Сравнительный анализ структурализма и функционализма

Структурная пси. В. Вундт, Э. Б. Титченер. Метод - аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания. Основная задачапси (по В.Вундту) - разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования. Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей: удовольствия – неудовольствия; напряжения – разрядки; возбуждения – успокоения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы:

1) процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции) 2) активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Функцион пси — направление в пси США конца 19-нач. 20в, предметом психологического исследования – ф-и психич процессов, сознания в поведении, в приспособлении к среде, к практическим ситуациям. Цель пси Джеймс - изучение приспособительной ф-и сознания (жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде). Сознание- некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти. Поток обладает характеристикой ограниченности и селективности (выбор объектов, на который он направляется). Селективное св-во созн и внимание по Джеймсу одно и тоже. Т.е. внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток

Совр Ψхологи признают их взаимосвязь. Стр-зм – изучение базовых эл-тов Ψхики (Ψхич опыт – сочетание простейших эл-тов) = «Каковы стабильные составляющие личн?» Интроспекция – осн метод. Но: нельзя объяснить волевые акты, т.к. – конечная прич др процессов. Проблемы при изучении мышл-я (Вюрцбургская школа) – трудно найти чувств эл-ты. New биол идеи à ф-зм. Ф-зм – изуч-е процессов адаптации чел к среде, как работают структуры созн, какие задачи решают = «Для чего существует личн?» Джеймс: анализ эмоций с целью описания функц отн между физиол активацией и феноменологич опытом (т эмоций Джеймса-Ланге: изм в мышечн и сосуд сист à эмоц). Внутр опыт – поток созн с личностн избирательностью (сп-ть пост производить выбор, исходя из интересов личн). Созн – деятельный агент в отн между интересами организма и возм их реализации. Д-е субъекта – инструмент реш-я пробл, а простой отв на S. Общее: Конечная причина телесного д-я – созн субъекта (созн ≈ самост живой индивид). Исходное – данные самонаблюдения (поздн продукт историч &ия) = субъективн теология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: