По способу объяснения поведения: (психодинамические; социодинамические; интеракционистические)

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологи­ческих, или внутренних, субъективных характеристик. Если вос­пользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, В = F(P,E),где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства лично­сти; Е — социальное окружение.

· Психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: В= F(P). Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

· Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам лич­ности. Их смысл символически выглядит так: В= F(E).

· Интеракционистскими называют теории, основанные на прин­ципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управ­лении актуальными действиями человека. Их смысловым выра­жением является полная левиновская формула: В = F(P, E).

По способу получения данных о личности: (экспериментальные, неэкспериментальные)

· Экспериментальными называются теории личности, постро­енные на анализе и обобщении собранных опытным путем фак­торов.

· К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

По углу зрения на личность: (структурные и динамические).

· К числу структурных причисляют теории, для которых глав­ной проблемой является выяснение структуры личности и сис­темы понятий, с помощью которых она должна описываться.

· Динамическими называют теории, основная тема которых — пре­образование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

С учетом возрастного диапазона: (дошкольный и школьный период жизни; все жизнь человека (с рождения до старости)).

· Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогиче­ской психологии, построен на рассмотрении ограниченного возра­стного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности.

· Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: