весенний период (много примет). Никого не встретить – хорошая примета. Счастливые дни -?

1. Агап-айрен (марийцы) и ага-яшка (удмурты) – праздники сохи.

Кереть-оскс – моление о плуге.

Собан-туй (башкиры) – праздник плуга.

Жертвоприношения божеству земли: готовили блюда, варили пиво, мылись в бане, отправлялись в рожу.

Агапа-айран-ото – блюда ставили кругом на землю, за каждым блюдом семья. В центре круга – костёр. Жрец (карт) молился у костра. à МАРИЙЦЫ.

Ака-яшка (удмурты): приносили в жертву кашу. В борозду бросали яйца. В ямку опускались хлеб, яйцо, пиво и кумышка.

Кереть-озкс – моление о плуге у мордвы. В жертву – селезень, из которого варили суп.

От каравая по кусочку, семена, кусок селезня, пиво – в корзину.

У чувашей: праздник после сева.

У татар и башкир: собан-туй перед началом сева. Праздник до нескольких дней. Заранее собирали платки, рубашки, которые потом играли роль призов.

Джие – в июне, после полевых работ. Народные гуляния, а соревнований не устраивали.

Хабантуй у с-з групп башкир. К земледелию не имел прямого отношения. Организовывался на открытом месте. Спортивные соревнования – основное внимание.

Летний цикл.

Связан с обращениям к божествам около воды.

Удмурты: бык красной масти (жертва)

Мордва: куры.

Уй-чук (чуваши) – жертва полю.

Обращались к богине-матери воды. У марийцев – женщина спускалась с веником к воде.

Бросали в воду животных чёрной масти.

Удмурты закалывали овцу, кости – в костёр.

Марийцы: шкуру чёрного быка – в воду. Варили кашу в честь матери – воды.

Бабань-каша – «женская каша»: просили о здоровье, счастье детей.

У чувашей: моление о дожде (сумарчук). Приносили в жертву воробьёв.

Когда цвели хлеба – запрещались работы, связанные с повреждением поверхности земли.

Осенний цикл.

После уборки хлебов. Нельзя употреблять хлеб до принесения жертвы.

Варили кашу: удмурты из ячменя первого обмолота.

Кендеп-айран – «праздник хлеба» у луговых марийцев.

У чувашей: сарачуклини – моление о пиве. Выращивание хмеля.

Родственные связи à организация поселений. В XIX в. следы ослабли.

Родственные коллективы разрастались: священные рощи. Сюремные объединения: для справления сюрема (луговые марийцы) – связаны с землёй или охотничьим промыслом.

Небольшая роща. Нельзя брать валежник на дрова. Заповедные территории.

Самая почётная жертва: лошадь.

Лошадь устилали холстами. На спину лили воду. Перед деревом: костёр, котёл. Варили мясо. Из посуды – резная утварь. Многочисленные обряды. Кровь в ямку. Кости не дробили. Шкуру – на дерево.

Ритуальные омовения. Белая одежда для обрядов.

Культ предков.

Покойника боялись. Почитание по мужской линии. Человек продолжал существовать в ином мире. В гробу – окошечко. Раньше хоронили и без гроба. Настил.

Хоронили в колоде. Клали блины, яйца, деньги, мешочек с гостинцами детям.

Гроб – ногами вперёд через дверь.

Марийцы и чуваши резали курицу.

3, 7, 40 день – поминовение.

Набор блюд различался: яйца, кисели, мёд.

Столик и стулья за околицей для покойных (у чувашей).

Миска для покойника (у марийцев).

На 40 день – самое важное поминовение покойных. Поминки не носили траурного характера.

Обычаи веселения покойника. На поминки приглашали гармонистов.

У луговых марийцев на 40 день – обрядовые блюда.

Покойника везли на телеге. Для покойника – большая свеча для поминовения. Поминали в Ильин день, в Семик, на Пасху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: