Предмет философии по Локку и его метод

ЛОКК Джон (1632 – 1704) английский просветитель, философ, основоположник мате­риалистического сенсуализма, первый в философии нов. времени систематически разрабатывавший теорию познания как спец. область философии. ЛОКК—идеолог т. н. «славной революции» 1688 — классового компромисса круп­ной буржуазии и части зе­мельной аристократии. Род. в Рингтоне в семье судейского чиновни­ка. В 1652 поступил в Окс­фордский университет, где по окон­чании недолго занимался преподаванием. В 1667 стал домашним врачом и воспитателем, а затем сек­ретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери). Вместе с ним подвергался гонениям при реставрации Бежав в последний в Голландию (1683).. Здесь он закончил свой главный философский труд «Опыт о человеческом разуме»

Углубляя материалистический сенсуализм Ф. Бэкона, ЛОКК развил учение о происхождении знания. Большое влияние на Локка оказали через Ф. Бернье идеи Гассенди. Подвергнув критике теорию врожденных ЛОКК, придерживаясь положения о том, что нет ничего в чего не было бы в чувствах, пришел к заключению: «на опыте основывается все наше сознание.» Сознание новорожденного — это «пустое помещение», «чистая доска» (Tabula rasa), и только опыт, состоящий прежде всего, из ощущений, наполняет его знанием. В педагогике эти идеи привели ЛОККА к признанию определяющего влияния среды на воспитание «Некоторые мысли о воспитании», в этике — к установле­нной связи добра и удовольствия. Эти идеи имели огромное значение для развития обществ, мысли 18-19 вв. Опыт, по ЛОККУ, состоит из идей, под которыми понимал всякий объект познания, предстоящий: чувств, впечатления, представления, понятия, акты воображения, интеллектуальные, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда чувств. качества в самих объектах. В качестве особого внутреннего опыта ЛОКК выделил. рефлексию, представляющую собой «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления...». Рефлексия, по ЛОККУ, вторична и возникает на основе чувственного опыта. Такое понимание рефлексии способствовало преодолению дуализма Декарта, развитию эмпирической психологии, изучению деятельности субъекта в процессе познания и установлению специфики рационального познания. Компромисс с идеализмом в толковании рефлексии возник в философии ЛОККА лишь при разделении результатов деятельности и рефлексии, будто бы помимо внешнего опыта порождающей идеи, времени, числа. Эта непоследовательность сенсуализма ЛОККА выражала неспособность понять диалектику перехода от чувственного познания к рациональному. Проблема мира и бога. Источник внешнего опыта ЛОКК видел в объективном мире: «... простые идеи выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас...». Материалистическое учение природе изложено ЛОККОМ в «Опыте» и «Элементах естественной философии». Оно сложилось под влиянием атомистики Эпикура, Гассенди и Р. Бойля, а также механики Ньютона. Пытаясь объяснить относит. устойчивость сочетаний идей внешнего опыта, ЛОКК приходит к предположению о некоей связующей их субстанции материи, но, будучи метафизиком, понимал ее как «плотную субстанцию», являющуюся подпорою устойчивых качеств предметов внешнего мира. В понимании пространства ЛОКК колебался между свойственной Ньютону его абсолютизацией и пониманием его как несамостоятель­ного условия движения. О факте наличия объектив­ного мира с очевидностью свидетельствуют ощущения; убеждение в этом делало ЛОККА про­тивником идеалистической интерпретации сенсуализма.

Как метафизик, ЛОКК считал атомы пассивными, Поэтому для объяснения движения он, как и Ньютон, признавая существование бога, отводил ему роль источ­ника движения и сознания. Вслед за Гоббсом, утверждавшим существование «мыслящих тел», ЛОКК допускал, что ма­терия способна к мышлению. В полемике со Стиллингфлитом, епископом Вустерским (Ворчестерским), об­винявшим ЛОККА в безбожии, ЛОКК повторил аргумент Иоанна Дунса Скота о том, что отрицание способности материи к мышлению означало бы ограничение могущества бога. В сочинении «Разумность христианства» ЛОКК отстаивал «естест­венную религию», близкую к деизму и отличавшуюся от него допущением божеств, откровения и некоторых тезисов христианской догматики. ЛОКК— сторонник отделения церкви от государства и веротерпимости, которую он не рас­пространял, однако, на католиков и атеистов («Четы­ре письма о веротерпимости», 1685 —1704, ЛОКК был противником подчинения знания откровению и утверждал, что «вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных пред­писаний разума». Идею бога ЛОКК ха­рактеризовал как неясную и спутанную.

Учение об идеях, абстракциях и истине. Простые чувственные идеи ЛОКК разделял на:

1) первичные качества (протяженность, фигура, толчок, механическое движение, покой и телесная непроницаемость), которое «...реаль­но существуют... в телах и восприни­маются совокупностью органов чувств, хотя для выяв­ления структуры тел и нельзя обойтись без разума.

2) вторичные каче­ства (цвет, запах, вкус, звук и т. д.). Они не отражают свойств вещей.

Впрочем, в воп­росе об отношении первичных и вторичных качеств ЛОКК не занял все же вполне четкой позиции: заявляя, что вто­ричные качества мнимы, «...вовсе не имеют сходства с вещами, в других случаях он признавал, что между ними и силами тел есть реаль­ная сообразность, а иногда допу­скал, что они «подобны» свойствам вещей. Учение ЛОККА о первичных и вторичных качест­вах приводило его к противоречию между признанием качеств, многообразия мира и стремлением свести его многообразие к первичным качествам. Колебания ЛОККА использовал Беркли, полностью субъективировавший не только вторичные, но и первичные качества, устра­нив тем самым на почве идеализма всякое различие между ними.

Проводя различие между видами знания по степени достоверности, ЛОКК считал исходным, первым чувствен­ное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти «ин­туитивным». Давая знание единичных свойств ве­щей, оно приближается к знанию более общего харак­тера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. (вероятное знание). Второй вид знания — демонстративное, т. е. знание через умозаключения, среди которых ЛОКК, невысоко оценивая познавательное значение силлогистики и критикуя ее упот­ребление в схоластике, выделял умозаключения через сравнения и вообще отношения идей. Третий (высший) вид знания — интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия и несо­ответствия идей друг другу. В учении об интуиции на ЛОККА оказал влияние Декарт, однако, понимание ЛОККОМ интуиции свободно от картезианской концепции врож­денных идей. Еще до умозаключений, по мнению ЛОККА, активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или же активного ком­бинирования простых идей тремя способами.

Первый способ заключается в суммировании про­стых идей, благодаря чему получаются собственно сложные идеи субстанций (в дан­ном случае под субстанциями понимаются единичные самостоятельные объекты, например, «человек»), а также идеи модусов (т. е. признаков и действий субстанций) — простых (образуемых соединением однородных про­стых идей, напр. «пятнадцать») и смешанных (эти мо­дусы образуются через аналогичное соединение раз­нородных идей, например, «красота»).

Второй способ со­стоит в сравнении идей, благодаря чему получаются идеи отношений («причина», «отцовство» и др.).

Третий способ есть обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предваритель­но отвлеченные от предметов данной группы; в ре­зультате возникают общие идеи, например, «че­ловек вообще», «живое существо». Разграничение между первым и третьим способами по характеру полу­ченных результатов у ЛОККА недостаточно ясно и оправ­дано. Учение ЛОККА о деятельности рассудка сложилось отчасти под влиянием Гоббса. Положенный в основу его принцип комбинирования соответствовал практи­ке научного исследования 17—18 вв., в котором преобла­дали собирание, регистрация и упорядочение (клас­сификация) фактов, а на первом плане среди наук вы­ступала механика. Примененный Ф. Бэконом в уче­нии о «формах», этот принцип был использован ЛОККОМ в теории познания для анализа деятельности мышле­ния.

Вопрос о реальности общего ЛОКК решал в плане кон­цептуализма: «... деление вещей на виды и обозначе­ние их по ним есть работа разума, который из наблю­даемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавли­вает их в уме вместе с относящимися к ним названия­ми...» Концептуализм ЛОККА был направ­лен против реализма схоластиков и кембриджских платоников, приводившего к злоупотреблению сло­вами. ЛОКК выдвинул понятие о семантике как общей теории знаков и их роли в познании.

Теория образования сложных и отвлеченных идей ЛОККА была механистической и не учитывала различия между существ, и несущественными признаками вещей. Сам же ЛОКК замечал недостаточности своего метода обоб­щения и абстрагирования, что проявилось в проводи­мом им различении между реальными и номинальными сущностями вещей. Номинальные сущности — это общие идеи родов вещей, получаемые через отвлече­ния и соединения чувств, идей и фиксируемые в воспринятых человеком внешних свойств вещей, а потому оказывается более или менее поверхност­ным: «... наши границы для видов не вполне сообра­зуются с природными». Для постижения истинной, реальной сущности вещи необходимо при помощи рациональных средств познать структуру тел.

Не проводя отчетливой грани между философией и специальными науками, ЛОКК определял философию как «истин­ное познание вещей». Истину ЛОКК понимал как соответ­ствие идей объектам и связей между идеями связям между объектами. «Наше познание... реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с доказательностью вещей». Иногда ЛОКК сбивался на идеалистическое понимание— истины, считая познание восприятием «... соответствия, либо несоответствия и несовместимости наших... идей». Те же тенденции к интроспекционизму проявились у ЛОККА в принятии интуиции. Понимание ЛОККОМ истины как соотношения идеи переносило центр тяжести вопроса на отношения между идеями и противоречило его же утверждению о том, что идеи первичных качеств истинны и что, следовательно, элементы знания (идеи) сами могут быть знанием.

Этические, педагогические. и социологические взгляды. В этике ЛОККА перекрещиваются две тенденции: главная из них состоит в отождествлении добра с длительным удовольствием (здоровье, добрая слава и т. п.) и пользой человека (она повлияла на фор­мирование французских просветителей 18 в.), вторая, побоч­ная, — в определении добра через добровольное подчи­нение людьми их поступков божественным и гражданским законам, а также общественному мнению своей страны. Противоречие между данными точками зрения ЛОККА пытался преодолеть, указывая, что законы природы суть именно ветвь божеств, закона, дедуктивно из него выводимые. Раз­витое ЛОККОМ понимание человеческой природы, согласно которой возможны взаимопомощь ощущений, эмоций и ра­зума в определении верного пути жизни, оказал воздействие на концепции Вольтера, Гельвеция и других французских просветителей. В английской же философии оно было разрушено Юмом, утверждавшим неустра­нимый разлад между разумом, неспособным якобы быть путеводителем людей в практической жизни, и их повседневными инстинктами и привычками, подчи­няющими себе мышление и не ведущими ни к знанию, ни к моральным идеалам.

Целью педагогики ЛОККА было формирование крепкого телом и духом благовоспитанного джентльмена, стре­мящегося к приобретению знаний, практически полезных для предпринимательской и торговой деятель­ности. Воспитание должно быть строго индивидуаль­ным, учитывать естественные склонности и способно­сти. Наиболее прогрессивными педагогическими идеями ЛОККА были тезисы о решающем влиянии среды на воспи­тание и образование и о значении наглядности в обу­чении.

В социологических взглядах ЛОККА получила отражение его идея политического компромисса буржуазии с дворянством ЛОКК был одним из родоначальников английского буржуазного либерализма. В «Двух трактатах об управлении государ­ством» им была в ходе критики феодально-патриархальной концепции Р. Филмера, развита теория парламентарно-монархического конституционного государства, направленная как против легитимистов, так и против демократов-республиканцев. ЛОКК, сторонник отделения законодательной власти (парламент) от власти исполнительной (с включением судебной и военной) и «федеративной», внешних сношений (министры и король). Теория разделения властей отражала практически сложившееся между буржуазией и обуржуазившимися дворянами. Эту политическую концепцию ЛОКК пытался обосновать социологически: по его мнению, общественный договор создал правительственную власть, обязанную охранять «естественные права» людей: личную и свободу и частную собственность. В отличие от Гоббса ЛОКК считал, что правительство обязано само подчиняться законам, в противном случае нация возвращает себе право суверена, т. е. право насильственно расторгнуть договор с данным правительством и образовать новое, которому и передается вновь суверенитет. ЛОКК полагал, что в ус­ловиях Англии такой случай только что произошел и в повторении не нуждается. Взгляды ЛОККА сыграли большую роль в последующей философии, хотя в силу противоречивости их использование было двойственным. С одной стороны, его идеи разрабатывали Толанд, Пристли, французские материалисты усилили его идею рефлексии и понятие бога. Идеи, высказанные ЛОККОМ в 33 гл. кн. II «Опыта...», положили начало разработке ассоциативной психологии (Юм, Пристли, Гартли). Локковская теория воспитания оказала влияние на этическое и социологическое учение Гельвеция, а затем и на концепции утопического социализма начала 19 в. и передовые педагогические идеи 18—19 вв. Витгенштейн преобразовал учение ЛОККА об обобщении, выдвинув так называемую концепцию «семейных сходств» между чувственными данными, зависящих от конвенционально установленных способов употребления слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: