Проблема способностей в современной психологии

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, т.е. основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является результат деятельности, кот. одним удаётся достигнуть, а др. нет. Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. В психологии не сущ.единого определения способностей. В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности. По Б.М. Теплову, способности — это индивидуально-психологич. особенности, отличающие одного человека от другого и,которые имеют отношение к успеваемости выполнения какой-либо деятельности. Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духов. роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.В основе способностей, лежат наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков. Очень ценной является мысль Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетическое образование личности.

Б.Г. Ананьев в Очерках психологии указывает, что способность образуется вследствие развития высших функций, в результате которого возможно творческое применение накопленных знаний. В образовании способностей,играют известную роль естественные особенности личности, особенности мозговой работы или задатки.

Итак способности — это индивидуально-психологич особенности, отличающие одного человека от другого. К способ-ям мы можем отнести лишь те особенности, кот. имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Также способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются только в процессе деятельности.Психологи обычно делят способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в соц. среде, на две большие группы: общие и спец. способности. По Б.М. Теплову, общие способности — система индивидуально-волевых свойств личности, кот. обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психических процессах. Спец. способности- это такая система свойств личности, кот. помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо спец.области деятельности музык., литер, изобразит, сценической, спорт, военной Как общие, так и спец. способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познават. процессов. Разумеется, формирование спец. способностей невозможно представить без общих способностей у индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: