Учитель. Что можно считать читательским, а что жизненным опытом? Ваше мнение?

► Комментарий учителя

Данные аргументы можно ввести в сочинение в виде цитаты, факта, примера, основанного на «+» или «-» образце и т. д.

· Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что …»

· Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я согласен (не согласен) с автором, потому что я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т.д.

· типы аргументов:

I. Логические (рациональные) аргументы

1. Факты

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы)

3. Статистика (количественные показатели)

4. Объективные показатели

5. Законы природы

6. Определение, задача которого – обобщить

7. Положение юридических законов

8. Данные экспериментов

9. Свидетельства очевидцев

II. Иллюстративные аргументы – примеры

А) конкретный пример (сообщение, событие

Б) литературный пример

В) предположительный пример

III. Ссылка на авторитет:

1. Мнение известного человека (учёного, философа)

2. Мнение специалиста

3. Обращение к опыту и здравому слову в аудитории

4. Мнение очевидцев

5. Мнение должностных лиц

6. Общественное мнение

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

Несмотря на то, что и раньше я много думал о..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о...

Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема...не может не волновать моих современников. Известный публицист... в своей статье говорит о...

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

На уроках...я изучал в разделе..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких

известных..., как...

Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что...

Признаться, я никогда раньше не читал о..., так что текст...заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о...

Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о...

Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что... (я узнал, что)

Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о...

ИТОГ

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

   

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.

Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – единственная для вас возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу.

Вот некоторые клише по предложенным текстам.

1. «Его звали Андрей Полунин» (по И.Хоманько)

 
 
ПРОБЛЕМЫ: 1)проблема отношения к людям, которые «не такие, как все» 2)проблема милосердия


 
 


АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ: 1)даже если человек не похож на других, он связан с природой узами кровного родства, поэтому не стоит думать, что ты выше этих людей; 2)чувство превосходства – не самое лучшее чувство, которое могут испытывать «нормальные» люди к герою рассказа.

       
   


2. К.Паустовский «Жизнь А.Гайдара»

ПРИМЕР 1. А.Гайдар «Тимур и его команда»
ПРИМЕР 2. А.Солженицын «Матрёнин двор»
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия (какого человека можно назвать хорошим человеком)
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ: Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь и действуют они всегда бескорыстно, не ожидая благодарности

3.

ПРИМЕР 1. И.Бунин «Антоновские яблоки»
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ: Воспоминания детства – самые сильные воспоминания, они сопровождают человека всю жизнь.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Только став взрослым, автор понял, как дорого ему всё, что окружало его в детстве.
Ф.Искандер «Дедушкин дом»

 
 
ПРИМЕР 2. И.Шмелёв «Лето Господне»


4. «Канцелярит»

 
 
ОСНОВАЯ ПРОБЛЕМА: Слова-штампы официально-делового стиля речи вытесняют привычные общеупотребительные слова


ПРИМЕР 2. М.Зощенко «Баня», «Аристократка»
ПРИМЕР 1. А.П.Чехов «Человек в футляре»
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ: Необходимо разгрузить нашу речь от слов - «канцеляритов»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: