Третий этап развития (4-9 лет)

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА (по материалам книги Г. Тимошенко и Е.Леоненко)

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ (пренатальный период - 3 года)

Сразу же после рождения маленький человек живет исключительно в режиме удовлетворения собственных потребностей. Перед ним, ясное дело, не встает глобальных экзистенциальных вопросов — «а чего я хочу на самом деле?», «а что изменится в моей жизни, если я это получу?» и «зачем вообще чего-то хотеть?»... Строго говоря, на этом этапе даже «я хочу» не существует, поскольку отсутствует само по себе «я». И — очень важный момент! — контакт ребенка со своими собственными потребностями обеспечивается не только за счет переживания им дискомфорта при наличии какой-то неудовлетворенной потребности, но и за счет ощущения удовольствия в тех случаях, когда именно насущная потребность оказывается удовлетворенной — например, когда мама угадывает, что сейчас малыш хочет именно пить, а вовсе не есть. С точки зрения базовых личностных умений речь идет об освоении человеком способности к пониманию того, какая потребность требует удовлетворения в каждой конкретной ситуации.

Назовем этот этап ЭТАПОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ.

Далее в жизни ребенка наступает такой период, когда у него возникает разделение мира на «Я» и «не-Я», то есть выстраиваются своего рода границы между сущностями. Однако само по себе понятие границ много шире, нежели представление о границах «Я», границах личного пространства и даже границ отношений собственности.

Ведь само слово «граница» возникло для тех случаев, когда человеку стало необходимо отделять что-то одно от чего-то другого. Иначе говоря, действие разграничивания — это еще и действие различения. Можно сказать, что в первые месяцы жизни ребенок осваивает умение слышать СОБСТВЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ. Когда же малыш получает возможность самостоятельного перемещения в пространстве, он переходит к освоению способности оценивать ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ. Ведь когда мы говорим о влиянии на нашу жизнь внешних условий, мы подразумеваем в первую очередь те из них, которые накладывают на нас те или иные ограничения. Этот этап можно назвать ЭТАПОМ ВЫСТРАИВАНИЯ ГРАНИЦ.

ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ (4-9 лет)

За периодом построения границ следует период освоения произвольности. Владение этим умением выглядит чрезвычайно простым: это всего-навсего способность сделать то, чего я в данный момент не хочу, и удержаться от совершения того, чего я в настоящий момент хочу.

По сути дела, речь идет о том, что на этом этапе ребенок переходит от простого переживания своей неудовлетворенности, своих потребностей и желаний к способности ставить перед собой вполне определенные задачи по достижению своих целей в реальных жизненных обстоятельствах, то есть эффективно действовать на границе между «Я» и «не-Я». С точки зрения представления о базовых личностных умениях мы говорим о способности человека находить адекватные средства для решения жизненных задач. Называется этот этап вполне предсказуемо — ЭТАПОМ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: