В одной из недавних работ известного исследователя истории российской антропологии А.М. Кузнецова подчеркивается: «Становление всякой новой области познания является противоречивым процессом, а в случае с российской антропологией ситуация складывается достаточно драматически».
После Великой Октябрьской социалистической революции неоправданно преувеличивалась роль исторического материализма в разработке проблем человека. «Сама же наука о человеке была редуцирована в СССР до одной из ее отраслей — физической антропологии, а основные задачи научного человековедения возложены на советскую этнографию. В свою очередь, этнография вместе с историей первобытного общества и археологией попали в семейство исторических наук, лингвистика же всегда была у нас самостоятельной научной дисциплиной».
Таким образом, исследования, которые с современной точки зрения могут быть отнесены к социальной (культурной) антропологии, в Советском Союзе проводились в рамках советской этнографической школы. Как считал С.А. Токарев, эта школа сложилась в начале 30-х годов. «Все советские этнографы, признавшие марксизм-ленинизм единственным подлинно научным методом, объединились на базе этого метода и составили единую советскую школу в этнографии. Эта школа, спаянная единством взглядов по основным методологическим вопросам, противостоит теперь как единое целое всем и всяческим течениям в зарубежной буржуазной науке».
|
|
Следует отметить, что такое определение справедливо лишь в том смысле, что методологической основой осуществлявшихся в СССР этнографических исследований являлась историко-материалистическая теория развития общества. Однако переход советских этнографов к концу 20-х годов на позиции марксизма отнюдь не означал полной унификации подходов к решению важнейших теоретических и прикладных задач этнографии, поскольку исследовательские концепции советской этнографической школы существенно менялись на различных этапах ее формирования и развития.
Нельзя не отметить, что первые годы Советской власти были отмечены значительным ростом этнографических (культурно-антропологических) исследований. В Ленинграде возобновили активную деятельность Отделение этнографии Российского географического общества, Музей антропологии и этнографии, Этнографический отдел Русского музея. Активные исследования проводились под эгидой Комиссии по изучению племенного состава России при Академии наук, были созданы Яфетический институт (1921), Славянская комиссия (1922). В Москве в 1919 г. был открыт Музей Центрально-промышленной области, в котором была создана этнографическая экспозиция, был издан ряд трудов, а в 1921 г. в Москве возобновилась деятельность Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Антропологический институт при МГУ с 1923 г. начал полевые этнографические исследования.
|
|
В 1925 г. в Институте истории РАНИИОН появилась секция этнологии, в 1926 г. в Государственной Академии художественных наук — Отдел изучения искусств национальностей СССР, а в Государственной Академии истории материальной культуры — Отделение по этнологии. В 1925 г. в Ленинградском университете, где работали В.Г. Богораз и Л.Я. Штернберг, было введено преподавание этнографии, а факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет. В 1926 г. начал выходить журнал «Этнография» (с 1930 г. — «Советская этнография»).
В конце 20-х гг. XX в. в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского было продолжено изучение проблем этнической психологии, начатое Г.Г. Шпетом. Экспериментальная проверка идей культурно-исторического подхода была осуществлена в ходе экспедиции в Узбекистан (1931 — 1932 гг.). Задача психологов во главе с А.Р. Лурия заключалась в анализе социально-исторического формирования психических процессов.
Вполне понятно, что, как и в иные отрасли обществознания, в этнографическую науку стремились внедрить догмы материалистического мировоззрения. Иллюстрацией этого может служить позиция Всероссийского археолого-этнографического совещания 1932 г.: «Построение этнографии как самостоятельной науки с особым предметом и методом изучения, противостоящей или равноправной истории, противоречит марксистско-ленинскому учению о диалектике исторического процесса».
Особо сложный и противоречивый характер носило развитие советской этнографии в 30 — 40-е годы XX столетия, когда в советском обществе насаждалась идея исключительности вклада Сталина в теорию марксизма. Вульгарно-социологический подход на долгие годы определил развитие антропологической и этнографической науки. Было, в частности, дискредитировано понятие «этнос», как якобы категория буржуазной науки, а исследования в области теории этноса были прекращены.
Вместе с тем не прекращались активные полевые исследования. С начала 30-х годов появляются исследования Г.Н. Прокофьева, А.Ф. Анисимова, АА. Попова, Б.О. Долгих, В.Н. Чернецова об эвенках, хантах, манси, нганасанах, селькупах, коряках, нивхах, кетах и т. д. Изучению народов Сибири, Средней Азии и Кавказа посвящены монографии Л.П. Потапова, Н.Н. Степанова, С.А. Токарева, А.П. Окладникова, Н.А. Кислякова, С.П. Толстова, Л.И. Лаврова и др. В этих работах реализован особый интерес к анализу общественной организации различных народов СССР, выявлению существовавших черт общинно-родового уклада, анализ родоплеменной структуры и т. д. Однако при этом предмет этнографии «фактически сводился к изучению пережитков первобытнообщинного строя методом этнографического наблюдения».
С таким пониманием предмета этнографии были связаны в тот период и исследования в области общих вопросов истории первобытного общества. К числу заметных достижений советских ученых в 30-е годы следует отнести открытие М.О. Косвеном патронимии как особой формы социальной организации, исследование А. М. Золотаревым дуально-родовой структуры.
Во время Великой Отечественной войны многие советские этнографы отдали свою жизнь во имя победы над фашизмом. Однако и в это время продолжалась полевая этнографическая работа, а постановлением Президиума АН СССР в 1942 г. в Москве была организована группа этнографов, составившая впоследствии ядро Института этнографии АН СССР.
|
|
Развитие советской этнографической школы в первые послевоенные годы ознаменовалось резким расширением масштабов полевых исследований. Так, значительную роль сыграли Хорезмская археолого-этнографическая, Памиро-Ферганская археолого-этнографическая, Балтийская этнографо-антропологическая и другие экспедиции.
Советская этнография не избежала потрясений, связанных со сталинистским курсом в отношении к науке, с многочисленными кампаниями по разоблачению «буржуазной сущности» тех или иных научных направлений или взглядов отдельных ученых. Печальной вехой в этом отношении стал 1948 год. Так, после пресловутой сессии ВАСХНИЛ объектом ожесточенных нападок в Институте этнографии АН СССР стали труды выдающегося советского антрополога В.В. Бунака (в них была усмотрена дань учению Вейсмана — Моргана), была организована кампания травли известного советского фольклориста П.Г. Богатырева. Его обвинили в пропаганде структурно-функционального метода.
В 50-х годах в поле зрения советских этнографов, помимо народов Советского Союза, оказываются этнические общности всех континентов Земли. Такой подход был отражен в одном из наиболее фундаментальных исследований за всю историю развития советской этнографии— в серии «Народы мира». Публикация этой серии завершена к середине 60-х годов, но она до сих пор в значительной мере сохраняет свое научное значение.
Значительным вкладом в этнографическую науку явились исследования А.Ф. Анисимова, Б.О. Долгих, А.М. Золотарева, Л.П. Потапова, В.Н. Чернецова и др. по народам Сибири; С.М. Абрамзона, М.С. Андреева, Г.И. Карпова, О.А. Сухаревой, С.П. Толстова и др. по народам Средней Азии; А.И. Робакидзе, Р.Л. Хорадзе, Г.С. Читая и др. по этнографии народов Грузии; Е.М. Шиллинга, Л.И. Лаврова и др. по этнографии народов Северного Кавказа, С.Д. Лисициана и др. по этнографии Армении; В.Н. Белицер, Н.И. Воробьева, С.И. Руденко и др. по этнографии народов Поволжья. Народам Африки посвящены работы Д.А. Ольдерогге и И.И. Потехина, народам Австралии и Океании — виднейшего российского этнографа С.А. Токарева, народам Америки — Ю.В. Кнорозова, которому удалось впервые в мире расшифровать письменность древних майя.
|
|
Советские этнографы стали принимать активное участие в научных мероприятиях, организуемых за рубежом, в том числе в конгрессах антропологических и этнографических наук. В середине 60-х годов начался новый период истории советской этнографии, ознаменованный решительным поворотом к разработке теоретических основ этнографической науки. В центре теоретических исследований оказалась теория этноса.
Большое значение для превращения советской этнографии в подлинно теоретическую научную дисциплину имели труды Ю.В. Бромлея (1921 — 1990), возглавлявшего Институт этнографии АН СССР. В работах конца 60-х— 70-х годов он обосновал определение понятия «этнос», исследовал роль этнической эндогамии как механизма поддержания целостности этноса, рассматривал проблемы исторической типологии этнических общностей, выявлял иерархическую структуру этноса, а также разрабатывал проблемы соотношения этнографии со смежными дисциплинами. Он предложил в качестве основного критерия для выделения предметной области этнографии рассмотрение «компонентов этноса сквозь призму выполнения ими этнических функций».
1970-е годы охарактеризовались возникновением и развитием некоторых новых научных дисциплин; которые непосредственно взаимодействуют с этнографией, — этнодемографии и этногеографии, этно-социологии, этнической ономастики. На завершающем этапе развития советской этнографии (вплоть до 1991 г.) на страницах журнала «Советская этнография» были развернуты дискуссии по проблемам теории культурной традиции, этнической психологии, социально-экономической терминологии в понятийном аппарате этнографической науки, методики полевых исследований, исторической типологии этнических общностей и т. д.
В этот период получили развитие исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством акад. Ю.В. Бромлея, видных ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой были развернуты этносоциологические исследования в различных районах страны. Широкое освещение получили этнические аспекты национальных отношений в СССР. Фактически стало развертываться научное направление «теория наций и национальных отношений», которое ближе к этнологии, чем к этнографии. Поэтому в конце 80-х гг. Институт этнографии был преобразован в Институт этнологии и антропологии РАН.
Последнее десятилетие может быть охарактеризовано как постсоветский период развития отечественной этнологии, а равным образом социальной (культурной) антропологии. Наряду с этнологией (этнографией) в учебные курсы гуманитарных вузов, прежде всего исторических, а также занимающихся подготовкой социальных антропологов, были включены учебные курсы культурологии, социальной (культурной) антропологии, этносоциологии, этнодемографии и другие дисциплины антропологической и этнологической направленности. Опубликованы учебники и учебные пособия по социальной (культурной) антропологии А.А. Велика, Л.П. Воронковой, Ю.Н. Емельянова, ГА. Менджерицкого, Н.Н. Козловой, Ю.М. Резника, Э.А. Орловой и др.
Центром координации научных этнологических исследований в России выступает ныне Институт этнологии и антропологии РАН. Знаменательно само переименование бывшего Института этнографии АН СССР, свидетельствующее, с одной стороны, о расширении спектра научных исследований, с другой стороны, о сближении предметной области исследования отечественных ученых с аналогичными исследованиями западных социальных антропологов и этнологов. Стало регулярным проведение конгрессов этнографов и антропологов России. Выходит журнал «Этнографическое обозрение» — преемник «Советской этнографии».
Вместе с тем представляется справедливым тезис А.М. Кузнецова о том, что существование собственных школ физической антропологии, этнографии, истории первобытного общества и их бесспорные достижения не снимают с нашей науки задачи восстановления российской антропологии как комплексной науки о человеке.