Основные подходы к изучению возрастной изменчивости психики, краткая их характеристика

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной изменчивости психики как объекта научного познания. К ним относятся: 1) онтологический подход (закономерности соотношения биологического и социального в индивидуаль­ном развитии человека) – позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и со­циального бытия при ведущем, определяющем значении социального; 2) каузальный подход (каузальные закономерности) – рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека, детерминация – определенность, видовое понятие (общение, познание, труд, игра); 3) структурно-динамический подход (закономерности качественных преобразований) – изучает качественную психику, применяется для более глубокого понимания психических процессов; при его помощи можно определить возрастную динамику пси­хических явлений с точки зрения степени их дифференциации (разделение общего на частное) и интегрированности (соединение в одно целое). При данном подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики; 4) хронологический подход (хронологические закономерности) – характеризует психическую эволюцию как процесс, осу­ществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Метрические критерии - скорость, темп, длительность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индиви­дуального развития. Подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность (неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у человека, Яценко) развития психики и своеобразие его временной структуры.

При системном анализе важно соотнести между собой различные характеристики и закономерности индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении предмета возрастной психологии с каузальной, хронологической, структурно-динамической позиций и в аспекте биосоциального единства. Такой путь познания позволяет подойти к более глубокому пониманию сущности возрастной изменчивости психики, выявить специфику психического развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: