III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
1) В.И. Слободчиков
1 ступень - оживление (0-12мес)
2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)
3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)
4 ступень - индивидуализация (17-42года)
2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Период | Годы | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
Младенчество | 0-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | ходьба, первое слово | Освоение норм отношений между людьми |
Ранний возраст | 1-3 | предметная деятельность | "внешнее Я сам" по Выготскому | Усвоение способов деятельности с предметами |
Дошкольный возраст | 3-6(7) | ролевая игра | произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | учебная деятелльность | произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. |
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" | Освоение норм и отношений между людьми |
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) | учебно-профессиональная деятельность | профессиональное и личностное самоопределение | Освоение профессиональных знаний, умений |
Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 | Трудовая деятельность, профессиональная учеба. | Освоение профессионально-трудовых умений | |
Зрелость | после 25 | 20-50 лет - зрелость, 50-75 -поздняя зрелость, 75-.. -старость |
Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)
|
|