Обоснование

Концепция ресурсного центра «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

На основе деятельности Музыкально-эстетического лицея им. А.Г. Шнитке

Обоснование

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одарённым и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.

В нашей стране одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одарённых детей, как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны.

Одарённым детям должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества. Пренебрежение к развитию индивидуального интеллекта, в конечном счёте, оборачивается для общества невосполнимыми материальными, политическими, моральными потерями.

Специалисты отмечают, что количество одарённых взрослых на несколько порядков ниже числа одарённых детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без профессиональной педагогической и психологической поддержки вырастают в «потерянных» взрослых, а материальные издержки поколение за поколением несёт государство. Одарённые дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одарёнными молодыми людьми.

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

Реформы, прошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные фонды и организации, ставящие основной целью выявления, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.

В нашем понимании одарённый ребёнок – это не только тот, который обладает выдающимися способностями и для которого необходимо обучение и воспитание в специализированной школе, но и тот, который обучается в массовой школе и потенциально одарен, то есть имеет потенциальные возможности в достижении высоких результатов. В данном случае «потенциальные возможности» - это скрытые, не проявляющиеся, но существующие возможности.

Задача педагогов заключается в организации системы работы с учащимися, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний. Эта система должна строиться на комплексе мер способствующих саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка, развитие познавательных интересов, потребностей, творческих способностей и способностей эмоциональной сферы ребенка

Это в свою очередь, приводит к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных наших задач.

Анализ проблемы и итогов… показал, что назрела острая необходимость организации систематической работы по развитию способностей одарённых детей в специально организованном Ресурсном Центре.

Очевидно, чтобы стать ресурсным центром, надо обладать ресурсами. Ресурсы образовательного учреждения МЭЛ позволяют спроектировать работу по эффективной реализации проекта.

ИСТОРИЯ ЛИЦЕЯ

История МЭЛ началась со студии дошкольного музыкально-эстетического воспитания при Саратовском Доме Ученых в 1989 году. Его создатели - преподаватели Университета, Консерватории, профессиональные композиторы и художники – решили претворить свою мечту о школе, где можно встретиться с искусством. В студии были основы математики и живописи, музыкальные и философские игры, ритмика, мир букв и сольфеджио, сказка и миф. И была импровизация – пластическая, театральная – дававшая свободу и радость творчества.

18 лет назад в 1992 году школа получила статус школы с музыкально-гуманитарной направленностью, углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Особенности обучения в МЭЛ:

1. МЭЛ – это школа камерного типа. Ежегодный прием в лицей – 25 человек в 2 класса.

2. МЭЛ – это школа-дом. Обучающиеся проводят здесь весь день, все знают друг друга, занимаются в общих мастерских и студиях, участвуют в совместных мероприятиях. Старшие опекают младших.

3. МЭЛ – это школа широкой коммуникативности, которая осуществляется:

· Через работу Детской филармонии;

· Через гастрольную деятельность детей и педагогов в России и за рубежом;

· Через благотворительные концерты в школах-интернатах, Домах инвалидов, военных училищах области;

· Через ежегодные концерты в Саратовским симфоническим оркестром;

· Через многочисленные конкурсы и фестивали;

· Через художественные выставки и персональные выставки обучающихся в области, России и за рубежом;

· Через научно-методическую деятельность педагогов и сотрудничество с Вузами области;

· Через разносторонние связи с областной российской и международной прессой и областным телевидением (авторские передачи лицея).

4. МЭЛ – это школа открытого типа. Родители присутствуют на любых уроках, на всех творческих зачетах, концертах и мастер-классах. Все это, а также тематические и психологические семинары позволяют приобщить родителей к тому миру, где живут их дети, сделать их соучастниками творческих процессов в МЭЛ.

За 18 лет МЭЛ разработал и апробировал эффективную модель образования и воспитания детей, создав систему, способствующую интенсивному творческому и культурному развитию личности и ее самореализации через творчество в разных областях.

Данная интегративная и инновационная учебная модель удостоена дипломов лауреата четырех Всероссийских конкурсов Министерства образования и науки Российской Академии образования, в том числе Гран-при Всероссийского конкурса «Авторские школы России», трижды побеждала в конкурсах общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, удостоена почетных грамот и призов Министерства Культуры РФ.

С 1997 года лицей имеет статус Федеральной площадки, который сохраняется в настоящее время.

Результативность деятельности нашего лицея доказана на различных конкурсах городского, областного, всероссийского и международного уровней. Более 300 раз лицеисты становились лауреатами Международных, Всероссийских, региональных конкурсов юных исполнителей, композиторов, художников в России, Китае, США, Германии, Греции, Болгарии.

Все выпускники лицея становятся студентами вузов России и других стран.

Приоритеты работы лицея:

1. Интерес к личности каждого ребенка;

2. Психологически комфортная атмосфера для всех участников образовательного процесса;

3. Предоставление возможности для самореализации каждого ученика;

4. Приоритет гуманитарного и художественного образования;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: