2. Методика «Найди звук» (Готовность к школе: развивающие программы (под ред. Дубровиной)
(проверка фонематического слуха)
Предлагается поиграть в прятки со звуками. Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук
О –кошка, стул, карандаш, почта, сок.
А – палка, сук, лампа, ведро, сталь.
Ш – шалаш, тетрадь, штаны, лошадь, плащ.
С –стол, забор, ремешок, лось, троллейбус.
Все слова необходимо произносить четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже немного тянуть (звук, который необходимо отыскать, должен стоять под ударением).
Вид помощи: предложить ученику произнести вслед за взрослым слово и послушать его.
Фиксируются правильные и ошибочные ответы. Если ученик во всех словах подряд называет искомый звук, правильные ответы рассматриваются как случайные (или во всех предложенных словах не называет оговоренного звука).
Уровень развития фонематического слуха – разность между правильными и ошибочными ответами.
3. Пространственная ориентировка (Ильина М.Н. и др. Тесты для детей. АСТ. 1997.)
(развитие пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и пространственных представлений, понимание инструкций)
1. Поднять правую руку, топнуть левой ногой, левой рукой дотронуться до правого уха.
2. На столе располагают предметы следующим образом: в центре – мишка, справа – заяц, слева – львенок, впереди – собака, сзади – кукла (гном).
Вопросы: - Где сидит мишка? - Какая игрушка перед ним? - Какая
игрушка позади мишки? - Слева? - Справа?
3.Нарисовать на листе бумаги в клетку: в центре – круг, слева – квадрат,
справа – точку, над кругом – треугольник, под квадратом – маленький кружок, выше точки – прямоугольник, ниже круга – флажок.
Определяется не только пространственная ориентация, но и понимание инструкции, переключаемость.