Промышленное развитие России

Особенности реформ Петра I

Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.

Отсутствие системы проведения реформ.

Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.

Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Промышленное развитие России.

Превращение России в заметную европейскую державу требовало не только совершенствования вооруженных сил, но и решения целого ряда экономических проблем. Петр хорошо понимал, что экономическое состояние его страны не выдерживает никакого сравнения с европейскими государствами. Справедливости ради надо сказать, что во второй половине XVII в. наблюдалось заметное оживление хозяйственноэкономической жизни России. Началось освоение недр, стали появляться первые мануфактуры, наметилась специализация отдельных районов, что способствовало развитию ᴛᴏʙарно-денежных отношений, ярмарочному типу торговли, складыванию всероссийского рынка и консолидации купечества в отдельное сословие. Но при этом эти ростки новых экономических явлений пока еще не затронули населения всей страны. Большая часть жителей оставалась в глубоком средневековье, основанном на принципах натурального хозяйства, когда в недрах самодостаточных экономических единиц (семьи) производилось и ᴨᴏᴛреблялось все необходимое для жизни. Это обстоятельство сковывало развитие не только внутренней, но и внешней торговли. К тому же Россия не имела своего торгового флота, с Европой ее связывал единственный порт в Архангельске, в котором навигация была возможна лишь пять месяцев в году.

Обширную территорию страны населяло не более 13 млн человек с плотностью населения в среднем четыре человека на квадратную версту. Удельный вес городского населения был незначительным. Только три человека из ста проживали в городах [7]. Особенность русских городов состояла в том, что они строились по принципу «большой деревни»

Началось активное строительство заводов – металлургических, лесопильных, парусных, канатных

. В представлении правительства проведение военной реформы связывалось с оживлением ремесла, промышленности и торговли. Развитие этих отраслей принесет доход в казну и поднимет военно-экономическую мощь государства

. В основу хозяйственной деятельности была положена популярная в ту эпоху европейская теория меркантилизма. Ее основные постулаты кратно сводятся к следующему: все необходимое должно производиться в собственном государстве и вывоз ᴛᴏʙаров должен преобладать над ввозом.

Казна вкладывала огромные средства в развитие металлургического комплекса. Расширялся выпуск железа, пушек, оружия в районах традиционного производства – Карелии, Воронеже, Тамбове, центре. Текст с сайта Биг Реферат РУ Липецкие заводы обеспечивали всем необходимым Воронежские верфи. Северо-запад довольствовался продукцией Олонецких заводов, которые трудился и на низкокачественной руде, но обладали тем преимуществом, что находились в непосредственной близости от театра военный действий. На Онежском озере был поставлен чугунолитейный и железоделательный завод, положивший начало городу Петрозаводску. Строились новые, расширялись старые заводы. Если предприниматели оперативно не справлялись с казенными заказами, то предприятия у них отбирались. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Такая ситуация была возможна ᴨᴏᴛому, что понятие частной собственности в российском праве появилось только к концу XVIII в.

В первые годы царствования Петра означенная практика продолжалась. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Но в конце 1710-х гг. в связи с проведением податной реформы масштабы борьбы с «вольными» людьми и возвращение беглых крестьян приняли невиданные размеры. Частным владельцам мануфактур любой социальной принадлежности было разрешено приобретать крепостных крестьян для работы на предприятиях. Так нарождающаяся российская мануфактура из капиталистического предприятия превратилась в крепостническое. Появилась своеобразная вотчинная мануфактура, на которой трудились крепостные крестьяне владельца или крестьяне-отходники с паспортом, получившие от своᴇᴦᴏ помещика разрешение на временную работу на предприятии. Владельцы мануфактур не брезговали нелегально прибегать к труду беглых преступников и каторжников. В таких условиях российская промышленность обрекалась на развитие по единственному крепостническому пути. Это обстоятельство не только не давало возможности развиваться капиталистическим производственным отношениям, но и деформировало процесс образования русской буржуазии, социальный портрет которой резко отличался от западноевропейского третьего сословия. Главную свою задачу российские предприниматели видели в получении дворянского статуса, а не в формировании своего корпоративного буржуазного сознания и стремлении к участию в политической жизни и управлении государством. Это не только сдерживало расширение и совершенствование производства, но и обрекало российскую буржуазию на зависимость от государства, из рук которого она получала промышленные заказы, льготы и защиту от конкуренции.

Социальная система

. В поле зрения реформатора находились не только экономическая политика, военное дело, адмиʜᴎϲтративный аппарат, но и подданные. Социальная структура общества в ходе петровских преобразований претерпела большие изменения. Появлялись новые сословия, упразднялись старые. Все население страны делилось на две категории – служилых и податных или тяглых. Глобальные перемены коснулись сословия служилых людей. Созданное преобразованиями Ивана III, оно делилось на две группы: служилых «по отечеству» или по происхождению и служилых «по прибору» или по набору. Основу для образования служилого сословия составляла служба «с земли». Служилые «по отечеству» состояли из высших чинов – членов Боярской думы, стольников, стряпчих, московских и городовых дворян. Служилые «по прибору» включали мелкие чины – пушкарей, стрельцов, городовых казаков. Границы между сословными группами были нечеткими, что создавало возможность формировать служилых «по прибору» из податных категорий. Начав системные преобразования, Петр I постепенно, но достаточно быстро уничтожил сословие служилых людей. Он перестал жаловать в боярские чины и стольники, а большую часть служилых «по отечеству» превратил в «шляхетство», которых позднее стали называть дворянством. Малосостоятельную часть служилых «по отечеству» царь перевел в податную категорию однодворцев. Создание нового сословия подкреплялось рядом законодательных акᴛᴏʙ. Важнейшим из них стало издание в 1714 г. Указа о единонаследии. Новый указ обеспечивал экономическое и законодательное слияние двух форм собственности – вотчинной и поместной, подтверждал привилегии дворянства, но еще более усиливал их зависимость от государства. Недвижимое имущество разрешалось завещать лишь одному ребенку в семье, с тем чтобы остальные искали себе хлеба службой на военном или штатском поприще. Служба для дворян в петровскую эпоху была бессрочной, начиналась с самых низших чинов, и продвижение по службе зависело от образовательного ценза. Без знания грамоты дворянин не имел права жениться. Указ о единонаследии заботился не об интересах дворянства, а охранял интересы государства. Он не только надежно обеспечивал государство военными и гражданскими служащими, но и не допускал сокращения государственных доходов с недробленых имений.

Пересмотрели и критерии службы. Принцип происхождения был заменен принципом личной выслуги. Система государственной службы регулировалась изданной в 1722 г. Табелью о рангах. Новая иерархия чинов предусматривала последовательное получение очередного чина посредством личной службы. Принцип личной выслуги стимулировал образование и расширение бюрократического контингента военных и гражданских служащих, тесно связанных с монархом и зависящих от его милостей. Все чины делились на 14 классов и четыре категории государственных служащих: воинские (сухопутные, гвардейские и артиллерийские); морские; статские (штатские) и придворные. Между чинами разных категорий устанавливалось соответствие. Табель не только уравнивала положение всех видов службы, но и вводила порядок получения дворянства. Так, лицо недворянского происхождения могло получить дворянство на военной службе за первый офицерский чин и на гражданской – за чин 8-го класса. Такого рода положение сохранялось вплоть до 1917 г., правда, чины, дающие дворянство, со временем повышались, а кроме того вводилось понятие личного и потомственного дворянства. Особенно заметно доступ в дворянское сословие был ограничен в царствование Николая I. Заслуги купцов, мещан и крестьян теперь отмечались не введением их в дворянское достоинство, а присвоением звания «почетных граждан». Дворянство активно боролось за расширение своего привилегированного статуса, и эта борьба увенчалась успехом в середине XVIII в. Однако, став самым привилегированным сословием российского общества, дворянство не превратилось в закрытую касту. Возможность проникновения в него извне на основе служебной выслуги оставалась всегда. Это привело к тому, что в России не ᴄᴫᴏжилось родовой аристократии, а государственная элита формировалась на базе выслуженного чина, одновременно дававшего дворянство [14].

Основу экономической независимости дворян составляло владение крепостными крестьянами. При этом расширение прав и привилегий дворянства автоматически приводило к ужесточению форм крепостной зависимости и к полному бесправию крестьян. Такого рода положение возмущало часть крестьян, что приводило к бунтам и восстаниям, но в целом приучало к пассивности, индифферентности и безразличию.

В России появилась новая категория – государственные крестьяне, созданная из некрепостного населения России. Состав государственных крестьян был весьма разнороден. Он объединил черносошных крестьян русского Севера, туземное население Сибири, плативших ясак, русских переселенцев в Сибири и инородцев ПоволжьяИзменения затронули даже такую категорию, как крепостные крестьяне. Помимо налогового гнета и притеснений эта категория увеличилась численно за счет присоединения к нему холопов. Институт холопства, известный с древнейших времен, перестал существовать. Холопы, по своему положению близкие к домашним рабам, трудились на господском поле и в барском хозяйстве

. В отличие от крепостных крестьян они не облагались государственными налогами. По древней традиции кабальные холопы по смерти хозяина получали свободу. Процесс сближения холопов и крепостных крестьян начался с ограничения свободы холопов. Теперь они забирались на службу в армию. Затем при проведении податной реформы все холопы были переписаны и положены в подушный оклад. Так холопы слились с крепостными крестьянами и утратили возможность стать свободными. Упразднение института холопства отразилось на положении владельческих (помещичьих) крепостных. Как только не стало холопов, работавших на барской запашке, заметно увеличилась барщинная отработка крепостных крестьян.

Реформы Петра I затронули и Русскую православную церковь. Молодой царь продолжил линию подчинения церкви государству, начатую еще его отцом Алексеем Михайловичем. Учреждение Всешутейшего собора, пародировавшего и высмеивавшего церковные обряды, настораживало и пугало современников, формировало представление о цареантихристе. Петр воспитывался в грекофильской традиции, знал закон божий, пел на клиросе и был религиозен. Но при этом его рационализм и политика создания регулярного государства требовали полного подчинения церкви светской власти. Царь-реформатор видел в церкви инструмент подчинения подданных и воспитания их в духе служения «общему благу». Церковь подчиняется безраздельной власти монарха, а церковная служба становится разновидностью государственной службы. В 1700 г. после смерти патриарха Андриана, руководствуясь письмом прибыльщика Алексея Курбаᴛᴏʙа о неэффективности патриаршей системы управления церковью, патриарха избирать не стали. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский. Через год появилось светское учреждение по управлению церковными вотчинами – Монастырский приказ. Деньги от монастырских крестьян и промыслов стали поступать в государственную казну.

Большая часть церковников превратилась в тяглецов. Единое сословие церковников разделили на две части. Верхушка причта признавалась неподатной, привилегированной, другая же часть – причетники, нештатные священники и дьяконы, а кроме того их дети сливались с податными сословиями и теряли привилегии церковнослужителей.

Иноверцев и язычников поощряли к принятию христианства предоставлением льготы в платежах налогов, награждением землей и крестьянами.

В указе от 30 декабря 1701 г. предусматривалось: «В монастыри монахам и монахиням давать определенное число денег и хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть...» [15]. Предписывалось на каждого монаха установить норму содержания – по 10 руб. и 10 четвертей хлеба в год на человека. Все остальное поступало, говоря современным языком, в государственный бюджет через систему Монастырского приказа, который и финансировал расходы монастырей. Эта мера была продолжением секуляризации церковных земель, начатой с образованием Монастырского приказа в 1701 г. Некоторая часть вотчин позднее была возвращена церкви, но большая часть дохода с них поступала государству [16].

По мнению царя, священники как часть государственного аппарата, должны были стать связующими нитями между властью и мирянами. Духовенству отводилась роль распространителей в толще населения идеологии государства, а кроме того предписывалось исполнение некоторых полицейских функций. Специальным указом Сената 1716 г. всем подданным вменялось в обязанность строжайшее исполнение всех обрядов. К таковым относились посещение воскресных служб и ежегодная исповедь. Прихожане, уклонявшиеся от исповеди, вносились в списки, отправляемые в города и уезды. Предписывалось «на тех людей класть штрафы, против дохода с него втрое, а ᴨᴏᴛом им ту исповедь исполнять же» [17]. Такого рода принудительное посещение церкви и выполнение всех обрядов дикᴛᴏʙалось не заботой о духовности и благочестии прихожан, а исключительно полицейскими задачами. Священников обязали нарушать тайну исповеди и доносить на своих прихожан, если те признавались в преступных умыслах против государства. «А ежели кто из священников его не исполнит и о вышеозначенном услышав, вскоре не объявит, тот без всякого милосердия яко противник и таковым злодеяниям согласник, паче же государственных вредов прикрыватель, по лишении сана и имения, лишен будет и живота...» [18].

С тех пор и до 1917 г. главой Русской православной церкви считался император.

Целенаправленная деятельность властей по созданию военно-бюрократического корпуса из аморфной массы служилых «по отечеству» привела к оформлению сословия дворянства. В петровскую эпоху оно, имея некоторые черты корпоративности и привилегированности, обязано было получать образование и непременно служить. Постепенное «раскрепощение» сословия дворянства начинается с 30-х гг. XVIII в. и все больше утрачивает черты крепости к государству благодаря подписанию в 1762 г. Манифеста «О даровании вольности и свободы российскому дворянству». Одним росчерком пера монарх создает новую социальную категорию государственных крестьян и ликвидирует тысячелетний институт холопов. Социальная реформа приводит к увеличению числа податных категорий. Эта реформа сохраняет все предыдущие ограничения в свободе передвижения, выборе занятий и социальных перемещений, но еще более ясно и жестко регламентирует права и обязанности каждой сословной группы. Итогом социально-экономических преобразований стало базирование российской промышленности почти полностью на применении крепостнического труда. Активное вмешательство государства в экономическое развитие привело к двум основным последствиям: быстрому созданию экономической базы страны и подавлению тенденции развития по капиталистическому пути, что определило быстро нарастающее экономическое отставание России с начала XIX в.

2 вопрос На планы преобразований Петра важное влияние оказала поездка в Архангельск в 1693—1694 гг. Обычное путешествиестало крупным событием в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России. Первой военной школой для Петра стали Азовские походы 1695 — 1696 гг. Именно с Азовских походов, а не с момента воцарения, как заметил историк Н.И. Павленко, Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне.

Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стало участие Петра в «великом посольстве» 1697 — 1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада. Однако пребывание за границей пришлось срочно прервать, так как в Москве вновь взбунтовались стрельцы. К его возвращению бунт был подавлен. Но по инициативе Петра началось новое расследование. Было обезглавлено, повешено и четвертовано 799 стрельцов, их трупы не убирали в течение пяти месяцев. Этим шагом Петр психологически сломил возможное сопротивление его будущим деянием.

Итак, на формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архангельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе «великого посольства».

Еще до вступления Петра на престол в стране были созданы предпосылки реформ. К ним можно отнести:

· активизацию внешнеполитической и дипломатической деятельности;

· развитие торговли, принятие «Уставной таможенной грамоты»(1653) и «Новоторгового устава»(1667);

· реформирование налоговой и финансовой системы;

· переход от мелкотоварного производства к мануфактуре;

· абсолютизация верховной власти, включение в титул царя термина «самодержец»;

· оформление общероссийского законодательства – принятие Соборного Уложения 1649 г. – с учетом европейского законодательства, Литовского статута. Происходило совершенствование свода законов, принятие «новоуказанных статей» (1649 –1690), указов, дополняющих Соборное Уложение.

· На притяжении 17 в. шло совершенствование вооруженных сил;

· Предпосылкой реформ можно считать и происходившее размежевание общества под влиянием церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами. На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились они в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

Следует отметить, что реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав. Главным инструментом проведения реформ было осознано применяемое насилие.

Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других. В целом, процесс реформирования страны был связан с внешним фактором — необходимостью выхода России к морям и с внутренним — процессом модернизации страны.


Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: