Тема 1. Роль и значение ИЯ в жизни общества. ТиМПИЯ как наука

План:

1.Понятия языка. РЯ и ИЯ. Значение ИИЯ.

2.ИЯ как средство развития.

3. История ИИЯ.

4.ИЯ как учебный предмет в системе языкового образования.

5.МОИЯ как наука. Эволюция методов преподавания иностранных языков.

6.Основные методические категории.

1. Язык – это система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся средством общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 898).

Языки бывают естественные и искусственные. Естественные: родной и неродной (второй и иностранный). Искусственные: неспециализированные (философские, эсперанто, музыкальный, жестов) и специальные (программирования, морской, математики и пр).

РЯ – это система звуковых и словарно-грамматических средств, которые человек усваивает с детства в процессе своего биологического и социального развития и которыми пользуются для общения все другие члены социума, окружающего человека.

Множество носителей РЯ, с которыми общается человек, образуют языковую среду, в которой естественным образом, т.е. без специальных усилий, происходит обучение РЯ. На нем человек думает.

ИЯ – это язык, который изучается вне условий его естественного бытования, в учебном процессе и который не употребляется в повседневной коммуникации.

Когда человек пользуется двумя или несколькими языками как родными он называется билингвом и полилингвом.

Следует различать ИИЯ и ОИЯ. ИИЯ – это процесс овладения ИЯ. Его результатом становится владение ИЯ. Процесс сообщения знаний и привития УиН в области ИЯв называется ОИЯ или преподаванием.

В последнее время значимость ИИЯ повысилась. Это произошло в связи с

- расширением коммуникативно-культурного пространства и необходимостью адаптации в мультикультурном обществе,

- углублением международных контактов

- вхождением России в мировое образовательное пространство (межгосударственная интеграция в области образования),

- развитием средств массовой коммуникации,

- миграцией рабочей силы,

- необходимостью освоения новейших технологий (ИЯ становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста),

- перестройке внешнеэкономической деятельности России, созданию совместных предприятий и компаний, обмену научно-технической документацией на ИЯ и специалистами,

- развитию маркетинга (маркетолог за границей владеет 3-4 иностранными языками),

- возрастании роли информатики и компьютерных технологий, появлению возможности переписки и виртуального общения.

Языковой барьер всегда являлся главным препятствием на пути народов к узнаванию друг друга, поэтому иноязычная грамотность – непременное условие так называемой «народной дипломатии». ИЯ дает возможность и является основой открытого, неформального общения людей без посредников и переводчиков. Однако ИЯ служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного и международного общения. Кроме того, он является средством познания того, что невозможно познать своевременно и адекватно на родном языке.

Государство проводит определенную языковую политику, т.е. систему мер, обеспечивающих согласованность всех возможностей овладения иноязычной культурой гражданами страны. Существует единая система ОИЯ от ДОУ до институтов и курсов повышения квалификации, основанное на принципах непрерывности и преемственности, где каждое звено решает свои задачи и применяет соответствующие возрасту приемы и методы обучения.

2. Владение ИЯ необходимо для общества в целом и для отдельной личности в частности. Изучение ИЯ помогает учащимся почувствовать их причастность к мировому языковому и культурному сообществу. Поэтому место ИЯ в системе образования исключительно, а его возможности уникальны. Изучение ИЯ положительно влияет на развитие всей психики человека. Оно:

1. обеспечивает интеллектуальное развитие, по словам Выготского Л.С. «освобождает речевые мысли ребенка из плена конкретных языковых форм и явлений»,

2. тренирует все виды памяти благодаря работе по образцу, заучивания новой лексики, работе с памятками и схемами, дидактическим играм,

3. обеспечивает речевое развитие: формирует речедвигательный аппарат; развивает фонематический и интонационный слух, имитационные способности, «чувство языка» и «языковую догадку»;

4. улучшает владение РЯ, учит понимать его особенности, расширяет лингвистический кругозор;

5. обеспечивает эмоциональное развитие: развивает воображение, творческие способности, способствует удовлетворению познавательных потребностей личности;

6. ИЯ формирует культуру умственного труда, способствует развитию таких общеучебных умений как умения пользоваться двуязычными словарями, конспектировать текст, составлять план, готовить презентацию и пр.

Герцен А.И. писал: «Познать чужой язык, значит, стать в 2 раза богаче». Бим И.Л. называет ИЯ окном в другой мир. Народная мудрость разных народов гласит: «ИЯ – единственная вещь, которую необходимо знать даже плохо», «Кто не знает ИЯ, не знает ничего о своем собственном», «Сколько языков знаешь, столько людей стоишь».

3. Изучение ИЯ имеет давнюю историю.

В эпоху Древнего мира ранние цивилизации (древ­неегипетская, месопотамская, древнеиндийская и древнеки­тайская) имели замкнутую экономику и закрытое для посто­ронних общество и практически не контактировали друг с дру­гом, знание иностранных языков широким массам было не нужно. ИЯ изучала узкая группа людей — уче­ные-мудрецы, профессиональные переводчики и гонцы, путе­шественники.

Античный период ис­тории Древнего мира. В ажнейшими событиями данной эпохи стали: греческая колонизация, создание торгово-ремесленных полисов по всему известному грекам миру (от Западного Средиземноморья до Крыма); завоевание Западной Азии Александром Македонским, образование эллинистиче­ских (основанных на греческой культуре) государств в Азии и Африке; создание Римской Империи. В связи с этим возник феномен межнациональных языков. Роль дан­ных языков играли сначала греческий, а затем — латинский языки. На данных языках происходила коммуникация на ог­ромных пространствах от Гибралтарского пролива до Ближнего Востока и Египта, велась управленческая деятельность и тор­говля. Также греческий и латинский языки были средством распространения древнегреческой и древнеримской культуры, на этих языках записывались произведения философов, исто­риков, ученых.

В эпоху Средневековья, после краха Римской Империи проис­ходил процесс формирования национальных европейских го­сударств и национальных европейских языков (например, анг­лийского, французского, немецкого, испанского и др.). Дан­ные языки формировались на основе местных варварских диа­лектов и латинского языка. Почти все европейские языки со­хранили латинскую письменность. Несмотря на то, что латинский язык все меньше употреблялся в чистом виде, он по-прежнему использовался как средство межкультурного общения. На латыни писались законы, церковные произведения. Ни один иностранный язык на протяжении всей истории развития культуры стран Европы не играл такой исключительной роли, как латинский.

В период Нового времени европейские языки, в основном, сформировались, а латинский язык постепенно утратил гла­венствующую роль. Именно в это время начинается массовое ИИЯ. Иностранные языки изучались в школах и университе­тах. Знание языков было очень престижно и открывало большие возможности в жизни.

В XIX XXI вв. возник феномен общемировых языков.
В разное время эту роль играли испанский, французский, немецкий и английский языки. Bo-многом, этому способствовала активная торговая и колониальная политика данных стран. После окончания Второй мировой войны 1939—1945 гг. все большее распространение стал приобретать английский язык. В на­стоящее время английский язык стал самым распространен­ным языком в мире и фактически превратился в главный язык международного общения.

В мире существует 27 000 языков, а АЯ – язык международного общения, официальный интернациональный язык. АЯ стал международным, т.к. является родным в странах всех континентов. В 17 в. Его ввезли в Северную Америку, в 18 в. В Австралию, позже – в Африку и Индию. 80% всей информации в Интернете – на АЯ. Примерно 1 млрд. человек умеют читать, писать и говорить на нем, т.е. примерно 20% населения Земли.

Таким образом, ИЯ стал экономической категорией и реальной производительной силой, а уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества.

4. Знание ИЯ стало необходимым элементом и признаком образованности. Обучение ИЯ – элемент сложной макро системы общего образования. Учебный предмет «Иностранный язык» является неотъемлемым компонентом образования во всем мире.

Понятие «ИЯ» как учебный предмет возникло во 2-й половине 18 в. Цель была – практическая, уметь читать книги на языках разных народов. В современной школе учебный предмет «ИЯ» входит в образовательную область «Филология». Однако результаты анкетирования учителей ИЯ и учащихся показывают, что не все они понимают значимость ИИЯ. Лишь 30% учащихся считают знание ИЯ необходимым им в дальнейшей жизни. Т.о. проблема мотивации учащихся является одной из центральных.

Отличия ИЯ от других учебных предметов:

1. другие нацелены на усвоение научных знаний, ИЯ - на практическое овладение языком. В отличие от РЯ в преподавании ИЯ ведущая цель – коммуникативная. В РЯ – совершенствование УиН устной речи и обучение письму и чтению.

2. ИЯ является одновременно и целью, и средством обучения. ИЯ – беспредметен, т.к. изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики.

5. Необходимость знания методики обучения ИЯ обосновал Л.В.Щерба. Он проводил параллель между учителем музыки ИЯ. Он утверждал, что виртуозы – плохие учителя. Мало уметь хорошо играть на музыкальном инструменте, надо знать, как учить. Т.е. мало уметь хорошо говорить на ИЯ, надо уметь обучать ему. А этому как раз и учит дисциплина «Теория и методика обучения ИЯ».

Методика обучения ИЯ может быть:

- общая - это наука, открывающая и обосновывающая принципы, цели, содержание, методы, приемы и средства обучения РД на любом ИЯ,

- частная - это теория обучения, помогающая систематизировать и обобщать опыт обучения конкретному ИЯ.

Методика обучения ИЯ появилась в начале 19 века и развивалась по 4 направлениям, которые соответствуют методам обучения.

1. Самым древним был натуральный метод. ИЯ осваивался путем подражания и многократного повторения нового материала по аналогии с изученным. Представителями этого метода были М. Берлиц, Ф. Гуэн, М.Вальтер и др. Самый популярный среди них М. Берлиц, курсы и учебники которого были распространены в Европе, США, в России. Главная цель обучения при натуральном методе — научить уча­щихся говорить на иностранном языке.

2. С возникновением школ и введением в них ИЯ как общеобразовательного предмета первое время также пытались обучать языку натуральным методом, однако он вскоре был заменен переводным методом, который господствовал плоть до середины XIX (к.18-н.19 вв.). Его разновидности:

Грамматико-переводной (синтетический метод). Основным средством обучения языку был дословный перевод. Грамматика искусственно подгонялась под систему латинского языка. Весь материал заучивал­ся наизусть.

Лексико-переводной (аналитический) метод — словарный запас создавался путем заучивания наизусть оригинальных произведений. Грамматика была отодвинута на второй план и изучалась как комментарий к тексту.

3. в 19 в. появляется прямой метод ОИЯ. Основные положения: ИЯ обучают также как и РЯ, главную роль в языковой деятельности играют память и ощущения, а не мышление. Наибо­лее крупными представителями прямого метода являлись Га­рольд Палмер и Майкл Уэст.

Английский педагог и методист Гарольд Палмер (1877—1950) — автор более 50 теоретических работ, учебников и учебных по­собий. Его метод именуется устным методом. На первом месте стояла устная форма общения, порядок АГЧП, исключение перевода, широкое применение наглядности. Недостатки: игнорирование сознательного обучения, исключение РЯ, обучение протекало в устной форме, а грамматике отводилась вспомогательная роль.

Английский педагог и методист Майкл Уэст— автор около 100 работ, посвященных обучению чтению, устной речи, а также составлению учебных словарей. Основная заслуга Уэста состоит в том, что он создал серию учебных пособий, представляющих собой тексты, составлен­ные на ранее отобранных лексических единицах с учетом по­степенности введения новых слов и повторяемости их.

В сравнении с методами классической школы прямой метод был прогрессивным явлением. Он давал положительные резуль­таты благодаря рационализации учебного материала; интенсивному учебному процессу; применению наглядных пособий и активных методов обучения. Заслуга представителей метода: обращение к живому разговорному языку, разработка методики обучения устной речи, создание системы фонетических упражнений, использование наглядности. Весь процесс обучения по этому методу сводится к тому, что­бы создать атмосферу иностранного языка. Урок превращается в театральное представление, где каждый ученик играет свою роль, а педагог становится режиссером и драматургом.

К недостаткам прямого метода следует отнести: отождествление путей изучения иностранного и родного язы­ков; злоупотребление интуицией в ущерб сознательному изучению; игнорирование родного языка при изучении иностранного; упрощение и обеднение языка в результате исключения идио­матики, фразеологии, стилистических особенностей употребления языкового материала.

4. Смешанные методы (н.20в.) объединяли все ценное предыдущих. Разновидность – неопрямые (20 в.). Представители Пассов, Ганшина, Грузинская, Любарская. Получили широкое распространение в 20 в. Преимущественное внимание уделяется чтению как наиболее доступному виду деятельности. Признавали целесообразным проведение устного вводного курса, использование РЯ в качестве средства семантизации и контроля.

Заслуга – разработали теорию и практику работы с текстом, выделили 2 вида чтения: аналитическое (объяснительное) и курсорное (домашнее), переводу отдавалось предпочтение. Порядок: ЧПГА. Создали словари-минимумы.

Другие методы:

Аудиовизуальный, или структурно-глобальный метод -метод обучения иностранцев француз­скому языку. Метод рассчитан на взрослых, которым необходимо знание французского языка для слушаний лекций в учебных заведе­ниях Франции и для делового общения с французами.

Суггестивный метод (метод внушения) Георгия Лозанова. Это метод уско­ренного обучения иностранному языку, рассчитанный на 3 месяца. В основе этого метода лежит разработка проблем внушения. Занятия по методу Г. Лозанова на первый взгляд напоминают спектакль: играет музыка; учащиеся в свободной, расслабленной позе сидят, откинувшись на спинки удобных кресел, вокруг большого стола; по заранее разработанному сценарию распределены роли; разыгрываются ситуации из литературных произведений, сценки из современной жизни.

Сознательные методы. Были распространены в 18-19 вв. Представители – Гумбольдт, Гамильтон, Оллендорф, Щерба, Аракин, Миролюбов. В основу обучения была положена письменная речь, главный объект обучения – грамматика; дедуктивный способ обучения – сначала заучивание слов и правил, затем конструирование предложений; введение слов через перевод, заучивание слов наизусть. Достоинство – давали хорошее знание системы языка и владение переводческими умениями, но не обеспечивали практического пользования языком. Заслуга – использование перевода и контекста для семантизации, разграничение учебного материала на активный и пассивный.

Интенсивные методы возникли в 1960-70 гг. Это методы ускоренного обучения ИЯ. В основе методы Лозанова. Модификации метода: Шехтера, Петрусинского, Китайгородской, метод погружения и пр. Разрабатываются и в настоящее время. Направлены на овладение устной речью при большой концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.

Т.о. в настоящее время 2 пути повышения эффективности ОИЯ – за счет использования современных технологий и за счет активизации резервов личности. Значительно возрастает роль мультимедийных средств, Интернета.

6. Являясь теоретической наукой, методика имеет свои объект и предмет исследования, свой категориальный аппарат, свои методы исследования.

Впервые разграничила объект и предмет в МОИЯ Бим И.Л. Однако более конкретные определения дал С.Ф.Шатилов. Объект (где) МОИЯ – это процесс ОИЯ. Предмет (что) – научное обоснование целей, содержания обучения, разработка эффективных методов, приемов и средств обучения ИЯ.

Как наука и теория МОИЯ имеет систему категорий ИЯ. К ним относятся принцип, метод, прием, средство, система.

Принцип – это исходное теоретическое положение, лежащее в основе какого-либо метода обучения. В МОИЯ принципы бывают общедидактические (например, научности) и методические (например, коммуникативности).

Метод – в широком смысле это направление в развитии МОИЯ в историческом плане (например, переводные). В узком смысле – это способ совместной деятельности учителя и учащихся по достижению поставленной цели (например, ознакомление, тренировка, применение).

Прием – это определенное методическое действие учителя, направленное на решение конкретной задачи, например, приемы ознакомления – это использование наглядности, дефиниция, перечисление, перевод на РЯ.

Средства обучения – это орудия учебного процесса, с помощью которых достигаются поставленные цели. Бывают основные (книга для ученика и книга для учителя) и вспомогательные (ТСО и нетехнические, например, наглядные, материальные).

Все эти категории «обслуживают» систему обучения – всеобщую модель учебного процесса, соответствующую определенной методической концепции (М.В.Ляховицкий).

Методы исследования – это важный элемент методологии любой науки. Существуют 2 группы: основные и вспомогательные.

Основные методы:

1. анализ литературных источников;

2. изучение и обобщение опыта преподавания учителей,

3. наблюдение;

4. пробное обучение – это исследование одного учителя,

5. опытное обучение - носит более глубокий характер. Проходит в большом количестве классов, школ и более длительное время;

6. методический эксперимент.

В методическом эксперименте выделяют 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Он проводится с целью проверки гипотезы.

Гипотеза – это предположение о возможном улучшении результатов при внесении определенных изменений в процесс обучения.

Вспомогательные методы: анкетирование, тестирование, беседа, устный и письменный опрос, контрольная работа, хронометраж, игра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: