Проблемы этнографической науки

Изучение традиционной культуры. Это одна из важнейших проблем, стоящих перед этнографической наукой. Она дает возможность решать вопросы этногенеза — происхождения народа, а также проследить сложный путь, пройденный народом за длительный период своего исторического развития. Под традиционной культурой обычно понимаются относительно давно сложившиеся и устойчивые элементы культуры, характерные для того или иного народа и переходящие из поколения к поколению. Отечественные этнографы традиционной культурой называют элементы материальной, социальной и духовной культуры, сложившиеся в конце Х1Х-нач. XX в. Это из одежды для русских сарафан, понева, холодник, кокошник и т.д.; для татар — чикмень, джилзш, кульмяк, кукрякча, камзол и т.д.; для марийцев холщовая рубаха "тувар". штаны "ялаш", головной убор "шимакш" и т.д. Такие же сложившиеся особенности у каждого народа мы имеем в области жилища, орудиях сельского хозяйства, нормах поведения в семье, обществе, свадебной обрядности я т.д. Все элементы традиционной культуры несут на себе следы прошлых этапов развития человеческого общества. В этнографической литературе иногда различают два понятия — этногенез и этническая история. Этногенез — это процесс исторического формирования этноса - сложение этноса из разнородных (разноязычных, разнорасовых) этнических компонентов, то есть это история всех этнических предков, которые вошли в состав какой-либо формирующейся этнической общности. Начало этногенеза это первый этап этнических контактов, а заключительный этап этногенеза — появление у формирующейся общности этнического
самосознания. Этническая история это процесс исторического развития уже сложившегося этноса. Вопросы этногенеза и этнической истории всегда интересовали ученых. Проблема происхождения парода стояла на повестке дня этнографической науки с очень давних времен. Однако эта сложная проблема не могла быть решена наукой даже в XIX в. Это объяснялось следующими причинами.

1. Не хватало фактического материала для ее решения. Народы были недостаточно изучены археологией, антропологией, языкознанием. Без данных этих наук проблему этногенеза решить невозможно.

2. Отсутствовало знание закономерностей развития
человеческого общества и его культуры. Ученые пытались отождествить современный народ с каким-либо выдающимся предком, который без существенных изменений дошел до наших дней. Не учитывались качественные изменения, происходящие на длительном пути исторического развития любого народа. Так, русские отождествлялись с легендарными скифами, татары Поволжья — либо с татаро-монголами, либо с булгарами; норвежцы и шведы — с викингами; итальянцы и румыны — с римлянами и т.д. В действительности ни один народ в неизменном виде не дошел до наших дней. Булгары были лишь одно племя, одна общность, которая пришла в Поволжье из южных степных районов Восточно-Европейской равнины. Здесь булгары, сохраняя этноним, смешались с древними тюрками, финно- угорскими племенами, с давних пор заселившими Волго-Камье, а также жившими здесь славянскими племенами. Славяне жили на территории Поводья задолго до XVI в., до
прихода сюда основной массы русских. Не случайно арабские путешественники писали о г.Булгар, где живут христиане и магометане, а булгарский царь Альмуш, как писал Ибн-Фадлан, именовал себя и царем славян. По последним данным, именьковцы, населявшие край с VI в. н.э., были славянами. В XIII в. в Поволжье пришли татаро-монголы. Они оказали большое влияние на булгар. Булгары изменили
свой язык, самоназвание, они стали называться татарами.

Правильному научному решению проблемы этногенеза мешали ранее и мешают сейчас шовинистические и националистические идеи, высказываемые представителями отдельных национальностей. Так, еще в XIX в. имела место безоговорочная концепция происхождения татар от Золотой Орды, которую поддерживали шовинистически настроенные господствующие классы. Это давало возможность обвинять татарский народ в 300-летнем "иге Золотой Орды", дескать, господствовавшим на Руси, и тем самым оправдывать и утверждать свое превосходство. Золотая Орда, конечно, существовала. Это было крупное государственное объединение, оказавшее большое влияние на судьбы многих народов Европы и Азии. К сожалению, в 40-е г. XX столетия был введен запрет на изучение Золотой Орды, это несомненно, было связано с попыткой не поколебать утвердившееся мнение об "иге Золотой Орды". Что касается научного доказательства о происхождении татар от Золотой Орды, то его было недостаточно, но авторов это мало тревожило. И в настоящее время появляются необоснованные концепции, направленные к возвеличению и приукрашиванию исторической роли того или иного народа, его национальной исключительности и превосходства. Отсюда — территориальные притязания к соседним народам, отстаивание особых прав своего этноса и в целом создание недружественных отношений между народами. Так, некоторые чувашские авторы пытаются доказать, что в ранние периоды истории родственные с современными чувашами этносы занимали огромные территории от Южной Африки до Среднего Поволжья, от Дальнего Востока до Британских островов. Отсюда требования отторгнуть от Татарстана многие территории в Поволжье, якобы незаконно захваченные гагарами, и образовать на территории Тетюшского, Буинского, Спасского, Чистопольского и др. районов Татарстана Чувашский кантон. Совершенно ясно, что подобные суждения не способствуют объективному решению сложной проблемы происхождения народа и его этнической истории. В настоящее время этнографическая наука располагает большим материалом, накопленным за длительный период изучения традиционной культуры того или иного народа, его языка, антропологических особенностей, новыми свидетельствами из ранее не известных архивных материалов, археологическими данными и, опираясь на объективные закономерности развития человеческого общества, успешно решает проблему происхождения народа и отдельных этапов его сложной этнической истории. Таким образом, проблема этногенеза имеет не только научное, но и большое политическое значение, так как объективное решение ее способствует установлению добрососедских, дружественных отношений между народами.

Изучение современной культуры и быта. Эта проблема впервые поставлена в отечественной этнографической науке. Мы отмечали, что в XIX в. в нашей стране все внимание этнографов было обращено на изучение пережиточных явлений. Даже журнал этнографического отдела Русского географического общества назывался "Живая старина". Увлечение стариной послужило одной из причин кризиса этнографии в конце 20-х гг. Этнографы не интересовались бурно проходившими изменениями в культурной жизни народов нашей страны, не выявляли основные тенденции современного культурно-бытового развития, уходили от решения острых проблем переустройства быта. Между тем изучение современной культуры и быта, проходящих процессов по их изменению является одной из основных задач этнографической науки. Изучение этой проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическая значимость этой проблемы заключается, в первую очередь, в выявлении закономерностей современного культурно-бытового развития. Нужно знать, по каким путям идет развитие современной культуры и быта, что из традиционной культуры сохраняется и что исчезает, выявить причины сохранения и исчезновения. Необходимо проследить, что появляется нового в быту народа в связи с непрерывно изменяющимися социально-экономическими условиями общества, показать значимость проявляемых новых культурно-бытовых элементов в жизни изучаемого народа. Изучение этих процессов имеет и большое практическое значение, так как дает возможность сохранить в быту некоторые элементы традиционной культуры, исчезающие в силу ряда причин, вернуть им жизнь в новом качественном оформлении, способствовать развитию и совершенствованию национальной культуры народа. Так, сохранение и дальнейшее развитие многих традиционных художественных промыслов способствует украшению быта народа изделиями талантливых мастеров и в то же время имеет большое экономическое значение. Большим спросом на отечественном и зарубежном рынке пользуются разнообразные изделия, выточенные из дерева и покрытые хохломской росписью, палехская миниатюра с ее сказочными персонажами, выполненными яркими красками по черному фону, известная татарская обувь (ичиги), изготовление которой ведет свое начало с булгарских времен и т.д. Этнографы Казанского университета в течение многолетних экспедиций по изучению культуры и быта народов Поволжья собрали 150 образцов домотканых материалов с традиционными орнаментами и расцветкой. Сейчас они являются предметом интереса представителей текстильной промышленности, изготовляющей по этим образцам современные ткани с расцветками и орнаментами, любимыми народом.

Недоучет современных процессов, идущих в культуре и быту народов нашей страны, приводит к большим экономическим и моральным потерям. Необдуманный перевод кочевого скотоводства на оседлость привел к значительному сокращению поголовья скота. Ликвидация ветряных мельниц вместо их совершенствования, сселение жителей горных районов в долины, неоправданное строительство на селе многоэтажных домов, что еще в 80-е гг. подвергалось резкой критике в печати, деление населенных пунктов на перспективные и неперспективные и другие мероприятия, не учитывающие направленность объективно протекающих процессов в культуре и быту того или иного народа, очень дорого обошлись стране в экономическом и моральном плане. Поэтому проблема изучения современной культуры и быта, выявление протекающих процессов по их изменению и развитию является одной из важных задач этнографической науки.

Изучение этноса и этнических процессов. Этнография — наука о народах (этнос — народ), но в слово "народ" часто вкладывается различное содержание. Иногда под этим словом подразумевают трудящиеся массы — трудовой народ, рабочий народ; иногда национальные категории — русский народ, татарский народ; словом "народ" называют людей, живущих в пределах того или иного государства американский народ, итальянский народ, народ Татарстана, народ Марий Эл и т.д.; словом "народ" обозначаются конфессиональные группы— христианские народы, мусульманские народы и т.д., народы; живущие в различных географических зонах, — народы Севера, народы тропической зоны, народы Кавказа и т.д.

В этнографии под словом "народ" (этнос) понимается исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая самоназванием, самосознанием, общим происхождением, говорящая на родном языке и имеющая присущие этой общности некоторые особенности психики и комплекс культурно-бытовых особенностей. Такие общности людей называются этническими общностями, а.народ, входящий в эту общность, народом-этносом.

Этнос — целостная система, обладающая только ей присущими структурными элементами. У каждого этноса свои особенности в размещении на местности (поселения в горах, на равнине, в лесу, на реке и т.д.); своя демографическая структура (особенности миграции, рождаемость, продолжительность жизни и т.д.); каждый этнос имеет присущую ему социальную структуру (социальные группы, социальные институты и т.д.); у каждого этноса свои особенности в материальной, социальной и духовной культуре, языке. Мы видим, что многие структурные элементы, характерные для того или иного этноса, являются таковыми же и для других этносов. Различные этносы живут в степи и в горах, у различных этносов могут быть одинаковыми культурно-бытовые элементы и т.д. Какие же структурные элементы этноса являются главными, основными? Что сохраняется и передается последующим поколениям? Что исчезает и что сохраняется при переселении на новое место при существенном изменении социально-экономических условий? Те свойства, которые сохраняются — а это, прежде всего, самосознание, самоназвание, некоторые культурно-бытовые элементы, особенности психического склада - называются ядром этнической общности, а этнос, сохраняющий эти свойства, называют этникосом, или этносом в узком смысле слова. При отсутствии наличия у этнической группы территориальной, экономической и государственной общности ее принято называть этносоциальным организмом — ЭСО (этнос в широком смысле). Правда, существует точка зрения, что этникос и этносоциальный организм — это не особое качество этноса, а одна из форм исторического развития этноса в определенных социально-экономических условиях и конкретных государственно-территориальных границах.

Этносы имеют различную таксономическую значимость. Есть метаэтпосы, этносы и субэтносы. Тюркские и славянские народы, например, - это метаэтносы; русские, татары, чуваши — этносы; татары-мишари, чуваши-анатри, мордва-мокша и т.д. — субэтносы.

Одной из характерных черт этноса является его стабильность, устойчивость. Стабильность, устойчивость этноса поддерживается эндогамией — заключением браков внутри этнической общности. Но это никогда не было абсолютным правилом. Миграции, войны, экономические и культурные контакты способствовали появлению межнациональных браков. Это особенно касалось крупных этносов, принимавших большое участие в различного вида межэтнических контактах. А.Х.Халиков приводит 500 русских фамилий, в которых прослеживаются тюркские корни. Тем не менее эндогамия у этих народов вырисовывается довольно четко. Так, в 1925 г. русские мужчины в Российской Федерации заключали 99,1% однонациональных браков; татары и башкиры— 98,1%; марийцы— 97%. В 1959 г. в нашей стране межнациональные браки составляли 10,2% в 1970 г.- 14%; в настоящее время межнациональные браки составляют примерно 20%. Таким образом, в современных условиях эндогамия составляет в среднем около 80%. Но
такой процент эндогамности не приводит к нарушению устойчивости этноса, его стабильности. Стабильность этноса может быть нарушена — что приведет к растворению одного этноса в другом, только при условии, что будет заключено не менее 50% межнациональных браков, и все дети от этих брачных пар будут причисляться к одному из взаимодействующих этносов. Сейчас выявляется такая закономерность: из двух взаимодействующих в браках этносах обычно увеличивается тот, кто является безусловным большинством в данном регионе. В местах основного расселения татар при межнациональных браках увеличивается число татарского населения; в местах основного расселения русских увеличивается число русских. Но это ни в какой мере не оказывает влияния на стабильность, устойчивость этноса. Межнациональные браки в тех пределах, в которых они заключаются в настоящее время, не имеющие при этом какой-либо политической или национальной окраски, заключающиеся по любви, оказывают, несомненно, положительное влияние на жизнь общества в целом. Они способствуют обогащению национальных культур взаимодействующих народов, приводят к развитию двуязычия и укрепляют традиционно сложившиеся добрососедские отношения.

Эндогамия, как и брак, явление не только социальное, но и биологическое. Поэтому эндогамия выступает в качестве своеобразного генетического барьера этноса, что обусловливает наличие у каждого этноса сопряженной с ним популяции. Популяция, как известно, — совокупность особей растительного и животного мира, Живущих в пределах определенного ареала и принадлежащих к тому или иному виду, то есть популяция (форма существования вида) - категория биологическая. Мы видим связь этноса и популяции. Это дало некоторым возможность считать, что популяция составляет основу этноса, следовательно, этнос— категория биологическая. На этой точке зрения еще в 30-е гг. стоял известный русский ученый Широкогоров, рассматривающий этнос как биологическую единицу. Общество, его деятельность им рассматривались как выражение биологических отношений. Точка зрения Широкогорова не была новой. Этой концепции придерживался во второй половине XIX в. крупный ангропогеограф Ф.Ратцель, считавший, что в основе развития человеческого общества лежат те же закономерности, что и в основе развития животного и растительного мира, а также и представители эволюционной школы.

В 80-е гг. XX столетия этой точки зрения придерживался Л.Н.Гумилев— крупный специалист по истории раннего средневековья. Гумилев много сделал по изучению взаимодействия двух миров - славянского оседлого земледельческого и тюркского кочевого скотоводческого. Гумилев выдвинул свой взгляд на происхождение этносов. Он считал этнос категорией биологической. Как он это обосновывает? Гумилев признает устойчивость этноса, хотя считает, что этносы в историческом времени возникают и исчезают. Говоря о признаках, характеризующих этнос, Гумилев отмечает, что большинство из них характерны и для других этносов язык, происхождение, обычаи, многие элементы материальной и духовной культуры и др. Многие из этих признаков этноса иногда являются определяющими, а иногда и нет. Вынести за скобки мы можем только один фактор, отличающий один этнос от другого, это самосознание, признание каждой особи, что "мы — такие-то, а все прочие другие". Отсюда Гумилев сделал вывод: "Поскольку это явление повсеместное; следовательно, оно отражает некую физическую или биологическую реальность". То есть Гумилев, сводя сущность этноса к "физической или биологической реальности", по существу отождествил этнос с популяцией.

Однако с этой точкой зрения согласны далеко не все ученые. Скорее всего, антитеза "мы —они" основана на этнокультурных различиях. Причем эти отличия представляют собой целостную систему. В одном случае на передний план в качестве определяющего различия может выдвинуться один, в другом иной комплекс признаков. Да и сама сопряженная с этносом популяция является производной от факторов, образующих эндогамию этноса. А это, в основном, социальные факторы. В индийских кастах существует стопроцентная эндогамия. Возникновение же каст обусловлено не биологическими, а социальными причинами. Эндогамия в социальных группах дворян и крестьян в дореволюционной России была обусловлена не биологическими, а социальными факторами. Совершенно очевидно, что социальные факторы способствуют появлению или исчезновению сопряженной с этносом популяции, то есть картина прямо противоположная точке зрения Гумилева. Поскольку роль социальных факторов в жизни общества, человечества в целом все более и более возрастает, социальные факторы начинают играть все большую роль в образовании популяций. Известны случаи, когда из-за резкого увеличения смертности в результате эпидемий, войн, голода и других подобных причин исчезали целые народы. Вместе с тем нельзя полностью исключать биологические факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие этносов. Люди — это один из компонентов ландшафтной оболочки Земли, испытывающие на своей деятельности закономерности ее развития. В биосфере наблюдаются непрерывные энергетические импульсы, связанные с космическим влиянием. Это вызывает изменение генов и приводит к образованию новых признаков и свойств организма. Биохимическая энергия вещества биосферы оказывает влияние на массовое перемещение отдельных представителей органического мира. По-видимому, под влиянием энергетических импульсов у людей возникает пассионарность - стремление к совершению деяний, миграций. А это один из факторов возникновения этносов. Таким образом, происхождение и развитие этносов — сложный процесс, а потому при их изучении необходимо учитывать социальные и биологические закономерности.

В этносах непрерывно идут процессы, которые могут привести к изменению самоназвания, самосознания, языка, к полному исчезновению одного этноса и появлению другого. Эти процессы называются этническими. В нашей стране долгое время господствовала точка зрения об иерархии этносов: малочисленные народы, расселенные среди крупных этносов, принято было называть народностями; крупные же народы, обладающие всем современным комплексом культурных достижений, — нациями. Термины "нация" и "народность" в нашей стране стали расхожими. Их употребляли, не вдумываясь в содержание. В мировой этнографической литературе и международной политической практике такого ранжирования нет. Под нацией обычно понимается совокупность граждан одного государства. Эта совокупность состоит из отдельных этносов. Каждому этносу — русскому, татарскому, украинскому, тувинскому и другим — присущ характерный комплекс культурно-бытовых особенностей, что накладывает отпечаток и в определенной степени обуславливает тенденции и особенности его этнического развития.

Этнические процессы, идущие в этносах, очень различны. Различают несколько типов этнических процессов. Это этнотрансформационные этнические процессы, в результате которых изменяется этническое самосознание, то есть был, например, чувашин — стал татарин или, наоборот, был украинец — стал русский и т.д.; и этноэволюционные процессы, которые не влекут за собой перемены этнического самосознания, а приводят лишь к комплексным изменениям в компонентах этнических общностей. В этом случае этническое самосознание и самоназвание не изменяются. Этнотрансформационные процессы принято называть собственно этническими, а, этноэволюционные — этносоциальными. Этносоциальные процессы приводят к изменению в социально-экономической и политико-идеологической сферах жизни людей. Разновидностью этносоциальных процессов являются национальные процессы, приводящие к изменению социально-экономических и этнокультурных компонентов этноса. В целом, в результате этноэволюционных процессов изменяется внутренняя структура этнических общностей, преодолеваются локальные и этнографические особенности, изживаются диалектические различия, исчезают локальные формы самосознания. При этноэволюционных процессах происходят углубленные интеграционные процессы в этнических общностях.

Собственно этнические процессы разделяются на два
вида: разделительные и объединительные. Разъединительные
этнические процессы — это деление единого этноса на
несколько самостоятельных этносов. Разделительные
процессы были характерны для ранних этапов развития
человеческого общества, в частности, для первобытнообщинного строя. Увеличение численности племен и невозможность обеспечения их жизнедеятельности окружающими природными ресурсами вследствие низкого уровня производительных сил способствовало миграции части племени в новые места, что приводило к образованию самостоятельных этносов. Эти процессы хорошо прослежены на североамериканских индейцах, когда ранее единое племя, распространяясь по материку, расчленялось на отдельные самостоятельные племена, теряло почти всякий след своего прежнего единства, разделялось на самостоятельные этносы.

Для нового времени наиболее типичными являются объединительные процессы. Они отражают исторически закономерную и прогрессивную тенденцию к укрупнению народов. Объединительные процессы также проходили на протяжении длительной истории, ибо все народы в процессе своего этнического развития включали в себя различные иноэтнические элементы. Современные объединительные этнические процессы разделяются на внутринациональные и Межнациональные. Основным видом объединительных внутринациональных этнических процессов является Консолидация. В результате консолидации происходит слияние нескольких родственных по происхождению, языку и культуре этнических образований в одно целое. Так, сейчас идет интенсивный процесс ликвидации культурно-бытовых особенностей этнографических групп чувашей, татар и других народов.

К межнациональным обьединителъным процессам относятся этническая ассимиляция и межэтническая интеграция. Под этнической ассимиляцией понимается поглощение одного народа другим. Ассимиляция может быть естественной и насильственной. Насильственная ассимиляция интенсивно проходила в нашей стране в дореволюционный период и, пожалуй, более интенсивно в годы советской власти. В XIX в. в результате русификаторской политики в дореволюционной России обрусению подвергались многие группы чувашей, мари, мордвы и др. Эти народы хотели и имели возможность развивать свою национальную культуру. Но им этого не давали, насильственно навязывали культуру и язык другого народа. За годы Советской власти ассимиляция проходила под лозунгом ликвидации национальной культуры, национального своеобразия, формирования новой исторической общности людей советского народа.

Естественная ассимиляция — это добровольное слияние одного народа без всякого принуждения, процесс, при котором один из взаимодействующих народов постепенно воспринимает куль гуру и язык своего соседа и становится частью его этнической общности. В многонациональном Среднем Поволжье много примеров, когда небольшие этнические группы какого-либо народа, поселенные среди другого этноса, преобладающего по численности на данной территории, постепенно сливались с ним, воспринимали его язык и культуру. Ассимиляционные процессы идут различно у родственных по языку и культуре народов (например, русских, украинцев, белорусов) и у неродственных (между русскими, татарами, мордвой и т.д.). Ассимиляционные процессы у родственных народов называют этнической конверсацией, то есть этническим изменением, тогда как у неродственных народов идет коренная перестройка всего бытового уклада.

Межэтническая интеграция — это сближение различных по языку и культуре народов, у которых при сохранении своей национальной культуры появляется определенная культурная общность, обусловленная общими социально-экономическими и политическими условиями. Межэтнические контакты-- прогрессивные явления в истории человеческого общества. Этнографический материал свидетельствует, что народы, не чуждающиеся межэтнических контактов, развиваются быстрее, успешнее.

Изучение этнических процессов — проблема глобальная. Ее изучение стоит на повестке дня этнографической науки во всех странах мира. Без знания протекающих этнических процессов, их своеобразия в отдельных регионах Земного шара нельзя решать экономические, политические и культурные проблемы. Знание этнических процессов дает возможность управлять ими и тем самым способствовать успешному развитию общества.

В развивающихся странах, вставших на путь самостоятельного развития, идут интенсивные процессы этнической консолидации и этнической ассимиляции. Исчезают одни этносы и появляются более крупные этнические образования. Во Вьетнаме, например, живет более 60 народов. Самым крупным являются вьетнамцы (кинь), составляющие около 80% населения страны. Вьетнамцы живут в основном на прибрежной низменности, протянувшейся узкой полосой по восточному побережью Индокитая. На остальной территории в предгорьях и горах живут малые народы Вьетнама мыонги, тхаи, таи, мео и др. Очень много небольших этнических групп живет в джунглях. Многие из них ко времени августовской революции 1945 г. стояли на стадии родовых отношений. Их основными занятиями была охота, собирательство, а у некоторых — мотыжное земледелие. После 1945 г. многие малые народы Вьетнама стали быстро ликвидировать вековую отсталость. У всех у них начались интенсивные процессы этнической консолидации, ассимиляции, межэтнической интеграции. Однако эти процессы идут различно у различных народов. Одни народы сливаются со своими соседями, а другие превращаются в самостоятельные этносы. Поэтому в одних случаях нужно способствовать естественному слиянию, а в другом — препятствовать насильственному поглощению одного народа другим.

Этнические процессы интенсивно идут в развитых странах, в том числе в США, населенных народами, различными по языку, культуре, физическим особенностям. В городах США, например, имеются кварталы, населенные китайцами, вьетнамцами, украинцами и другими народами. При сохранении своей национальной культуры у всех этих народов появляются общие культурно-бытовые черты, связанные с социально-экономическими и политическими условиями жизни. Все этнические процессы тщательно изучаются американскими этнографами на предмет знания их направленности, интенсивности и тем самым содействуют их оптимальному протеканию и развитию.

Очень большое значение имеет изучение этнических процессов в нашей многонациональной стране. К сожалению, эти процессы у нас на протяжении длительного времени не изучались. В пашей стране был нарушен основной принцип, принятый Международным статистическим кошрессом 1872 г. В решении конгресса, проходившего в Петербурге, был сформулирован принцип "самоопределения национальностей", согласно которому принадлежность опрашиваемого к тому или иному народу при переписи населения должна быть зафиксирована исключительно на основе волеизъявления опрашиваемого, без вмешательства со стороны. Этот принцип был нарушен. Считалось, что в нашей стране идет безоговорочный процесс слияния народов, их укрупнение. Малочисленные народы неизбежно должны слиться с более крупными. Это опиралось на ленинское положение об отмирании государственности, развития пролетарской солидарности и, как следствие этого, неизбежной ликвидации национальных различий. Ленин писал: "Целью социализма является не только ликвидация национальных различий между отдельными государствами и всякой обособленности наций, но и слияние их". Слияние наций в "отдаленной перспективе" было записано в основном "ведущем и направляющем" документе коммунистической партии Советского Союза — Программе КПСС. К сожалению, на "отдаленную перспективу" не обращалось внимание. Все делалось с ускорением, превышающим всякие разумные пределы. Ленинское положение принималось, как закон. Поэтому при переписи населения волеизъявление опрашиваемого не учитывалось, оно подгонялось под заранее составленный список, где малые народы отсутствовали. Они заранее были причислены к соседним крупным народам. Опрашиваемый, например, говорил при переписи, что он вепс, сван, гагауз и т.д., но таких народов в списке не было. Считалось, что вепсы должны слиться с русскими, гагаузы с молдаванами, сваны с грузинами и т.д., желаемое выдавалось за действительное. Поэтому в период с 1929 по 1939 г. в нашей стране "исчезло" более 80 этнических единиц. На самом деле они никуда не исчезли. Талыши и таты, записанные азербайджанцами, продолжали считать себя талышами и татами, говорить на своем языке, развивать свою национальную культуру. Так же поступали и другие народы. Вепсы не стали русскими, сваны грузинами, гагаузы молдаванами. Все эти народы в течение длительного периода, вопреки директивным указаниям, отстаивали свое право на сохранение национальной культуры, своего языка. В настоящее время эти народы, сохраняя свое национальное самоназвание и самосознание, успешно развивают национальную культуру и достигли значительных успехов в своем экономическом и культурном развитии. Таким образом, социально-экономические и культурные мероприятия, затрагивающие национальные интересы, можно проводить, только зная объективную направленность этнических процессов, идущих у того или иного парода.

Проведенное изучение этнических процессов показало, что они у различных народов имеют различную направленность и интенсивность. В целом, развитие культуры и быта у народов нашей страны идет по следующим направлениям.

1. Развивается национальная культура. Прогрессивные элементы традиционной культуры, все, что было проверено жизнью, опытом, практикой, являлось практически целесообразным, отвечало требованиям нового времени, новым социально-экономическим условиям, повышенному культурному уровню людей, получает дальнейшее развитие и совершенствование. Например, в сельской местности сохраняются элементы традиционной культуры в жилище, хозяйственных постройках, пище, одежде, народном творчестве и т.д. Но все они прегерпели существенные, качественные изменения, обогатились новым содержанием. Национальные черты сохраняются в настоящее время в украшении жилищ, орнаментике, расцветках, способах ношения отдельных частей костюма, семейных и общественных отношениях и т.д. Большое развитие получила профессиональная, национальная культура. Созданы многочисленные произведения татарских, чувашских, узбекских и других писателей, поэтов, драматургов. Национальными композиторами написаны многочисленные симфонии, оперы, балеты, камерные произведения.

2. Культурно-бытовые процессы идут по пути культурно-бытовых взаимовлияний как в области традиционной, так и профессиональной культуры. Это процессы межэтнической интеграции. Культурно-бытовые взаимовлияния важный фактор этнического развития народов. В многонациональном Среднем Поволжье эти процессы идут с давних пор. В XVIII в. о них писали Рычков, Лепехин, Паллас и др.; в XIX в. проблема взаимовлияний освещена в работах Сбосва, Фирстова, Фукса; о взаимовлиянии совместно живущих русских, татар, мордвы и других говорит в своих произведениях С.Т.Аксаков. Русские, живущие в Поволжье, очень много восприняли от соседствующих нерусских народов. Обмен традиционными культурными ценностями идет очень широко. Ненецкий орнамент, например, широко используется для украшения современной меховой одежды; вошли в обиход ненецкие шубы с капюшоном, орнаменты народов Поволжья, среднеазиатские ковры. Многие национальные кушанья, ранее характерные для одного народа, стали достоянием многих. Так, русские Поволжья широко используют татарские национальные кушанья — эчпечмэк, бэляш, катык, чак-чак, губадья и др. Лучшие образцы прикладного искусства любого народа пользуются большим спросом во многих регионах страны. Сближение идет и в области профессионального искусства и литературы. Все мы слушаем музыку национальных композиторов, читаем книги татарских, казахских и других писателей, стихи национальных поэтов. Культурно-бытовой обмен обогащает национальные культуры новым содержанием, способствует внедрению в быт всего ценного и полезного, что создано каждым народом за длительный исторический путь его развития. Очень важно знать, по каким путям идет культурно-бытовой обмен. Это совместная работа, учеба, проживание в одном доме, соседних квартирах, совместное участие в различных массовых мероприятиях и, конечно, межнациональные браки. В результате культурно-бытовых взаимовлияний у народов нашего многонационального Поволжья сложилось много общих культурно-бытовых черт, ставших частью культуры поволжских народов.

3. Развитие культуры идет по пути обогащения национальных культур интернациональными формами, одинаковыми у различных народов. У всех народов появляются общие элементы культуры, связанные как с научно-техническим прогрессом, так и с общими социально-экономическими условиями жизни. Это общие праздники, обычаи, с помощью которых отмечаются важные события в жизни семьи и общества. Этому процессу долгое время придавалось решающее значение. Все делалось для его ускорения; считалось, что это ведет к ликвидации национальных особенностей, стиранию национальных различий. В действительности это далеко не так. Современный культурно-бытовой процесс — сложный, диалектически противоречивый процесс; с одной стороны, это развитие национальных культур, а с другой, — их сближение. Действительно, в век научно-технической революции неизбежно усиливается процесс интернационализации, ослабляется национальная специфика. По логике, должно ослабевать и ее субъективное выражение — национальное самосознание. В действительности национальное самосознание всюду усиливается. С одной стороны, это хорошо, так как способствует сохранению национальной культуры, спасает человечество от культурного однообразия. С другой, гам, где процесс интернационализации проходит очень интенсивно, некоторыми это воспринимается как угроза потери своей национальной самобытности, национальной культуры. Отсюда попытка замкнуться в свою национальную оболочку, обособиться от других народов, обеспечить себе определенные преимущества, вплоть до ограничения миграций. Все это усугубляется еще и тем, что не всегда продуманно ведется освоение территории, заселенной народом, у которого сохраняются традиции в хозяйственной деятельности, установившиеся нормы и обычаи в жизни.

Большой вред был нанесен необоснованным строительством на селе стандартных многоэтажных домов, отрывающих крестьян не только от земли, но и от корней их национальной культуры; делением населенных пунктов на перспективные и неперспективные; игнорированием традиционных методов хозяйствования, хранения и обработки сельскохозяйственной продукции, ликвидацией многих традиционных промыслов, ремесел и т.д. Все это явилось следствием игнорирования закономерностей культурно-бытового развития, слабой этнографической изученностью. В дискуссиях по национальным проблемам часто верх берут эмоции, а не здравый смысл и анализ объективно протекающих в том или ином регионе этнических и культурно-бытовых процессов. К тому же в дискуссиях по национальному вопросу часто принимают участие не специалисты, вплотную занимающиеся этими проблемами, а, скажем, представители творческой интеллигенции, в эмоциональных выступлениях которых наряду с правильными оценками сложившейся ситуации в национальных отношениях много неточных, а часто и просто неверных положений. Это связано со слабым знанием национальной культуры народов нашей страны, закономерностей ее развития, слабой этнографической подготовкой как в школе, так и в высших учебных заведениях гуманитарных и обществоведческих специальностей.

Сейчас как никогда важно обратить внимание на подготовку высококвалифицированных кадров, глубокое изучение процессов культурно-бытового развития, строжайшее проведение этнографической экспертизы при осуществлении всех социально-экономических мероприятий. Что касается направленности этнических процессов в одном из многонациональных районов нашей страны Среднего Поволжья, где расположен Казанский университет, то следует сказать, что они идут по весьма оптимальному пути, без каких-либо конфликтных ситуаций, несмотря на отдельные экстремистские, ничем не оправданные призывы. В основе этих добрососедских отношений лежат: во-первых, древняя традиция совместной трудовой жизни разных по языку и культуре народов, что связано с историей формирования поволжских народов, природно-географическими и социально-экономическими условиями проживания; во-вторых, разумной политикой, проводимой Президентом Татарстана, считающим, что ни один титульный народ не может претендовать на исключительную роль, что все народы, населяющие республику, равны, вес они - члены единой семьи народов Татарстана. Начиная с 70-х годов в этнографическую науку вошел и получил широкое распространение термин "этничность" — осознание степени своего единства членами этнической общности и причин возникновения, сохранения и устойчивости этого единства. Это было связано с интенсивными процессами социально-экономических и политических изменений в мире, активизацией национальных меньшинств в развитых странах, возникновением многочисленных межэтнических конфликтов, национальным строительством и т.д. Этнический фактор стал играть очень большую роль в решении этих проблем.

Этнические процессы, их направленность и интенсивность, как было показано, зависят от социально-экономических условий и в значительной мере от деятельности руководителей государств и крупных республиканских объединений. Проводимая политика, идеология оказывают большое влияние на вес стороны жизни народов в рамках административных границ, на выполнение всеми народами, живущими в этих границах, существующих законов и предписаний, влияют на формирование мышления, оценки проводимых социально-экономических, политических и культурных преобразований. Все это формирует некоторые общие черты у всех этносов, живущих в пределах того или иного территориального образования. Этот процесс усиливается тесным взаимодействием различных народов на данной территории, их многочисленными контактами на производстве, в общественной и семейной жизни. Это приводит к выработке общих культурно-бытовых черт, некоторых психологических характеристик и Других схожестей у проживающих совместно народов.

С другой стороны, у каждого этноса, входящего в то или иное административное подразделение (сейчас в мире почти все государства многонациональные), имеется свой этноним (зафиксированный в паспорте), самосознание, родной язык, своя характерная культура, бытовые особенности, память об общих исторических судьбах и т.д. Все это объединяет членов этнической группы, дает возможность осознать свое единство — этническую идентичность.

Таким образом, у каждого этноса, входящего в то или иное государственное объединение, с одной стороны, имеется осознанная принадлежность к своему этносу, к своим корням, к своей истории, с другой, у различных этносов сформировалось и весьма интенсивно формируется много общего, как следствие совместного проживания, тесного хозяйственного и бытового общения, непрерывного воздействия общих экономических, политических, идеологических и других мероприятий, проводящихся в рамках того или иного административного подразделения. Все это приводит к тому, что человек начинает ощущать свою принадлежность как бы к двум культурам: одной — официально записанной в паспорте, другой — общей для всех членов данного общества. Поэтому в нашей стране имеется большое число примеров, когда форма и содержание не совпадают. Зафиксированная в паспорте национальность не всегда подтверждается ее носителем. В.А.Тишков справедливо пишет, что в нашей стране, "несмотря на длительно насаждавшуюся фиксированную и единичную этническую идентичность, проживает масса людей, у некоторых запись в паспорте "татарин" или "осетин" еще ничего не значит, хотя по ней строится большинство исходного социологического материала".

Что же представляет собой феномен этничности, какова его природа и динамика развития? По вопросу происхождения этничности и роли данного феномена в жизни современного общества высказаны различные точки зрения. Существует так называемая примордиалистская концепция, считающая, что; этничность — сознание групповой принадлежности.— изначально заложена в человеческом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родовой группы была необходима для выживания. Представители этого понимания природы этничности считают, что этничность была всегда, необходимая форма существования человеческого коллектива. На этой точке зрения, как отмечалось, стоял Л.Н.Гумилев, рассматривавший этнос в качестве биофизической реальности.

Многие ученые в понимании этничности стоят на позиции культурного варианта примордиализма, считая, что природа этничности обусловлена культурной традицией, сложившейся на определенной территории, а также обстоятельствами жизни того или иного социума. Следует отметить 1<онс1руктивистскии подход к объяснению феномена этничности, акцентирующий ]< роль этнической элиты в национальных процессах/ считающий, что многое из того, что субъективно относится к нации,/"сконструировано" учеными и творческой интеллигенцией.»; В этом процессе значительная роль отводится печатному слову, конструированию национальной символики, национальной истории и т.д. При этом в нашей стране/особо выделяется роль государства в формировании этничности. \ Представители этой концепции считают, что никаких изначальных этнических свойств в человеке не заложено, а то, что относят к этничности, появилось в результате социализации в той или иной среде. Вместе с тем некоторые, высказывая согласие с утверждением, что этничность— действительно не врожденный феномен, считают, что она все-таки формируется не только средствами массовой информации и в школе, но и в ближайшей среде, в семье.. Семья и брак, как известно, — не только социальные, но и биологические категории.

В целом можно сказать, что этничность— это разделяемые в той иной мере членами данной этнической группы представления, которые формируются в процессе взаимодействия с другими народами; значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения (территории) и государственности. Общие знания связывают членов группы и служат основой ее отличия от других.

Этничность динамическая категория. На начальных этапах развития человечества этничности не было. Это был. доэтнический период развития человеческого общества, когда общество имело больше биологическую, чем социальную доминанту. Критерием объединения людей в то время было родство. Это была основная мера разделения людей: мы — родичи, они не родичи. Но постепенно, с развитием человечества, образованием союза племен, классового общества, государства эта мера становится недостаточной. Родственность сменяется этичностью со всеми характерными для этноса определениями. В современных полиэтнических государствах в объединении людей большую роль начинают играть экономические, политические, идеологические факторы в их диалектическом единстве с этническим фактором.

Этничность всегда была ситуативна. В различных ситуациях человек может по-разному себя осознавать. В северо-западной Башкирии, например, много фиксированных башкир, говорящих на татарском языке. Когда в 80-е годы им стали навязывать башкирский язык, они заявили: "В таком случае мы татары", Следовательно, в определении перспектив развития любой этнической общности, ее оптимального функционирования в настоящее время необходим учет общих тенденций развития общества в целом; учет сложившихся особенностей, характерных для всех народов, объединенных общими экономическими, политическими, идеологическими связями; безусловный учет этнических особенностей, присущих каждому этносу, многие из которых уходят корнями в далекое прошлое и передаются из поколения в поколение, главным образом, через семью. Думается, совершенно прав ЕМ.Колпаков, закончивший свою интересную статью "Этнос и этничность" в журнале "Этнографическое обозрение" (1995, №5) так: "Государство заинтересовано, чтобы сознание общности и единства интересов своего социального организма формировалось у человека не только через понятие "гражданин — государство", а через нечто более интимное, "высокое" и даже в чем-то мистическое и в то же время доступное для усвоения всеми слоями населения". По-видимому, эту "мистику" следует искать в глубоких общечеловеческих чувствах, любви к родному краю, родной природе, друзьям и коллегам, с которыми судьба связала тесными узами трудового общения, дружбы и взаимопомощи. Тогда будет возможным избежать чудовищные "кровавые" дискуссии, ведущиеся в настоящее время между этносами в рамках некоторых государственных объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: